Декабрь
Пт
06
2024

«Почестей не искала, просто хорошо работала…»

С ветераном Белорусской железной дороги Валентиной Чернявской, награжденной орденом «Знак Почета» и знаком «Почетному железнодорожнику», автор этих строк познакомилась благодаря медсестре Калинковичской узловой организации Белорусского Красного Креста Надежде Лещенко. Ее очень впечатлила жизненная история 91-летней подопечной. Невзирая на болезни, сделавшие ее беспомощной в бытовом плане, женщина тем не менее сохранила хорошую память, а потому беседовать с ней – одно удовольствие.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая…

У родителей нашей героини – Павла и Ириньи Рыхловых – к концу 1930-х было уже четверо детей: Тоня, Яша, Валя и Нина. Большая и дружная семья жила в городе Любань Тосненского района Ленинградской области.
У Павла Кузьмича – железнодорожного рабочего – были золотые руки: столярничал, слесарничал, плотничал. Под стать ему была и супруга Иринья Захаровна – знатная в округе рукодельница и хозяйка. Она успевала не только ткать, прясть, вышивать, вязать, заниматься детьми и создавать домашний уют, но и ходить на работу. Кем и где трудилась мама в довоенные годы, Валентина Павловна точно не помнит, но знает одно: профессия была связана с цифрами и подсчетами.
То время ассоциируется у нее со счастливыми семейными вечерами, проведенными за чтением книг вслух: Рыхловы были грамотными и мечтали выучить детей. Но Великая Отечественная война разрушила все: семью, спокойную жизнь, планы…
– Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы…, – вспоминаются Валентине Павловне строки из Булата Окуджавы. На минуту задумавшись о чем-то, она продолжает свой рассказ: – Отец в 1940-м году был призван в ряды Красной армии. Больше мы никогда его не видели. Еще до его отъезда на семейном совете было принято решение о переезде мамы с тремя младшими детьми к родным в деревню Глебовщина Демянского района Новгородской области. Старшая Тонька за несколько месяцев до этого утонула в пруду. Трагическая судьба ждала и Нинку с Яшкой. Братишка в оккупации умер от дизентерии, сестренка – от укуса змеи. Вот так мы с мамой остались вдвоем. В войну не жили, а выживали, но верили в Победу и возращение отца. Давайте не будем говорить о том времени. Эти воспоминания меня очень расстраивают.
О том, на каких фронтах и в каком звании воевал Павел Рыхлов, его родные долгое время ничего не знали. Завеса тайны приоткрылась благодаря сайтам «Мемориал» и «Память народа». Выяснилось, что красноармеец, повозочный комендантского взвода Павел Кузьмич воевал в составе 521-го стрелкового полка 133-й стрелковой дивизии, был ранен, проходил лечение в эвакуационном госпитале № 1953. Затем вернулся в свой полк, с которым дошел до чехословацкого села (ныне – словацкого) Крапева, где погиб 11 марта 1945 года и похоронен в братской могиле.
А годом ранее, в феврале 1944-го, Павел Рыхлов был награжден медалью «За боевые заслуги»: за время наступательных боев с 16.01.1944 г. по 10.02.1944 г. под обстрелом противника он ежедневно по два раза подвозил горячую пищу для офицерского состава на передний край («Память народа»).

Сильный характер не позволял жаловаться и унывать

– Мои родители были людьми с сильным внутренним стержнем, требовательные и к себе, и к нам, детям, – рассказывает Валентина Павловна. – Если делать – то только хорошо, если учиться – то на отлично. В нашей семье запрещалось завидовать, осуждать, обсуждать, лениться. А вот желание работать так, чтобы другие на тебя равнялись, всячески приветствовалось.
Мама после войны трудилась в колхозе кладовщиком, потихоньку выписывала лес и ставила дом. Я помогала ей, чем могла, родственники немного подсобляли, но большая часть работ легла на ее хрупкие женские плечи. Да, ей было трудно, но она никогда и виду не показывала – характер не позволял. Вот и я такая же выросла.
Начальную школу моя героиня окончила в Глебовщине. Потом за знаниями приходилось идти за восемь километров в Демянскую восьмилетку. Учеба давалась легко, особенно точные науки – математика и химия. Поэтому без труда в 1950 году она поступила в Ленинградский механический техникум железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР, где получила специальность «техник-механик вагонного хозяйства».
С тех пор в семейном архиве сохранилась отмеченная временем выписка из табеля учета успеваемости выпускницы техникума Валентины Рыхловой, в которой среди пятерок было лишь несколько четверок. А ведь предметы девушке приходилось изучать достаточно непростые. Например, «Машиноведение», «Электротехника», «Автоматические тормоза». Однако девушка успевала не только хорошо учиться, но и участвовать в художественной самодеятельности, защищать честь учебного заведения на спортивных соревнованиях, быть старостой группы.

