Цифровизация, новые направления и рост экспорта товаров
Железнодорожный транспорт в нашей стране играет важную роль в перевозке грузов и обеспечении международных торговых связей. О том, как развивается Белорусская железная дорога в условиях санкций, какие новые направления разрабатываются и как налажены таможенные процессы, рассказал во время XIV Международной научно-практической конференции, приуроченной ко Дню таможенника, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов.
Как подчеркнул Владимир Михайлович, в сфере грузовых перевозок приоритетом БЖД являются потребности и интересы отечественных предприятий. Именно они формируют основу грузового бизнеса Белорусской магистрали – как во внутриреспубликанских перевозках, так и в международном сообщении.
«На современном этапе трансформации экономики происходят большие изменения. Движение определенных товарных потоков замедлилось, а по отдельным направлениям – прекращено. Так, 2022 – 2023 годы – время кардинальных изменений в международной железнодорожной логистике. Они затронули всех, начиная от производителей товаров и их получателей и заканчивая транспортниками – в частности, железнодорожниками. В этих условиях возникает необходимость оперативно обеспечить устойчивое функционирование транспорта и его инфраструктуры, постоянный мониторинг ситуации и изменение маршрута доставки товаров, внедрение передовых логистических технологий и другое. Все это потребовало пересмотра традиционных методов деятельности, оперативной перестройки логистики товаров и финансовых средств, разработки новых маршрутов для экспорта, а также эффективного решения задач по транспортировке товаров», – отметил Владимир Морозов.
Консолидация общих усилий органов госуправления, транспортных и логистических организаций дает положительный результат. Так, если в первой половине 2022 года среднемесячный вывоз продукции белорусских предприятий железнодорожным транспортом составлял 2,5 млн. тонн, то в 2023-м – уже 3 млн. тонн.
«В текущем году экспортные поставки железнодорожным транспортом осуществляют более 1,2 тыс. предприятий страны. Доля перевозок по сухопутным маршрутам составляет 62%, – заявил Владимир Морозов. – Направления товарных потоков в 2023 году для нас – новая реальность. Однако сложившиеся структуры и направления транспортировки имеют стабильный характер благодаря проработанной логистике и новым сформированным рынкам сбыта».
Все это требует новых подходов, и белорусские железнодорожники находятся в постоянном поиске инновационных путей развития своей деятельности, применяя совместно с грузовладельцами и участниками рынка транспортных услуг оптимальные логистические решения.
Благодаря включению органами государственного управления гарантированного объема экспортной продукции в белорусско-российское межправсоглашение по перевозке отдельных видов грузов у БЖД теперь есть четкий механизм поставок продукции и гарантии объемов перевозок по закрепленному этим документом маршруту.
«Реализация данного соглашения за 8 месяцев текущего года обеспечила рост экспорта белорусских грузов транзитом через Россию в 2,5 раза, по сухопутным маршрутам – в 1,7 раза, а через порты – в 3 раза. При этом, учитывая планы по экспорту на 2023 год, нашим экспортерам необходимо более активно использовать механизмы внедрения объемов поставок продукции на рынки сбыта», – подчеркнул Владимир Михайлович.
Владимир Морозов обратил внимание и на необходимость внедрения в государствах – членах ЕАЭС механизма согласования железнодорожных перевозок. Его отсутствие сдерживает дальнейшее развитие экспорта белорусской продукции железнодорожным транспортом на рынки стран ЕАЭС, Центральной Азии, КНР и других государств. Наиболее остро это наблюдается в части контейнерных перевозок.
Драйвером для значительного развития сферы перевозок стала возможность использования перевозчиками электронных документов при совершении таможенных операций. «В настоящее время электронную накладную с НДС можно оформить при перевозке грузов в Россию, в том числе в Калининградскую область. Эта технология также сохранилась в железнодорожном сообщении с Литвой, Латвией и с определенными перевозчиками в Польше», – добавил Владимир Морозов.
У Белорусской железной дороги и Государственного таможенного комитета накоплен значительный опыт взаимодействия при применении цифровых технологий, электронных способов передачи информации и обмена данными.
«Полностью реализовать потенциал, заложенный ГТК и БЖД в процесс цифровизации грузоперевозок, можно только во взаимодействии со всеми органами государственного управления. В этой связи хочу отметить соответствующую работу, проводимую в рамках ЕАЭС. В частности, по построению электронного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности, государственными органами, странами – членами ЕАЭС и в дальнейшем с КНР», – заявил начальник БЖД.
По его словам, общие усилия органов госуправления, грузовладельцев, транспортных логистических организаций дадут более весомый результат.
«Несмотря на все преграды, уверен, что совместная деятельность обеспечит дальнейшее развитие и создание всех необходимых условий для реализации потребностей наших предприятий, занимающихся грузовыми перевозками. Они, в свою очередь, внесут достойный вклад в устойчивое развитие национальной экономики Беларуси», – заверил Владимир Морозов.