Ключ к сердцам учеников
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Эти слова российского историка Василия Ключевского в полной мере относятся к преподавателю Гомельского колледжа – филиала БелГУТа, председателю цикловой комиссии «Общетехнические дисциплины и электроснабжение» Артему Долгополову (на фото).
При личном знакомстве с Артемом Георгиевичем исчезают многие хрестоматийные представления о преподавателе. Перед мною – яркий пример сочетания интеллекта, энергии и нестандартной мысли. При этом в нем есть все то, что присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, ум, доброта и терпение. Даже личного времени ему не жалко для учащихся: на переменах всегда окружен молодежью – готов ответить на любые вопросы по теме и дать пояснение к новому материалу. А накануне защиты дипломных проектов переживает наравне со своими выпускниками и всегда по несколько раз перепроверит каждый провод, реле или схему, которые включены в их проекты. К слову, пять его выпускников удостоены Благодарности начальника дороги за лучший дипломный проект.
– Учить других – задача не из легких, это очень ответственный труд, а еще важно и самому владеть большим объемом различной информации, – уверен Артем Долгополов. – Невозможно знать все, но можно всю жизнь стремиться к новым знаниям и интересоваться самыми разными темами.
Поэтому к очередному занятию он готовится со всей ответственностью – словно студент перед важным экзаменом. Охотно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием, следит за развитием технологий и изменениями в сфере автоматики и телемеханики, электроснабжения на железнодорожном транспорте, различными новациями, часто бывает на базовых предприятиях, где общается с электромеханиками, чтобы быть в теме и ответить на любые вопросы учащихся. Со временем выработал и персональную методику обучения. Например, вместе с коллегами – преподавателем Гомельского колледжа – филиала БелГУТа Ангелиной Ковзик и сотрудником БелГУТа Дмитрием Коноваловым – на прошлогоднем научном конкурсе «Транспорт будущего» представил современную WORLDSKILS лабораторию. Авторы проанализировали инновационные подходы к организации практического и теоретического обучения, подготовки квалифицированных специалистов железнодорожного транспорта в области автоматики и телемеханики.
– Грамотные кадры – неотъемлемое слагаемое четкой работы Белорусской железной дороги. Технологии в сфере автоматики и телемеханики, а также электроснабжения быстро меняются, развиваются, усовершенствуются. И с каждым годом все больше востребованы те, кто имеет диплом по данным специальностям. И от того, насколько развернуто и грамотно преподаватель сможет донести до учащихся теоретический материал, от качества подготовки ребят в значительной степени зависит уровень будущих специалистов, – отмечает собеседник и добавляет, что именно в колледже формируются и личностные качества, необходимые для работы, связанной с обеспечением безопасности движения поездов. – Поэтому на первых курсах особое внимание молодежи обращаю на соблюдение дисциплины, умение сфокусироваться на процессе, не отвлекаться на посторонние «шумы», например, такие, как мобильные телефоны. Все это пригодится им уже во время производственной практики, когда прочувствуют возложенную на них ответственность.
Рабочий день преподавателя расписан буквально по минутам. И это не только ведение документации и лекции по специальностям «автоматика и телемеханика» и «электроснабжение на железнодорожном транспорте». Вне зависимости от темы Артем Георгиевич старается увлечь учащихся, чтобы каждое занятие проходило интересно. Поэтому большую роль в образовательном процессе отводит лабораторным работам и практическим заданиям, а также техническому творчеству – помогает учащимся создавать интерактивно-аппаратные установки и модели, которые отражают принципы работы реальных устройств, применяемых на Белорусской магистрали. Часть из них представлены в областном центре технического творчества, являются победителями республиканских и областных конкурсов.
– Благодаря развитию учебно-материальной базы образовательный процесс выходит на более высокий качественный уровень. Наглядные установки и учебно-демонстративные стенды способствуют улучшению качества подготовки учащихся, важны для наглядности и полноты восприятия учебного материала. Процесс изготовления установок очень кропотливый и длительный. От задумки до реализации может пройти полгода. Но параллельно ребята обучаются и другим направлениям: программированию, 3D-моделированию и печати, более углубленно изучают схемотехнику, – отмечает Артем Георгиевич. – А сам процесс вовлекает молодежь в научно-исследовательскую деятельность, позволяет реализовать их творческий потенциал, задумки. Их проекты могут послужить основой для поступления в отраслевой вуз, а в перспективе даже кандидатской и докторской диссертаций.

