Апрель
Вт
16
2024

Экзамен временем сдан

Старейшее отраслевое учебное заведение – Гомельский колледж – филиал БелГУТа – 30 октября отмечает 145-летие. За годы работы Гомельский колледж выпустил порядка 45 тыс. специалистов и по сей день остается флагманом в подготовке высококвалифицированных кадров для Белорусской магистрали. А еще одним из самых популярных мест учебы среди мечтающих связать свою жизнь с железной дорогой.

Преподаватель истории Роман Тимофеенко, преподаватель физкультуры Кунин, начальник техникума Николай Кунцевич, военрук Неволин, 1936 г.

Официально первое техническое училище в городе над Сожем, где готовили служащих пути и тракции (тяги), распахнуло двери 30 октября 1878 года. Однако в Российском государственном историческом архиве есть документальное подтверждение, что еще 13 января того же года министр путей сообщения Константин Посьет утвердил устав техническо-железнодорожного училища в Либаве и Ромне при Либаво-Роменской дороге, а также в Гомеле, где путь построили пятью годами ранее. Стремительное развитие отрасли и расширение железнодорожной сети потребовали хорошо подготовленных инженерных работников и техников.
Гомельское училище пользовалось хорошей репутацией. Здесь хотели учиться не только ребята из близлежащих областей: молодые люди приезжали из Черниговской губернии, Риги и Санкт-Петербурга, Вильно. В основном это были дети железнодорожных служащих. Впрочем, зачисляли не всех желающих. Сначала необходимо было сдать вступительные экзамены. Обучение было платным – 10 рублей в год. Форму воспитанники также шили за свой счет. Помимо профильных предметов (железнодорожное дело, подвижной состав, телеграфия, топография) немало времени уделялось изучению точных наук, рисованию и черчению, а также Закону Божьему.
Дисциплина в училище напоминала военную. В знак уважения преподавателям и старшекурсникам учащиеся младших классов должны были отдавать честь. Воспитанникам запрещалось посещать театр, а походы в кино или прогулки бы-ли только по разрешению.
Обучение длилось три года. Первый выпуск в составе 11 человек получил аттестаты (свидетельства) и был направлен на двухгодичную стажировку. С 1900-го учебное заведение готовило ежегодно 30 – 35 путейцев, паровозников, телеграфистов. В 1912-м училище переехало в двухэтажное здание возле вокзала (сейчас там находится Дорожный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров). Во дворе здания и через дорогу располагались лаборатории и мастерские, где учащиеся осваивали азы различных ремесел: столярного, модельного, слесарного, токарного по дереву и металлу. Переезд был связан с ростом количества абитуриентов и появлением новых специальностей. Популярными стали механическое и строительное отделения, открытые в 1917 году. Тогда же училище было преобразовано в техникум.
В 1924-м в списки учащихся была зачислена первая девушка. Дочь слесаря станции Бахмач Вера Черноног окончила обучение и получила специальность «техник путей сообщения 1 разряда по механической специальности».
В 1929 году техникум переехал, пожалуй, в самое красивое здание города, где теперь находится один из корпусов БелГУТа. Еще две востребованные специальности – «вагоны» и «связь на железной дороге» – появились в образовательной программе в 1933-м.
Спустя три года учебное заведение перешло в ведение Белорусской железной дороги и в четвертый раз сменило месторасположение – уже окончательно. Оно и сейчас находится на улице Советской – почти в самом центре города.
В 1936 году его начальником был назначен Николай Кунцевич. В годы Великой Отечественной войны он стал комиссаром 2-го батальона полка народного ополчения, который сформировался на базе техникума. Героически погиб в августе 1941 года при обороне Гомеля. За проявленные мужество и героизм был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. В его честь названа одна из улиц города, а на фасаде главного корпуса колледжа установлена памятная доска. Имена преподавателей – подпольщика Романа Тимофеенко и командира роты народного ополчения Адольфа Ланге – носят и другие улицы города.
Самоотверженно и героически за Родину сражались выпускники техникума, многие из которых к тому времени стали командирами Советской армии. Еще в 1932 году по специальному набору 30 коммунистов из двух групп механического отделения были мобилизованы и направлены на командные должности в железнодорожные войска. Среди них генерал-полковник Григорий Арико.

