История под стук колес
Мы говорим – Осиповичи, подразумеваем – железная дорога. В середине сентября сразу три местных предприятия отмечают 150-летие. Своим появлением они обязаны строительству Либаво-Роменской железной дороги. В числе юбиляров и локомотивное депо Осиповичи. Сегодня представить себе магистраль без поездов просто невозможно. А в конце XIX века паровозы были настоящей диковинкой, вызывали трепет и восхищение своей мощью. Взять на себя содержание и обслуживание этого чуда инженерной мысли были призваны паровозные депо.
Осиповичское распахнуло ворота в 1873 году. Оно представляло собой кирпичное здание прямоугольной формы, рядом расположились мастерские по ремонту подвижного состава. Имелись поворотные устройства, дровяные склады, водоснабжение. История сохранила имя первого начальника депо – Людвиг Кремер. Паровозный парк тогда состоял из машин серии Т с осевой формулой 0-3-0, выпущенных заводом «Борзиг» (Германия). Эти локомотивы были достаточно примитивны и работали на дровах. Между тем развитие магистрали вело к совершенствованию всех ее предприятий.
Первая мировая и Гражданская войны, иностранная интервенция нанесли колоссальный ущерб паровозному депо Осиповичи. В этот период железнодорожники работали в тяжелых условиях, проявляя личную смелость и героизм. Имя машиниста Акима Чумакова, который в 1922-м ценой собственной жизни увел поезд с особо ценным грузом от нападения бандитов, сегодня известно на всей магистрали. В его честь открыта мемориальная доска на здании депо, а имя носят улица в райцентре и маневровый тепловоз.
Важным этапом дальнейшего развития и техперевооружения стал ввод в эксплуатацию в 1930 году участка Могилев – Осиповичи протяженностью 136 км. Период быстрого развития прервала Великая Отечественная война. На рабочих местах мужчин заменяли женщины. Одной из таких была Ксения Шаметько (Задоля). С 1941-го по 1943-й она работала помощником машиниста в колоннах НКПС.
В 1945-м Ксения Александровна окончила курсы машинистов, водила маневровый паровоз. За отличную работу была награждена значком «Почетному железнодорожнику». Не только трудиться довелось железнодорожникам, но и воевать.
Отступая, гитлеровцы оставили после себя разрушения. деповчанам предстояла большая восстановительная работа, с которой они справились. К концу 1947 года здесь уже было 38 паровозов различных серий, в том числе трофейных. Интересно, что паровоз Эр № 744-33 называли «Партизанка», так как на нем работали бывшие партизаны, а паровоз Эр № 744-32 именовали «Комсомольский». Эти бригады вели трудовое соперничество, лидировали в соцсоревнованиях. За годы двух послевоенных пятилеток (1946 – 1955 гг.) тяжеловесными поездами было перевезено более 6 млн. тонн груза сверх нормы! Коллектив находился на подъеме. В 1957-м в Осиповичах завершили перевод подвижного состава на автосцепку. Еще через год начали переход с угольного на нефтяное топливо, что увеличило пробег паровозов. Внедрение новых видов тяги продолжалось. В марте 1967 года на участке Гомель – Минск с грузовыми поездами пошли тепловозы ТЭ3. Зимой 1968-го на тепловозы ТЭ7 перешли в пассажирском движении.
Время ставило новые задачи, появлялись и новые достижения. В 2013-м в результате электрификации участка Жлобин – Осиповичи открылось регулярное движение электропоездов. Первыми по маршруту Осиповичи – Бобруйск проехали машинист Сергей Кисель и помощник Николай Федосов. В этот же период шло освоение электровозов БКГ1 и БКГ2.
Локомотивное депо Осиповичи не раз входило в число лучших на Белорусской железной дороге по итогам отраслевого соревнования. В настоящее время оно является ремонтно-эксплуатационным и ведет обслуживание движения грузовых поездов в направлениях: Осиповичи – Слуцк – Калий-3; Осиповичи – Минск – Молодечно – Орша; Осиповичи – Могилев; Осиповичи – Жлобин, а также в пригородных: Осиповичи – Солигорск; Осиповичи – Жлобин; Бобруйск – Рабкор. На предприятии выполняют ремонт в объеме ТО-2, ТО-3 и ТР-1.
