Новую жизнь дала магистраль
В нынешнем году сразу восемь предприятий двух крупных узлов Белорусской железной дороги – Гомельского и Жлобинского – отмечают круглую дату. 150 лет назад «… началось правильное движение товарных поездов с 16 ноября 1873 года, а пассажирских – с 17 ноября 1873 года на участке Ландварово-Роменской железной дороги от Бобруйска до Гомеля».
Когда в городе над Сожем прозвучал первый паровозный гудок, населенный пункт уже имел статус города, свой герб и богатую историю. Здесь действовали духовные и народные училища, работал кукольный театр, а во дворце княгини Паскевич проходили балы и светские приемы. Но все-таки именно стальная магистраль задала совершенно иной ритм здешней жизни. В начале следующего года рельсовый путь протянулся до Бахмача, в июле его провели до конечного пункта Ромны. С присоединением пути к балтийскому порту Либава (ныне Лиепая) дорога стала называться Либаво-Роменской.
Станция на болоте
Участок Бобруйск – Жлобин – Гомель стал третьим этапом строительства Ландварово-Роменской железной дороги. Укладка путей в Гомеле проходила в сложных ландшафтных условиях – в стороне от основных городских кварталов вдоль западной окраины в прямом смысле на болоте с густыми зарослями растений и кустарника, которое в народе называли Горелым.
В книге «От Гомеюка до Гомеля» профессор А.Ф. Рогалев, правнук инженера Константина Катерли, принимавшего участие в строительстве дороги, писал, что «на участке от нынешней улицы Полесской до вокзала пришлось прокладывать рельсы по низинной, болотистой местности, кое-где даже делать насыпь…». Сюда привозили грунт, который срезали за Моховым переездом в районе Лещинской улицы, чтобы по почти незаметному склону подвести линию железной дороги к реке Сож.
Магистраль разрезала болота на две части. Их постепенно осушали и засыпали. А за путями началась активная жилая застройка. Здесь селились главным образом железнодорожные служащие и мастеровые. Так называемый Залинейный район в городскую черту официально вошел в 1907 году. Он быстро расширялся, формируя разветвленную сеть улиц и переулков. Из географическо-статистического очерка Ф. Жудро, И. Сербова и Д. Довгялло «Город Гомель» за 1911 год известно, что их насчитывалось 74, в то время как старый район состоял из 75.
Символично, что многие улицы носили названия, связанные с магистралью: Железнодорожная, Вокзальная, Полесская, Сортировочная, переулок Кондукторский. Улица Либавская шла от вокзала на север параллельно магистрали. Слева располагались товарная станция и мастерские (прообраз нынешнего вагоностроительного завода). Росла она быстро, застраивалась жилыми домами для железнодорожных рабочих, озеленялась… Благоустройство целиком зависело от отраслевых служб. К началу XX века Либавская дошла почти до сортировочной станции на северной окраине Гомеля.
С 1957 года улица носит имя Тараса Шевченко. Но даже сегодня, спустя 150 лет, имеет исключительно железнодорожный «колорит»: жилых домов почти не осталось, слева тянутся парки станции Гомель, расположены цеха ВСЗ. Но, конечно, главное украшение города – красавец-вокзал.
Мегаполис XIX века
150 лет назад Гомель представлял собой поселение, «щеголявшее постройками с соломенными крышами»… Тому есть документальное подтверждение. В городском справочнике «Весь Гомель» за 1915 год говорится, что «…интенсивное развитие города начинается только с 1876 года с железной дороги». Она стала третьим фактором (после реки Сож и дороги), который решающим образом сказался на характере территориального развития города. Экономическое значение стальной магистрали было огромным: она связала белорусские губернии с портами Балтийского моря, Украиной и другими районами Российской империи. Из Беларуси в Западную Европу по путям везли лен и пеньку, в обратном направлении – мануфактуру, технику, бакалею. Так, в 1901-м в Гомель по железной дороге было доставлено 3 млн. пудов различных грузов, в то время как по реке – 1 млн., а гужевым транспортом и вовсе 150 тыс. пудов.
Дореволюционный исследователь Л. А. Виноградов в книге «Гомель. Его прошлое и настоящее» в 1900-м писал, что «проведение в 1873 году через Гомель Либаво-Роменской железной дороги и позже Полесских привлекло в город многих предпринимателей, вызвало основание банков, контор и заводов, а вместе с тем изменило крестьянско-обывательский характер старого города на торговый и маклерский».
