«Время равных возможностей»
…Он до сих пор хранит свой комсомольский значок и билет, без запинки называет дату вступления в ряды ВЛКСМ и даже помнит имена своих комсомольских вожаков, хотя прошло уже почти 60 лет. В биографии этого человека были и производственные победы, и отраслевые награды, и ответственные руководящие должности, но с особой гордостью ветеран Белорусской магистрали, почетный железнодорожник Петр Денисов вспоминает комсомольские будни.
– Наше поколение воспитано на других ценностях, – начинает рассказ о своей юности Петр Александрович. – То время было особенным хотя бы еще и потому, что не так давно закончилась Великая Отечественная война, еще свежи были воспоминания и горе, которое она принесла. В начальных классах с учителями мы посещали обелиски павшим бойцам Красной армии, возлагали цветы, навещали фронтовиков, которые жили в нашем Горецком районе, и слушали их рассказы о том, как они воевали. Мы были очень дружными. В День пионерии, 19 мая, в школе всегда организовывали костер, на торжественной линейке принимали в пионеры. Кстати, в среднюю школу из родной деревни Холмы я ходил за пять километров в соседнее Шишово.
В ряды ВЛКСМ вступил в 1966 году, учился хорошо, занимался спортом, особенно увлекался боксом. Одна из пионервожатых вела у нас в школе танцевальный кружок. И там мы с друзьями впервые услышали, чем живет наша молодежная организация, как можно в нее вступить. Когда стал комсомольцем, меня привлекали к оформлению школьной стенгазеты, поскольку неплохо рисовал. Я даже занял второе место на одном из творческих конкурсов с портретами баснописца Ивана Крылова и поэта Александра Пушкина.
Герой публикации родился в многодетной семье и был одиннадцатым, самым младшим, ребенком. Но, несмотря на это, к труду был приучен с детства и всегда помогал родителям по хозяйству. Его братья и сестры выбрали педагогическую стезю, и парень даже думал пойти по их стопам. Но судьба распорядилась так, что Петр поступил в Оршанский техникум железнодорожного транспорта. Там акцент с комсомольской работы сместился на учебу.
Специальность у Петра Денисова была не самая простая – «эксплуатация железных дорог». Производственную практику он проходил на станции Витебск стрелочником. Кадров не хватало, и практикантам приходилось работать сверхурочно, за это хорошо доплачивали. Петр Александрович до сих пор вспоминает, как с первой зарплаты накупил подарков родителям. Тогда никто не мог и предположить, что он, обычный деревенский паренек, станет первым заместителем начальника Минского отделения, крупнейшего на Белорусской железой дороге.
После техникума – срочная служба в рядах Вооруженных Сил. Новобранца Денисова призвали в ракетные войска, и он отправился в далекую Астраханскую область, где попал в часть, которая обслуживала военный полигон Капустин Яр.
– В армии моя комсомольская жизнь стала солдатской, – вспоминает Петр Александрович. – Но комсомольский билет вместе с военным всегда были при себе. Как и значок ВЛКСМ на груди.
Свой путь на Белорусской железной дороге Петр Денисов начал дежурным по станции Негорелое, затем стал начальником станции Радошковичи, был инженером в аппарате столичного отделения, со временем возглавил коллектив станции Минск-Северный, чуть позже – Степянки.
– Работу молодежных первичек курировал узловой комитет комсомола, который возглавлял Александр Семенович Никитенко, – продолжает собеседник. – Помню, как посещали с экскурсией музей Великой Отечественной войны, который в те годы располагался на улице Карла Маркса. Часто у нас проходили спортивные турниры – по волейболу, футболу, вместе с семьями выезжали на лыжную базу в Зеленом под Минском. Иногда с мероприятиями нам помогала профсоюзная организация, чьи финансовые возможности были больше. В тот период комсомольцы активно участвовали и в непроизводственной жизни коллектива: наши ребята входили в состав товарищеских судов, были общественными инспекторами по охране труда и безопасности движения поездов. Поэтому комсомол для меня – это прежде всего дисциплина. Когда я возглавил коллектив станции Минск-Сортировочный, то сам поддерживал инициативы молодежной первички. И будучи уже в рядах КПСС, старался помогать ребятам и советом, и делом.
На крупных предприятиях стальной магистрали были комсомольско-молодежные смены, в состав которых входили не только движенцы, но и представители смежных профессий (локомотивщики, вагонники и т. д.). А между коллективами станций равных классов шло и социалистическое соревнование – дорожное и сетевое – МПС СССР. Победителю вручали вымпел, переходящее Красное Знамя, премировали работников смены. Многие комсомольцы продолжали получать образование. К примеру, сам Петр Денисов заочно окончил БИИЖТ.
Вспоминая те годы, Петр Александрович резюмирует: «Это было время равных возможностей, общих идеалов и ценностей. Комсомол для нас – это прежде всего дружба, неравнодушие, взаимовыручка. Очень бы хотелось, чтобы нынешнее поколение молодежи в этом было хотя бы немного похожим на нас…».
Татьяна ЛЕСНИКОВА