Октябрь
Пн
07
2024

Дорога, которой дорожим!

Совсем скоро Осиповичская дистанция пути отметит 150-летие. Это не просто цифра, а целая веха, ведь предприятие всего лишь на 11 лет младше всей Белорусской магистрали.

Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов Егор Шатохин и мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов Анатолий Соловей

Осиповичская дистанция пути образовалась благодаря строительству и вводу в эксплуатацию Либаво-Роменской железной дороги. Датой ее рождения принято считать 16 сентября 1873 года, когда было открыто движение на участке Минск – Бобруйск. В начальный период зарождения железных дорог было много видов рельсов. Как и верхнее строение пути, они постоянно совершенствовались и видоизменялись. Изначально на территории современной Беларуси использовали чугунные, а позже стальные рельсы длиной не более 7,3 метра. Все строительные и ремонтные работы проводились исключительно вручную. В помощь рабочим были костыльный молоток весом около 8 кг, кувалда, лапчатый лом, вага да кирка. Передвигались чаще всего самостоятельно или на ручной дрезине, а инструмент перевозили на однорельсовой тележке и в путевом вагончике.
Изначально путевое хозяйство было небольшим. Обслуживался в основном главный участок Пуховичи – Бобруйск и несколько станционных путей для приема товарно-пассажирских поездов и отстоя вагонов. Путейские мастерские располагались в деревянном строении и состояли из кузницы, слесарного и столярного отделений.
Железная дорога развивалась. Если в 1873-м на станции был один главный путь и несколько станционных, то уже через шесть лет – 14 стрелок и 9 путей общей протяженностью почти 1469 сажень. Со временем потребовался ремонт и замена шпал. Для увеличения их срока службы построили шпалопропиточный завод. Интересно, что до 1910 года шпалы меняли целыми верстами. Процесс был очень трудоемким, дорогим, поэтому позже перешли на единичную замену. Дорога практически постоянно находилась под наблюдением. Путевые сторожа (обходчики) должны были вовремя обнаружить и устранить любую неисправность. Сегодня эту роль выполняют монтеры, они отвечают за безопасность движения на своем участке.

Техобслуживание дефектоскопной тележки производит оператор дефектоскопной тележки Николай Коноваленко

Период 1920 – 1940-х стал для всего железнодорожного узла временем активного развития и технического переоснащения. Важная веха в истории дистанции пути – послевоенный период. К восстановлению разрушенного хозяйства приступили буквально сразу же после освобождения города в 1944 году. С 1947-го началась постановка стрелочных переводов на щебень. Только за апрель план работ по этому показателю был выполнен на 800%! В 1965-м осиповичские путейцы впервые провели укладку бесстыкового пути на участке Осиповичи – Жлобин. Использование длинномерных рельсов и рельсов более тяжелого типа, железобетонных шпал, усиление стрелочных переводов дало возможность значительно повысить скорость движения поездов.
В эту трудовую летопись каждый день вносились новые страницы. В некоторых моментах осиповичские путейцы и вовсе были первопроходцами. Так, значимой новацией стала обкладка тупиковых упоров бетонными плитами. Покрытое специальной краской твердое основание более прочное, чем обычное дерновое и не требует постоянного ухода. Проектированием необходимых плит занимались сами, а выполнить заказ взялись на Осиповичском заводе железобетонных конструкций. В настоящее время этот опыт применяется на всей магистрали.
Сегодня коллектив дистанции обслуживает три направления: Осиповичи – Слуцк – Солигорск, Осиповичи – Могилев, Осиповичи – Минск. Развернутая длина путей – 516,44 км, из них 290,6 – главные. В зоне ответственности также 578 стрелочных переводов. Предприятие стабильно занимает лидирующие позиции в Могилевском отделении дороги и входит в число лучших на БЖД. В текущем году выполнен восстановительный ремонт более 2,5 км пути на старогодных материалах. Совместно с подрядными организациями проведен капитальный ремонт моста, расположенного на перегоне Новодворцы – Слуцк.
По итогам 7 месяцев выполнены плановые задания по выручке от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по ИВД, показатели тонно-километров брутто составили 146% к плану. И, конечно, во главе угла – текущее содержание пути. Балльная оценка – один из критериев качества работы путейцев. За 7 месяцев текущего года она составила 20 при плане 39.

Начальник путевой машины Сергей Калиновский

Свой вклад в обеспечение безопасности движения вносят работники 14-ти околотков. Хорошо с поставленными задачами справляется коллектив околотка № 9 (станция Верейцы) под руководством Павла Моисеева. Его работники обслуживают очень непростой участок линии Минск – Осиповичи. На внеклассной станции железнодорожного узла трудятся их коллеги из околотка № 8. Дорожный мастер Владимир Козловский – профессионал с 20-летним стажем. Недаром ему и дорожному мастеру Эдуарду Бубнову (7-й околоток) в этом году доверили взять под крыло подрастающее поколение – студотрядовцев из Осиповичского государственного профессионально-технического колледжа. И некоторые юноши после окончания обучения высказали желание вернуться на магистраль.
Когда-то так сделал и бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов Егор Шатохин. По распределению после окончания БелГУТа молодой специалист пришел в Осиповичскую дистанцию пути. Буквально через пару месяцев его призвали на срочную службу в армию, а в конце мая он уже вновь приступил к своим трудовым обязанностям.
– Молодежи мы всегда рады, – отмечает мастер участка по эксплуатации и ремонту машин, механизмов и оборудования Анатолий Соловей. – Тем более таким. Егор Игоревич уже зарекомендовал себя как исполнительный, ответственный человек с активной жизненной позицией. Приятно передавать опыт тому, кто прислушивается к советам, стремится стать хорошим специалистом.
Наладчиком железнодорожно-строительных машин и механизмов 17 лет назад пришел в дистанцию и сам Анатолий Стефанович. Руководство и подчиненные отзываются о нем, как о грамотном, высокоорганизованном руководителе. Железнодорожник был награжден Почетной грамотой Могилевского отделения. Благодаря бесперебойной работе машин и механизмов только за первое полугодие произведены замена 26 стрелочных переводов и элементов, выправка 55 стрелочных переводов, восстановление целостности рельсовой цепи бесстыкового пути, очистка загрязненного балласта. Производительность труда по объемному показателю составила 147,4% к плану.

Дежурный по переезду Денис Князик

Слесарем по ремонту путевых машин и механизмов в 2004 году пришел в дистанцию Сергей Калиновский. Сегодня он начальник путевой машины, имеет Почетную грамоту Могилевского отделения. В ноябре исполнится 23 года как за дефектоскопную тележку встал Николай Коноваленко. К слову, по примеру отца магистраль выбрал и сын Николая Николаевича, который работает электромехаником в Осиповичской дистанции сигнализации и связи. Именно так и складываются трудовые династии. Одну из таких продолжает Руслан Снигирь. Родоначальник Александр Шведов в 17 лет пришел на магистраль путевым рабочим и «дорос» до должности заместителя начальника Осиповичской дистанции пути. Дело отца продолжила дочь Тамара, которая работала инженером путевого хозяйства. С 1998 года честь семьи на трудовом посту отстаивает внук основателя династии. Накануне Дня железнодорожника машинист железнодорожно-строительных машин Руслан Снигирь удостоен нагрудного знака отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени.
Те, кто посвятил жизнь дороге как никто другой, знают, что именно путь – начало всех начал, но пройти его дано не каждому. На таких людях держится стальная магистраль. Сделанное за полтора столетия тружениками Осиповичской дистанции пути поистине неоценимо. Они неоднократно награждались за свой труд. Их фотографии ежегодно украшают Доску почета Могилевского отделения. Меняются технологии и материалы, внедряются новые методы работы, совершенствуется техника, но важнее человека не было и нет ничего.
– 150-летие – это большой период для любого предприятия. Это непростая, но очень интересная история, в которой главные герои – люди, – подчеркнул начальник Осиповичской дистанции пути Александр Евдакимович. – В канун праздника хочу выделить каждого работника и поблагодарить за труд, за понимание важности нашего общего дела, за неравнодушие. Особые слова признательности хочется сказать ветеранам, заложившим славные традиции, которые сегодня продолжает молодежь. Уважаемые коллеги! Желаю вам здоровья, семейного благополучия, не бояться трудностей и уверенно двигаться по выбранному пути!

Елена ВЕТРОВА 

Яндекс.Метрика