В Гомеле открывали паровозные и вагонные мастерские, появилась служба пути, был построен вокзал и станционные здания. Развитие экономики и наращивание производств вызвали быстрый рост населения и территории города. В 1860-х гг. численность гомельчан вместе с обитателями Ново-Белицы колебалась в пределах 12 – 13 тыс. человек. А уже в 1897 году по данным первой всеобщей переписи населения Российской империи, «… из 36 755 человек, живших в Гомеле, почти 11 тыс. считали себя приезжими».
В 1900 году коллектив гомельских железнодорожников насчитывал 1440 человек. Для сравнения: на лесообрабатывающих предприятиях города трудилось всего 435. Это при том, что данная отрасль в начале ХХ века была ведущей в местной промышленности. (М.О. Бич «Рабочее движение в Белоруссии в 1861 – 1904 гг.»).
Два вокзала
В 1886-м Гомель стал узлом: 15 февраля открылось движение на участке Лунинец – Гомель Полесских железных дорог, а с 8 августа следующего года стал действовать и участок Гомель – Брянск. С тех пор город над Сожем стал крупнейшим узлом, расположенным на пересечении пяти направлений. Полесские связывали населенный пункт с Речицей, Пинском и Брестом. Причем у каждой из двух железных дорог были отдельные вокзалы.
Однако на карте, составленной Анисимом Щекудовым в 1910 году, отмечен только Либаво-Роменский вокзал. Возможно, картограф просто не захватил другую территорию. А вот в очерке «Город Гомель», опубликованном через год, сказано: «На Полесском вокзале построена красивая каменная церковь». Безусловно, речь идет о Никольском храме, ныне входящем в Гомельскую епархию. Он был освящен в октябре 1904 года, построен за счет средств, собранных железнодорожниками, и назван в честь святого Николая – покровителя путешествующих. Также из описания следует, что рядом с вокзалом Полесских дорог начиналась усадебная застройка: «За линией, как за Либавским, так и за Полесским вокзалами, образовался теперь громадный пригород, заселенный преимущественно железнодорожными служащими и мастеровыми».
И действительно, на карте Гомеля 1913-го и 1919 годов в районе современной остановки «Никольский переезд» указана «Ст. Гом.-Полес.». А на карте 1918-го под пометкой № 4 значится «вокзал Полесский».
Центр культурной и спортивной жизни
Первое в городе профессионально-техническое училище было отраслевым (сегодня это Гомельский колледж – филиал БелГУТа). 30 октября 1878 года образовательное учреждение распахнуло свои двери. Оно, по сути, имело статус техникума, где готовили специалистов для служб пути и тракции (тяги). Обучение длилось три года. По окончании курса учащимся выдавали свидетельства и направляли на двухгодичную стажировку. С 1900-го ежегодно здесь готовили 30 – 35 путейцев, паровозников, телеграфистов. В начале 30-х были организованы новые отделения: вагонного хозяйства, а также СЦБ и связи.
Первоначально училище размещалось в деревянном строении. В 1909 году по проекту архитектора Станислава Шабуневского было возведено новое двухэтажное каменное здание. Сейчас в нем находится Дорожный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для Белорусской магистрали.
Первая в Беларуси общеобразовательная ведомственная школа была открыта в 1883 году также в Гомеле для детей железнодорожников. Она располагалась на станции недалеко от мастерских. Спустя пять лет ее преобразовали в двухклассную, с дальнейшей возможностью поступления в отраслевые училища.
В 1913-м одна из четырех библиотек Гомеля принадлежала железнодорожникам и располагалась в здании Либавского вокзала.
В 1897 году начались богослужения в передвижной вагонной церкви, названной Свято-Николаевской. А в декабре 1901-го была освящена Успенско-Либавская железнодорожная церковь-школа – третий по счету каменный храм в Гомеле.
В 1930-м возле вокзала появился Клуб железнодорожников, который после реконструкции в 1951-м переименован во Дворец культуры железнодорожников имени Ленина. Стадион «Локомотив», построенный в 1926 году, в те времена стал центром спортивной и культурной жизни города. Именно здесь в 1936-м открылась первая в Беларуси Детская железная дорога. Она была всего полкилометра длиной, зато с паровозным депо, станционными постройками и учебным зданием. От станции «Счастливая» до станции «Радостная» и обратно курсировали дореволюционный танк-паровоз и два вагончика. Во время войны дорога была разрушена и не восстанавливалась.
Так «завязывался» Гомельский узел. Но он не единственный, который появился благодаря Ландварово-Роменской железной дороге. О том, как стальная магистраль изменила жизнь Жлобина, мы расскажем в ближайших номерах.
Лидия СЕРГЕЕВА
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала коллективу
Научно-технической библиотеки ЦНТИ Белорусской железной дороги.