Преподаватель Николай Мигирин проводит практическое занятие на тренажере

Во время войны он возглавлял мотополк. Полковник Сергей Алексеев руководил 15-й отдельной железнодорожной бригадой, которая восстанавливала после освобождения от врага мосты и инженерные сооружения. В штурме Рейхстага принимал участие подполковник Николай Абрамчик. Сражался с врагом в составе войск Брянского, 1-го Белорусского и 2-го Украинского фронтов подполковник Михаил Катерли.
Мужественно и героически воевали многие выпускники и учащиеся техникума. Их фамилии навсегда остались в летописи учреждения образования.
В наше время по инициативе и под руководством мастера производственного обучения Владимира Пронина учащиеся создали экспозицию «…За други своя», посвященную героизму советского народа в годы войны.
27 ноября 1943 года, на следующий день после освобождения города от фашистских захватчиков, отраслевое учебное заведение возобновило работу. На деревянном доме, расположенном напротив разрушенного корпуса, появилась вывеска «Гомельский техникум железнодорожного транспорта». А уже 10 декабря того же года начались занятия. Город лежал в руинах, но учеба шла полным ходом. После уроков педагоги вместе с воспитанниками разбирали завалы и восстанавливали учебные помещения.
Число желающих получить железнодорожные специальности росло. В связи с этим укреплялась и материально-техническая база. В 70-е – 80-е годы были построены два учебных корпуса, два общежития, столовая, всем необходимым оборудованы производственные мастерские, учебные кабинеты. Введена новая специальность «изотермический подвижной состав и холодильное хозяйство».
Шли годы, ставились новые задачи. В 2007-м учебное заведение получило статус колледжа, а в 2015-м вошло в состав БелГУТа.
Сегодня в колледже ведется подготовка по восьми специальностям. Приоритеты развития заведения в значительной степени зависят от потребности стальной магистрали в кадрах, способных внедрять передовые технологии, а также достижения научно-технического прогресса, которые сегодня используют на объектах транспорта. Так, в 2018 году на базе среднего специального образования началась подготовка работников по специальности «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте».
– Это направление занимает второе место по популярности среди абитуриентов. Проходной балл – выше 8, – подчеркивает директор колледжа Дмитрий Адаменко. – Ну, а традиционным лидером остается классика: большинство ребят мечтают быть помощниками машинистов локомотива. Сегодня в колледже обучается около 1,3 тыс. учащихся, трудится более 80 высококвалифицированных и опытных педагогов. Многие в свое время окончили наше учебное заведение, а сегодня сами передают знания молодому поколению. С 2021 года на базе гомельских школ при поддержке колледжа созданы транспортные классы. Для парней и девушек это отличная возможность всерьез задуматься над тем, чтобы связать жизнь со стальной магистралью, а для нас – привлечь потенциальных абитуриентов. Немаловажный момент: все иногородние учащиеся обеспечены общежитием.
Учеба в Гомельском железнодорожном колледже для сотен молодых ребят становится прекрасной стартовой площадкой – как в профессиональном плане, так и в личном. Многие выпускники отмечены Благодарностью начальника дороги за лучший дипломный проект. Большой процент тех, кто поступает в БелГУТ.

Судьба гомельской кузницы кадров складывается из судеб конкретных людей, чьим трудом и талантом определяется история учебного заведения и его престиж. Среди выпускников техникума – Герои Социалистического Труда Елена Чухнюк и Владимир Окорков, бывший старший советник президента ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, первый проректор БелГУТа Юрий Самодум.

Изучать железнодорожную науку непросто, особенно профильные предметы. Будущим помощникам машинистов, слесарям по ремонту подвижного состава, осмотрщикам-ремонтникам вагонов, дежурным по станции, электромонтерам контактной сети, билетным кассирам, проводникам пассажирского вагона, экономистам на помощь приходят инновационные технологии и передовые формы обучения, направленные на совершенствование образовательного процесса. Учеба проводится в 38 кабинетах, 17 лабораториях и 7 учебных мастерских. Они оборудованы всеми необходимыми установками, тренажерными комплексами, компьютерами и мультимедийной аппаратурой.
В учреждении образования созданы хорошие условия и для творческого развития молодежи. В колледже действуют порядка 20 объединений по интересам: спортивные, музыкальные, научно-технические, волонтерские, патриотические. Во время летних каникул на базе колледжа формируются студотряды. Желающих поработать в них с каждым годом становится все больше.
Перечислить ключевые события, проходившие в колледже на протяжении 145 лет, непросто. Почти полуторавековая хроника вместила множество маленьких и больших фактов и историй, определивших развитие учебного заведения. И его биография продолжается.

Лидия
СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика