Декабрь
Ср
04
2024

Залог качества и надежности

В этом году День стандартизации проходит под девизом «Общее видение для лучшего мира. Стандарты для достижения Целей устойчивого развития». В наш век передовых технологий и высоких скоростей трудно переоценить роль стандартизации. Без нее сегодня не может развиваться, пожалуй, ни одна отрасль народного хозяйства, в том числе и транспортная. Рассуждать об этом можно долго, но лучше, если о важности своей работы расскажут сами эксперты.

Владимир Черняк

Объединив усилия

В сфере стандартизации важным шагом стало образование Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Это произошло 31 год назад. После развала Советского Союза нарушились многолетние устоявшиеся связи (экономические, научные и т. д.) бывших республик, и их пришлось восстанавливать заново.
– Специалисты понимали, что создание промышленных связей и выстраивание новых торгово-экономических отношений Содружества невозможны без сохранения комплекса единых межгосударственных стандартов, системы обеспечения единства измерений, единых подходов к оценке (подтверждению) соответствия и аккредитации. Именно поэтому главы правительств на заседании 13 марта 1992 года подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Его подписали десять государств – участников СНГ кроме Азербайджана и Грузии, которые присоединились к Соглашению в 1995 году, – обратился к истории директор Бюро по стандартам – ответственный секретарь МГС Владимир Черняк. – В соответствии с данным документом государственные стандарты, действовавшие в СССР, и государственные эталоны единиц физических величин были признаны участниками Соглашения в качестве межгосударственных. Наверное, это решение можно считать началом формирования Межгосударственной системы стандартизации.
Как пояснил руководитель исполнительного органа МГС, время подтвердило, что принятие Соглашения сыграло ключевую роль в укреплении торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, защите рынков государств от некачественной и небезопасной продукции. Сегодня сложно представить, с какими дополнительными трудностями столкнулись бы государства при переходе к рыночной экономике, если бы не был сохранен и адаптирован к сложившимся условиям накопленный нормативно-технический потенциал.
– Ведь в противном случае вполне могло бы произойти разрушение прежней системы государственных стандартов, – уверен ответственный секретарь Бюро. – И каждой вновь образовавшейся стране пришлось бы вводить на своей территории другие эталонные величины, пересмотреть все 25 тыс. государственных и 40 тыс. отраслевых стандартов, а также 140 метрологических эталонов единиц физических величин, применявшихся в бывшем СССР.
Принятие единых ГОСТов на русском языке обеспечивает государствам Содружества единое техническое и информационное пространство, способствует преодолению технических барьеров в торговле и взаимовыгодному продвижению товаров на рынках, повышению экономического потенциала государств.
В настоящее время фонд документов по межгосударственной стандартизации включает более 26 тыс. наименований. Также удалось создать оптимальную структуру исполнительных и технических органов, правовую базу МГС. Владимир Черняк особо отметил важность решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о приоритетности применения ГОСТов, которые принимаются МГС, в качестве основы обеспечения требований технических регламентов ЕАЭС (ТС). Это позволило перейти к унификации требований при взаимных поставках продукции не только государствам – членам ЕАЭС, но и другим странам – участницам СНГ. Фактически этим решением создана платформа для возможности присоединения к системе технических регламентов ЕАЭС государств – участников СНГ, не входящих в ЕАЭС.
Это решение привело также и к активизации деятельности МГС по обновлению фонда документов по межгосударственной стандартизации. Если до 2010 года, когда был создан Таможенный союз, в рамках МГС ежегодно принималось 300 – 350 документов, то в 2012-м их было принято 1003, в 2013-м – 1475, а в 2014 году – 1602 документа.
Большое внимание МГС уделяет применению информационных технологий, объединяющих участников работ при создании, согласовании, принятии, опубликовании и издании ГОСТов.
Для обеспечения взаимодействия национальных органов в процессе разработки ГОСТов в 2011 году введена в промышленную эксплуатацию Интегрированная автоматизированная информационная система МГС (АИС МГС). В настоящее время осуществляется доработка и внедрение информационной платформы для комплексной автоматизации деятельности МГС (Информационно-справочная система МГС – ИСС МГС).
– Значительные ресурсы направляются на повышение эффективности межгосударственных технических комитетов по стандартизации (МТК) и упорядочение их деятельности, – продолжил Владимир Черняк. – Хочу отметить возросшую значимость роли МТК при проведении работ по межгосударственной стандартизации и признать, что регулирование их деятельности требует комплексного подхода. Для осуществления системной работы в этом направлении создана рабочая группа при научно-технической комиссии по стандартизации.
Ежегодно в рамках МГС разрабатывается не менее 600 ГОСТов. Важно, чтобы при этом сохранялся консенсус между всеми странами – членами МГС. В области железнодорожного транспорта структура профильного МТК 524 «Железнодорожный транспорт» позволяет учитывать мнения всех заинтересованных сторон, поскольку членами этого комитета являются 9 государств. Ежегодно проводятся очные заседания комитета, только за последний год состоялось не менее 30 заочных заседаний и несколько согласительных совещаний. Это свидетельствует о том, что МТК 524 действительно работает. В 2022 году впервые была произведена оценка эффективности деятельности МТК в соответствии с ГОСТ 1.4-2020 «Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности». По ее результатам выбрано 10 комитетов с высокой эффективностью работы. МТК 524 является одним из лидеров данного рейтинга.
– И в завершение подчеркну: главная задача – сохранение и наращивание нашего общего достояния – фонда документов по межгосударственной стандартизации, совершенствование механизма взаимодействия государственных и межгосударственных органов в сфере стандартизации, метрологии и сертификации, – акцентировал внимание Владимир Черняк. – МГС создает основу для дальнейшего эффективного взаимодействия государств Содружества. Это ответственная миссия, и время настоятельно требует повышения эффективности работы МГС.

