Надежное плечо
Традиционно в последнюю субботу августа Солигорск отмечает День города, а в воскресенье – День шахтера.
Такое единство вполне уместно, ведь населенный пункт своим появлением обязан открытию крупнейшего в Европе Старобинского месторождения солей калия. В 1958 году здесь началось возведение комбината. Его строительство было во многом предопределено железной дорогой. В июле 1959-го открылось движение на участке Слуцк – Солигорск. Это позволило решать транспортные задачи при возведении города шахтеров, а впоследствии и по перевозке грузов. Сегодня объединенная станция Калий – одна из основных грузовых на Белорусской железной дороге. В ее состав входят станции Калий-1, Калий-3 (главная станция узла), Калий-4 и Солигорск.
Свое название объединенная станция оправдывает: крупнейшим ее клиентом является ОАО «Беларуськалий». Номенклатура грузов также неизменна. Основа – минеральные удобрения. Кроме того, на станции Калий осуществляют погрузку строительных и лесоматериалов, торфа, промсырья и не только. Коллектив старается реализовать все поставленные задачи и успешно справляется с выполнением основных показателей. По итогам семи месяцев текущего года погрузка выросла и по отношению к аналогичному периоду 2022-го составила 150%. Соответственно увеличилось и количество отправленных вагонов по станции. На 49,9% возросла выгрузка.
За достижение высоких результатов обособленное структурное подразделение уже не первый раз занесено на Доску почета Могилевского отделения, а его лучшие работники накануне Дня железнодорожника получили заслуженные награды. Главной из них – нагрудного знака «Почетный железнодорожник» – удостоен составитель поездов станции Калий Николай Коктыш. Чтобы достичь такого результата, нужны десятки лет плодотворного труда, преданность профессии, доскональное знание своего дела. У Николая Ивановича все это есть, и как итог – участие в торжественной церемонии в Минском Дворце культуры и спорта железнодорожников.
– Когда начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов лично вручал мне награду, он поблагодарил за труд, сказал какие-то хорошие слова. Если честно, я очень волновался, – признался Николай Коктыш. – Конечно, приятно и почетно получить такую высокую отраслевую награду. Много людей меня поздравили: и руководство станции Калий, и коллеги, и родные, и знакомые.
В арсенале Николая Ивановича есть и нагрудный знак «Выдатнік Беларускай чыгункі». За 38 лет на магистрали его не единожды поощряли за работу, этот человек искренне уважаем в коллективе. «Он профессионал, самый лучший в своем деле, – характеризует его начальник участка движения Светлана Тихончук. – Многим Николай Коктыш дал путь в профессию, с ним надежно и легко работать».
На магистраль мой собеседник пришел в 1985 году по совету отца, также железнодорожника, который три десятка лет отдал вагонному хозяйству. Молодой человек начинал регулировщиком скорости движения вагонов на станции Слуцк, а уже в марте 1986-го перешел на Калий-3 помощником составителя поездов. Учился мастерству у более опытных коллег, все постигал на практике. И вот уже более двадцати лет Николай Коктыш трудится составителем поездов. Работа непростая. Впрочем, а бывают ли на дороге простые? Составители в строю круглые сутки, сменяя друг друга посменно. Вся работа происходит на открытом воздухе, невзирая на сезон и прогноз погоды. Эту профессию можно назвать интеллектуально-физической, ведь даже при укладке тормозных башмаков нужно учитывать профиль пути, угол уклона, примерный вес вагонов и условную длину отцепа. Есть и свои неукоснительные правила: например, некоторые грузы не могут находиться рядом, порожние вагоны нужно ставить только в конец состава, а неисправные или перегруженные вообще не должны в нем оказаться.
– В течение смены распускаем и собираем поезда. Ситуации бывают разные, поэтому нужно хорошо подумать, как быстро и правильно все сделать. Я постоянно на связи с маневровым диспетчером, получаю от него задания, узнаю об оперативных изменениях в графике маневров. В своем деле тесно взаимодействую с дежурным по станции, без разрешения которого, как говорится, никто никуда не поедет, – поясняет Николай Иванович.
Но главный соратник составителя поездов – машинист маневрового локомотива, с которым трудятся в одной связке.
– Во время расформирования состава и движения задним ходом составитель едет на подножке первого вагона и буквально становится «глазами» машиниста. А как же, мало ли люди или посторонний предмет на путях? За всем нужно следить, соблюдать безопасность движения, – рассказывает Николай Иванович. – Общаемся между собой по рации, но все знаем, как подавать сигналы руками: «тише», «назад», «вперед» и самый главный – «остановка». Работы хватает: как начнешь в восемь часов утра, так до восьми вечера на ногах.
За смену составитель формирует примерно пять поездов. На состав до 60 вагонов потребуется около часа. «Но это если оперативно работает комбинат, если вагонники ничего не забракуют, если есть свободные пути. На всех этапах все сделают быстро – значит, и составители не подведут», – улыбается Николай Коктыш.