Мама Иринья Захаровна (стоит), Виктор Чернявский с сыном Вовой и Валентина Павловна

Детскую железную дорогу «уступила» подруге

Благодаря хорошей репутации и успеваемости, на распределении она шла в первых рядах. И, можно сказать, вытянула счастливый билет: ее направили в Минск на строящуюся Детскую железную дорогу имени К. С. Заслонова. Конечно, обрадовалась, ведь впереди девушку ждали большой город и интересная работа. Но… Подруга-одногруппница, с которой та была особенно близка, прибежала в слезах, кинулась на шею и стала умолять: «Валечка, милая, уступи мне Минск. Сама знаешь, у меня там муж. Нет мне без него жизни. Как же я поеду в Калинковичи?». И она уступила, хотя даже руководство техникума и педагоги отговаривали, мол, не делай глупостей, ты заслужила место на Детской железной дороге, а не в вагонном депо станции Калинковичи.
– В этом вся мама: она в первую очередь думает о благополучии окружающих, а себя отодвигает на второй план, – вступает в разговор дочь Валентины Чернявской Людмила. – За это ее любили подчиненные, хотя, чего уж сегодня скрывать, некоторые откровенно наглели, спустя рукава расхлябанно относились к своим обязанностям. А она их оправдывала, прикрывала, делала за них работу, из-за чего домой часто возвращалась совершенно без сил.
– Людочка, не вспоминай плохого, – с укором говорит Валентина Павловна, протягивая мне свою старую фотографию. На ней запечатлена бригадир колесного цеха вагонного депо станции Калинковичи (к тому времени уже Чернявская) в окружении своих подчиненных. – Ничего сверхъестественного я не делала. И ты сама знаешь: твоя бабушка мне бы никогда не простила, если бы я относилась к людям и работе как-то иначе. Она в каждый мой приезд на Родину наказывала: «Не желай и не делай никому дурного».
Кстати, своего будущего супруга – Виктора Чернявского, уроженца деревни Углы, – 23-летняя Валентина встретила в первый же рабочий день. Он трудился в вагонном депо сварщиком. Через два года они расписались, еще через год в молодой семье появился сын Вова. Он пошел по стопам родителей и уже в 25 лет водил тепловозы. Зарисовку о молодом и ответственном машинисте в начале 1982-го печатала местная районная газета, а в октябре того же года его трагически не стало…

Колоссальная тяга к знаниям

И опять Валентина Павловна просит сменить тему, чтобы не расстраиваться и не бередить старые раны. Рассказывает, как, имея на руках двоих малолетних детей, училась в Москве во Всесоюзном заочном институте железнодорожного транспорта. Было непросто, несколько раз приходилось брать академический отпуск, но тяга к знаниям была столь сильна, что в 1969-м она все же окончила его по специальности «экономика и организация железнодорожного транспорта».
– Если бы бабушка уступила и переехала к нам, чтобы помогать родителям с детьми и бытом, если бы папа охотнее подставлял плечо, мама бы точно стала в городе большим начальником. А так она была только бесплатным репетитором по математике и химии для всех детей нашего подъезда, – улыбается Людмила. – Только мне и Вовке с учебой не помогала, приучая таким образом к самостоятельности.
В связи с передачей вагонного депо Гомельскому отделению Белорусской железной дороги в 1960 году Валентина Чернявская была назначена бригадиром пункта технического осмотра станции Калинковичи. Через два года переведена на должность старшего осмотрщика вагонов, в которой проработала до выхода на заслуженный отдых. За смену частенько доводилось прошагать километров 15 – 20, да не просто налегке, а постоянно приседать и нагибаться, осматривая различные детали и узлы, находить неполадки, устранять их, следя за временем, ведь остановка состава не должна быть длительной… Кто-то возразит, что есть работы потяжелее и поответственнее. Оно, может и так, только далеко не каждый так надолго задержится в одной профессии. Особенно непросто было в летний зной и зимние метели… Словом, дело не для слабых, тем более – не для женщин.
Перелистываю пожелтевшие странички трудовой книжки Валентины Павловны. Она буквально исписана благодарностями и поощрениями, а в копилке наград – столь высокие, как орден «Знак Почета» и знак «Почетному железнодорожнику». Признается, что, когда их получала, чувствовала себя несколько неловко: ей казалось, что есть более достойные люди.
– Людской славы, почестей никогда не искала, просто хорошо работала. К высоким должностям не стремилась, хотя предложений было много. Жалею только, что не пошла преподавать в наш сельхозтехникум, – говорит Валентина Павловна. – Но вот опять о грустном. Давайте лучше о дочке вам расскажу, о внуках и правнуках. Внучат у меня четверо, правнуков – двое. В них мое счастье. Они часто меня проведывают, а я каждый день у Людочки интересуюсь их делами, здоровьем.
Наш разговор утомляет пожилую женщину. Внимательная дочь это замечает и провожает ее прилечь. А прощаясь со мной, подчеркивает:
– Если бы вы знали, как я люблю маму! У меня порой спрашивают, не устала ли я за ней ухаживать, и не верят, когда отвечаю, что нисколько. Она – моя радость, мой свет в окошке. Я просыпаюсь, бегу к ней, целую, обнимаю, а потом благодарю Бога за еще один день ее жизни.

Татьяна ЗУБЕЦ

Яндекс.Метрика