Илья Радецкий

Высокий профессионализм

Активную работу в рамках взаимодействия с МТК 524 «Железнодорожный транспорт» осуществляют специалисты Белорусской магистрали. Их вклад высоко оценил заместитель начальника отдела стандартизации ФБУ «РС ФЖТ», секретарь МТК 524 Илья Радецкий.
В целом он отметил, что железнодорожный транспорт имеет большое значение для достижения ключевых показателей экономического развития государств. Обязательным условием функционирования инфраструктуры железных дорог, осуществления грузовых и пассажирских перевозок являются безопасность эксплуатации и качество предоставляемых услуг. Нормативы, требования безопасности, характеристики подвижного состава, его составных частей, элементов инфраструктуры в рамках ЕАЭС устанавливаются в технических регламентах, а также в межгосударственных и национальных стандартах стран ЕАЭС.
Работы по межгосударственной стандартизации в области железнодорожного транспорта с 2010 года осуществляются в рамках деятельности МТК 524 «Железнодорожный транспорт». Его председателем является президент Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» Валентин Гапанович. Секретариат комитета функционирует на базе Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (Российская Федерация).
Сегодня МТК 524 объединяет предприятия и специалистов в области железнодорожного транспорта, которые представляют железнодорожные администрации государств – участников МГС, операторов перевозок, производителей и поставщиков специализированной техники, отраслевые научные и проектные организации, высшие учебные заведения. В составе МТК 524 – 9 государств, входящих в МГС, из них 6 являются активными членами и 3 – наблюдателями.
– Одну из ключевых ролей в деятельности МТК 524 играет Республика Беларусь, полномочным представителем которой в комитете выступает начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Управления Белорусской железной дороги Владимир Фролов, – отметил Илья Радецкий. – При непосредственном участии специалистов Республики Беларусь, в том числе Белорусской железной дороги, разработаны и согласованы актуальные межгосударственные стандарты в области железнодорожного транспорта.
По словам эксперта, еще одним важным направлением деятельности, проводимой в рамках межгосударственной стандартизации, является участие членов МТК 524 в рабочей группе по созданию проектов изменений в технические регламенты Таможенного союза в области железнодорожного транспорта (ТР ТС 001/2011, ТР ТС 002/2011, ТР ТС 003/2011), а также перечней стандартов к ним. Республика Беларусь принимает активное участие в обсуждении текстов изменений к техническим регламентам, а также в формировании перечней стандартов к ТР.
За высокий профессионализм, значительный вклад в развитие межгосударственной стандартизации и обеспечение качества ГОСТ в сфере железнодорожного транспорта представители Республики Беларусь отмечены благодарностями Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и председателя МТК 524.