Учащиеся Василий Марковский, Никита Сидоренко и Владислав Яцук считают занятия Артема Долгополова самыми интересными
Железнодорожная стезя и преподавательская очень тесно переплелись в судьбе моего собеседника. Сейчас Артем Георгиевич и сам затрудняется точно сказать, что именно повлияло на выбор профессии, но абсолютно уверен: поступление в БелГУТ на специальность «автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» оказалось правильным шагом. Учился он старательно, вникая во все тонкости будущей профессии, так как знал: это обязательно пригодится в будущем. По распределению в 2013 году пришел в Гомельскую дистанцию сигнализации и связи. Работал электромехаником и заочно учился в магистратуре отраслевого вуза. Был победителем дорожного конкурса «Лучший по профессии».
В 2017 году Артему Долгополову предложили попробовать свои силы в педагогике – обучать будущих железнодорожников по специальностям «техническая эксплуатация устройств автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте» и «электроснабжение на железнодорожном транспорте».
– Я помню даже название своего первого занятия по дисциплине «Электрические измерения» – методы, средства и погрешности измерений. Очень волновался, – признается собеседник. – Казалось, мне не хватало опыта и знаний. Приходил домой и постоянно делал «домашнюю работу» (смеется). Создавал презентации, читал много различной литературы, обращался за разъяснениями к коллегам-электромеханикам. Дисциплины, которые я преподаю, новые в колледже, так как читаются они по специальности, открывшейся недавно. По ней было всего два выпуска. Однако в последние годы специальность «техническая эксплуатация устройств автоматики и телемеханики» остается в числе наиболее популярных у абитуриентов. Как и высокий проходной балл – порядка 8 и выше. К слову, интерес к этим направлениям проявляют и девушки, показывая очень высокий уровень знаний. Более того, вопреки стереотипам в электронных схемах девочки разбираются быстрее парней. И такое стремление к знаниям не может не радовать. Когда чувствую отдачу от учеников, вижу их горящие глаза, меня это мотивирует к дальнейшему совершенствованию. Процесс обучения не только требует времени, но и вдохновляет, придает сил.
Учащийся 4-го курса Никита Сидоренко:
– Занятия Артем Георгиевич проводит творчески, применяя различные демонстрационные материалы, мультимедийные презентации, видеоролики, макеты устройств. Однако главный секрет усвоения самой сложной темы – примеры из собственной практики. На его уроках не бывает скучно, он заряжает позитивом, а полученные знания остаются в памяти навсегда. Какие занятия больше всего запомнились? Практические, когда нужно найти неисправность. Такие задачи заставляют активно мыслить и самостоятельно искать выход из ситуации.
Учащийся 4-го курса Владислав Яцук:
– Да, Артем Георгиевич – строгий учитель. Но справедливый. Оценки выставляет заслуженные. В этом году вместе с Никитой мы заняли второе место в конкурсе «Транспорт будущего», где представили интерактивно-аппаратную установку «Автоблокировка». И в этом, конечно, заслуга нашего преподавателя. Еще на втором курсе благодаря ему мы увлеклись моделированием и техническим творчеством. А теперь смотрите сами, сколько здесь, в учебной лаборатории, наглядных установок и макетов, дипломов за призовые места. Такая поддержка помогает поверить в себя и подталкивает всегда стремиться к новому.
Учащийся 4-го курса Василий Марковский:
– Вы думаете, мы мечтаем о победе, когда представляем наши разработки на конкурсах или выставках? Не совсем. Одна лишь мысль: чтобы все включилось и функционировало как надо. Работа с электроникой требует ювелирной точности действий. Так, в этом году несколько проектов нашего колледжа, в том числе моя «Перчатка времени», вышли в финал республиканского конкурса технического и инновационного творчества. Заключительный этап смотра проходил в мае в Национальном детском технопарке в Минске. А накануне вечером случилась до абсурда обидная ситуация: главный компонент – акселерометр, перегорел. Мне не хватило духу признаться сразу, и о поломке Артем Георгиевич узнал уже по приезде в Минск. Он быстро сориентировался в ситуации и установил перемычку в обход поврежденного участка схемы акселерометра. Его основные качества – терпение и стремление узнать больше. Этому учит и нас. И благодаря его занятиям, я вывел личную формулу успеха: если есть проблема, ищи варианты ее разрешения, а сложно – значит, интересно.
Лидия СЕРГЕЕВА