В своей структуре предприятие имеет два оборотных депо. В Слуцке коллектив возглавляет Алексей Тимохов. Первоочередная задача – обеспечить потребности Слуцко-Калийного узла и ключевого клиента предприятия «Беларуськалий». Локомотивщики трудятся в пригородном движении на участке Осиповичи – Солигорск. Юрий Богданович руководит оборотным депо Бобруйск. Железнодорожники выполняют тяговое обслуживание маневровой работы узла.
Этот юбилейный год локомотивное депо Осиповичи отмечает неплохими результатами. Так, по итогам 8 месяцев 2023-го показатели тонно-км брутто составили 121,6% к аналогичному периоду прошлого года. В первую очередь это связано с перевозкой калийных удобрений.
В августе среднесуточный пробег составил почти 102% к плану, вес поезда – 102,8%, производительность локомотива – 105,6%. Перевыполняются задания по энергосбережению.
Всегда почетно, когда труд оценивается на самом высоком уровне. В 2019 году государственной награды – медали «За трудовые заслуги» – был удостоен машинист тепловоза Александр Рогаль. В минувшем году в рамках VI Слета машинистов Белорусской железной дороги нагрудным знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» отмечен машинист тепловоза Виктор Сакун, а его коллега Семен Коляда был удостоен знака «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км». В канун Дня железнодорожника такие высокие награды получили машинист дизель-поезда Владимир Редько («За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км») и машинист электровоза Александр Пешко («За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км»).
Работники предприятия – постоянные участники и победители дорожного конкурса «Лучший по профессии» в своей номинации. В этом году на высшую ступень пьедестала взошел машинист дизель-поезда Филипп Ващенко. А накануне Дня железнодорожника нагрудного знака «Выдатнік Беларускай чыгункі» был удостоен его отец – машинист электровоза Сергей Ващенко. Сергей Николаевич остается верен родному предприятию уже почти 33 года. Династии – крепкий фундамент магистрали. Представители некоторых из поколения в поколение трудятся на одном предприятии, а для кого-то оно становится началом большого пути. Не понаслышке знает о труде железнодорожников нынешний начальник локомотивного депо Осиповичи Александр Ефимович. В вагонном депо трудилась его бабушка, машинистом дизель-поезда был отец. Все ступени профессионального роста прошел и сам Александр Владимирович. В 1996 году после окончания БелГУТа он устроился мастером в локомотивное депо. С 2019-го возглавил коллектив, в котором никогда не был чужим. К слову, дорогу выбрал своим делом и сын Владислав.
Свидетели становления и развития предприятия – ветераны. Почти у каждого за плечами не один десяток трудовых лет. В настоящее время ветеранская организация локомотивного депо Осиповичи объединяет 228 человек, 7 из которых перешагнули 90-летний рубеж. Возглавляет ее Ольга Горецкая, которую с магистралью связывают 32 года. Вся история предприятия, факты и имена будут отражены в брошюре «Локомотивное депо Осиповичи 150 лет», которую выпустят к юбилею. Информацию собирали и бережно хранили неравнодушные потомки тех, кто начинал, продолжал и будет продолжать эту летопись год за годом, страницу за страницей.
– Коллектив живет и трудится. Все достигнутое – закономерный результат постоянной работы по созданию безопасных условий труда, повышению квалификации персонала и, конечно, улучшению качества ремонта, – резюмирует начальник локомотивного депо Осиповичи Александр Ефимович. – Юбилей – это прежде всего повод для гордости: за наше локомотивное депо, за его людей. Самые теплые слова хочу адресовать ветеранам и поблагодарить их за труд. А молодежи – равняться на прежние поколения и строить свою жизнь так, чтобы не было стыдно смотреть в глаза уже своим потомкам. С праздником, уважаемые коллеги! Желаю всем уверенного движения вперед по выбранному нами железнодорожному пути!
Елена ВЕТРОВА