Андрей Смыков

Вектор сотрудничества

О направлениях и задачах стандартизации и технического регулирования в сфере железнодорожного транспорта рассказал вице-президент Ассоциации «ОПЖТ», председатель комитета по техническому регулированию и стандартизации Андрей Смыков. Он напомнил, что Объединение производителей железнодорожной техники учреждено в 2007 году. Сегодня в его состав входят 116 организаций: производители железнодорожной техники, ее составных частей и комплектующих, перевозчики, владельцы инфраструктуры, операторы подвижного состава, инжиниринговые и исследовательские центры, образовательные учреждения.
– Ключевыми задачами ОПЖТ являются совершенствование системы технического регулирования, нормативной базы в области подвижного состава, его компонентов и элементов инфраструктуры, развитие системы добровольной сертификации продукции железнодорожного машиностроения, повышение качества и надежности технических средств, поставляемых для железнодорожного транспорта, – пояснил Андрей Смыков.
Белорусская железная дорога входит в ОПЖТ с 2013 года. Ее представители принимают активное участие в деятельности рабочих органов Объединения: комитета по интеллектуальной собственности; комитета по качеству (а также его подкомитета «Системы неразрушающего контроля железнодорожного подвижного состава, его составных частей, технических устройств и компонентов железнодорожной инфраструктуры»); комитета по координации производителей компонентов инфраструктуры и путевой техники; комитета по техническому регулированию и стандартизации; подкомитета по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу; подкомитета по пассажирскому, моторвагонному, скоростному и высокоскоростному подвижному составу Комитета по локомотивостроению и их компонентов.
– Специалисты службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством БЖД активно участвуют в деятельности Комитета ОПЖТ по техническому регулированию и стандартизации, – подчеркнул Андрей Смыков. – В том числе в обсуждении и согласовании разрабатываемых проектов документов по стандартизации, новых редакций технических регламентов, в поиске решений в области цифровизации и управления требованиями к продукции машиностроения для железнодорожного транспорта.

За 9 месяцев 2023 года в рамках ОПЖТ состоялось более 50 мероприятий, посвященных рассмотрению вопросов и выработке совместных решений в области технического регулирования и стандартизации. Из которых не менее чем на 30 совещаниях участники со стороны заинтересованных предприятий (среди них была и Белорусская железная дорога) в рамках состоявшихся дискуссий приходили к консенсусу по окончательным редакциям проектов ГОСТов.

Таким образом, в текущем году удалось довести до принятия 11 проектов ГОСТов и 2 изменения в стандарты. До конца года запланировано обеспечить принятие в МГС еще 6 ГОСТов, в том числе ГОСТ «Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ» (пересмотр ГОСТ 22235-2010 осуществляется в рамках Перечня работ по стандартизации ОПЖТ по предложению Белорусской железной дороги).
– Современное развитие железнодорожного транспорта требует совместных консолидированных решений промышленности, перевозчиков, железнодорожных администраций, – констатировал Андрей Смыков. – ОПЖТ предоставляет не только свою площадку для организации и проведения профессиональных дискуссий железнодорожников, но и механизмы для достижения консенсуса по не всегда простым вопросам. Процесс стандартизации – это кропотливая работа, которая требует от всех участвующих в ней сторон профессиональных знаний в своей области, а также выдержки и способности найти точные аргументы при отстаивании своей позиции.