Когда-то по его примеру на железную дорогу пришла супруга Галина Леонидовна. Трудилась приемосдатчиком груза и багажа на станции Слуцк. К сожалению, не так давно она ушла из жизни. Сейчас семейное дело в третьем поколении продолжает дочь Ольга, которая, как и отец, работает на станции Калий, и как мама, – приемосдатчиком груза и багажа. Не забывает отчий дом сын Андрей. Радуют успехами внуки. Старшая Ксения нашла себя в музыке: поет и учится играть на скрипке. Средний внук Алексей сделал ставку на спорт – увлекается футболом. Младшей Анечке только исполнилось два годика, и она просто умиляет всех своей непосредственностью и искренним отношением к окружающему миру. О подрастающем поколении Николай Иванович говорит с особой нежностью. Они определенно будут и лучше, и успешнее – по крайней мере, этого очень хотят их родители и, конечно, дедушка.
…Наступает новый рабочий день, и почетный железнодорожник Николай Коктыш отправляется на очередную смену на станцию Калий. И всю ее он проведет в движении, ни на минуту не теряя бдительность. Вагоны сцеплены, башмаки уложены с накатом – значит, можно отцеплять маневровый локомотив и отправляться выполнять новое задание.
Солигорск – один из самых молодых городов Беларуси, но со своей историей возникновения. Основан в 1958-м. В этом году он отмечает 65-летие.
…Весной 1949-го на Старобинщине появилась первая буровая вышка. Геологи установили ее недалеко от деревни Чижевичи, на левом берегу мелководной Рутки – притока реки Случь. В начале мая они приступили к бурению первой в этих местах разведочной скважины.
После двух месяцев напряженной работы, когда ее глубина достигла 350 метров, бригада бурового мастера Александра Нестерова подняла на поверхность земли столбик светло-розового кристаллического вещества с прослойками темно-серой глины. После лабораторного анализа стало известно, что геологи обнаружили калийную соль. А следом установили, что запасы имеют промышленное значение и могут стать сырьевой базой для крупного горно-химического предприятия.
Летом 1958 года началось строительство первого в нашей стране калийного комбината. 10 августа состоялся митинг, посвященный закладке будущей столицы белорусских шахтеров. В этот день был открыт и первый исторический памятник – простой бетонный куб с надписью «10-VIII/1958 г. Здесь заложен город Новостаробинск». Современное название он получил не сразу. Сначала это был поселок Новостаробинск, примерно через год его переименовали в рабочий поселок Солигорск. А городом он стал 7 марта 1963 года.
Предполагалось, что на Старобинщине будет сооружен только один калийный комбинат. В связи с этим архитекторы запланировали по соседству с будущим предприятием небольшой населенный пункт с количеством жителей 18 тыс.человек. Но через несколько лет правительство страны приняло решение о строительстве еще трех калийных комбинатов. Поэтому проект планировки и застройки пришлось пересматривать несколько раз. В итоге был разработан новый генеральный план застройки города, рассчитанного на проживание в нем 100 – 110 тыс. человек.
«Солигорск – современный, красивый, удобный для проживания город, – отмечает председатель ветеранской организации станции Калий Анна Луцкая. – В нем есть прекрасные лесопарк и водохранилище. Несмотря на молодой возраст, он удивит даже самых взыскательных туристов. Еще при подъезде к городу можно увидеть терриконы – разноцветные рукотворные горы, образовавшиеся из песка и калийной соли. В Солигорске много зелени и оригинальных арт-композиций. К примеру, Парк четырех стихий. Именно здесь расположен самый большой в городе фонтан, который спроектирован так, что свыше 700 струй воды бьют на высоту более 20 метров.
В 1977 году рядом с парком установили памятник шахтеру. Первопроходчик солигорских недр – символ, олицетворяющий промышленную мощь нашего города. Монумент высотой 6 метров изображает горняка, выходящего из забоя, на фоне кристаллов сильвинита.
Еще рекомендую побывать в Сквере семьи, любви и верности: площадка по мотивам сказки «Курочка Ряба», необычные фонтаны, скейт-парк, спортивные зоны, лабиринт из туй. Совсем рядом находится кафедральный собор Рождества Христова. Он считается самым большим православным храмом Минской области и южной Беларуси.
Но самое главное – это, конечно, люди: шахтеры, врачи, учителя, железнодорожники. Все мы стремимся сделать наш город еще краше и уютнее. Сюда меня привела, наверное, сама судьба. Это было в 1966 году, когда я начала трудовой путь товарным кассиром на станции Калий-3. Работать было очень интересно, ведь в то время шло активное развитие – не только нашей станции, но и всей дороги. За эти годы Солигорск стал мне родным. Приятно видеть, как он живет, развивается, хорошеет».
Елена ВЕТРОВА