Владимир Фролов

Актуальные задачи

Значимая роль стандартизации определяется тем, что эта деятельность связывает все отрасли, обеспечивая их эффективное функционирование. Развитие и технический прогресс железнодорожного транспорта неотделимы от стандартизации, которая стала развиваться практически с начала постройки железных дорог общего пользования, и внесли весомый вклад в становление общепромышленной стандартизации.
Взаимодействие со смежниками и широкое применение принципов стандартизации и унификации – непременное условие нормального функционирования дорог. Исторически железнодорожники оказывали влияние на развитие машиностроения, металлургической, электротехнической промышленности, нефтехимии, являясь крупным заказчиком продукции и предъявляя к ней повышенные требования по качеству, а следовательно, по надежности и безопасности.
– Одним из главных активов железнодорожников являются единые отраслевые стандарты, в разработку которых вложены профессиональные знания и труд многих специалистов, – отметил начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством – главный метролог Белорусской железной дороги Владимир Фролов. – Работа нашей службы в этом направлении неразрывно связана с деятельностью МТК 524 «Железнодорожный транспорт» и с международными транспортными организациями, утверждающими нормативные и технические документы. Особо необходимо отметить консолидирующую роль в железнодорожной стандартизации Валентина Александровича Гапановича как председателя МТК 524. Во многом благодаря высокой компетентности руководителя и преданности общему делу железнодорожная отрасль развивается и идет вперед, реализуя инновационные проекты и повышая конкурентоспособность. Пользуясь случаем, хотел бы выразить глубокое уважение и благодарность за высокопрофессиональный вклад в развитие стандартизации президенту ОПЖТ Валентину Александровичу Гапановичу.
С нынешнего года полномочное представительство Республики Беларусь по участию в деятельности комитета закреплено за Белорусской железной дорогой, и продолжается работа в МТК 524 в новом формате, что позволило сократить сроки рассмотрения проектов ГОСТов и способствует прямому взаимодействию с их разработчиками. В целях обеспечения должной проработки и рассмотрения разрабатываемых стандартов осуществляется тесное взаимодействие с промышленными предприятиями, институтами и Госстандартом Республики Беларусь.
С 2023 года в План стандартизации Белорусской железной дороги включен раздел по разработке проектов ГОСТов, в котором закреплены отраслевые службы и производители продукции железнодорожного назначения, что позволяет в процессе рассмотрения ГОСТов обеспечить взвешенную и консолидированную позицию от Республики Беларусь.
Также в развитие Плана стандартизации налажена деятельность, предусмотренная Правилами организации работ по стандартизации на Белорусской железной дороге, по переизданию стандартов организации Белорусской магистрали (СТП БЧ), в которые были ранее внесены изменения. Сегодня общедорожный фонд насчитывает 348 СТП БЧ, из которых 79 уже переизданы. Работа по остальным стандартам продолжается. Практика показала, что данная деятельность является актуальным направлением в области стандартизации.

В цифровое будущее

– Выстраивая нашу работу, мы в первую очередь нацелены на совершенствование действующей системы стандартизации, – продолжил Владимир Фролов. – Сегодня мы ощутили потребность в эффективном управлении техническими документами, и это явилось важным шагом на пути совершенствования стандартизации на Белорусской магистрали. Ключом к решению этого вопроса является цифровизация процесса. Внедряя цифровые решения, мы идем к повышению уровня применения информационной базы на предприятиях дороги и системы мониторинга ее использования, то есть к оперативному оснащению, вводу в действие документов, а также вовлечению в этот процесс широкого круга инженерного персонала.
Как пояснил Владимир Фролов, в контексте развития действующей системы стандартизации в этом году начата разработка информационно-поисковой системы «ТехДокумент БЧ». Она предусматривает формирование единой нормативной цифровой «платформы» с систематизацией по отраслевым хозяйствам и направлениям деятельности, предоставление оперативного, мобильного и разграниченного доступа к ним авторизованных пользователей, обеспечение автоматического учета проводимых с документами действий, возможностью интеграции с иными информационными источниками, а также позволит ускорить сроки поступления документов потребителям – специалистам. Эта работа предполагает перевод стандартов организации и нормативно-технических документов из бумажного в машиночитаемый формат.
– Сотрудничество в данном направлении специалистов нашей службы и Конструкторско-технического центра как разработчика системы доказывает, что объединение усилий стало эффективным инструментом для достижения поставленной цели, – продолжил Владимир Фролов. – В рамках создаваемой информационной системы будут реализованы те решения, которые позволят достичь качества в управлении документами и увязать их в единый технологический процесс. Хочу отметить, что движение вперед в области цифровизации стандартизации – это залог эффективного и безопасного функционирования железнодорожного транспорта.
В целях обеспечения технологической независимости в сфере железнодорожного транспорта проводится активная работа при взаимодействии с российскими и казахстанскими железнодорожниками. В развитие данного направления 14 марта текущего года подписано трехстороннее Соглашение, устанавливающее единые подходы к организации и проведению инспекторскими центрами контроля железнодорожной продукции, что позволит на взаимной основе признавать результаты инспекторского контроля данной продукции. В целях унификации подходов разработан и утверждается межгосударственный стандарт «Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Требования к инспекторским центрам». Стандартом установлены единые требования к организациям, осуществляющим инспекторский контроль (инспекторским центрам), а также порядок признания организаций в качестве инспекторских центров.

«В рамках проведения работ по повышению квалификации кадров в области стандартизации нами изучен российский опыт Академии стандартизации, метрологии и сертификации в вопросах проведения обучения специалистов ОАО «РЖД», – рассказывает Владимир Фролов. – Нам необходимо действовать согласованными курсами и выстраивать в дальнейшем взаимодействие в таком ключе, применяя подходы российских коллег».

25 августа этого года в Санкт-Петербурге главные инженеры ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов и Белорусской железной дороги Сергей Новодворский подписали Соглашение о намерениях по формированию единой системы технического аудита на предприятиях, осуществляющих изготовление, ремонт и модернизацию продукции железнодорожного назначения. Сотрудничество по его реализации направлено на повышение качества продукции, применяемой на железнодорожном транспорте наших стран, путем проведения независимой оценки производственных процессов.
Неотъемлемая часть железнодорожной отрасли – это люди, и важным направлением является повышение их квалификации. В 2023 году в рамках Соглашения работники Дорожной инспекции прошли повышение квалификации по темам «Риск-менеджмент. Организация и проведение внутреннего аудита системы менеджмента качества», «Технический аудитор системы менеджмента качества (бизнеса)».
По направлениям в сфере стандартизации и единства измерений планируется зафиксировать мероприятия в рамках Дорожной карты с ОАО «РЖД» по обеспечению технологической независимости на период 2024 – 2025 гг.
– Приоритетное внимание в рамках межгосударственной стандартизации мы уделяем сотрудничеству с рабочими органами Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, МТК 524 «Железнодорожный транспорт», Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники», Евразийской экономической комиссии, – подытоживает Владимир Фролов. – Хотел бы подчеркнуть, что партнерство, системность и преемственность деятельности в области стандартизации являются важными составляющими, которые обеспечивают устойчивое развитие железных дорог.

Позвольте поздравить своих коллег, всех специалистов, чья профессиональная деятельность неразрывно связана со стандартизацией, с профессиональным праздником – Всемирным днем стандартизации!
Выражаю слова признательности и благодарности за продуктивный труд, конструктивный подход. Пусть в нашем общем деле нам сопутствуют понимание, решимость в достижении поставленных целей, а неиссякаемая энергия будет направлена на созидание и мир!

По материалам службы стандартизации,
метрологии, сертификации и управления качеством

Яндекс.Метрика