Апрель
Вт
16
2024

Эхо на Полесье

81 год назад, в ночь со 2-го на 3 ноября 1942 года, белорусские партизаны осуществили боевую операцию «Эхо на Полесье», которая яркой страницей вошла в летопись партизанской борьбы на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

Полковник Роман Мачульский

Осенью 1942 года Центральный комитет КП(б)Б и Белорусский штаб партизанского движения одобрили решение Минского подпольного обкома партии о подрыве крупного железнодорожного моста через реку Птичь на важнейшем стратегическом участке железной дороги по маршруту Брест – Пинск – Гомель – Брянск. Боевую операцию под названием «Эхо на Полесье» поручили партизанскому соединению Минской области, которым командовал полковник Роман Наумович Мачульский – один из видных организаторов и руководителей партизанского движения в Беларуси. В мемуарах «Вечный огонь. Партизанские записки» Мачульский вспоминал, что мост длиной 150 метров с четырьмя пролетами, по которому проходила двухпутная колея, находился восточнее станции Птичь. Партизаны заранее провели тщательную разведку надежно охраняемого врагом стратегически важного военного объекта. Немецкая охрана поддерживала устойчивую связь с гарнизонами, расположенными на железнодорожной станции Птичь, а также в населенных пунктах – в Мышанке, Копаткевичах и Петрикове. Для последнего уточнения плана операции Мачульский с небольшой группой работников штаба провел на местности рекогносцировку предстоящей боевой операции. Накануне начальник Центрального штаба партизанского движения – Первый секретарь ЦК КП(б)Б Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко сообщил партизанам о направлении самолета с запрашиваемым ранее грузом. И уже ночью 30 октября 1942-го на местном аэродроме принимали ящики и мешки с толом, взрывателями, детонирующим и бикфордовым шнурами, автоматами, патронами, медикаментами и свежими газетами.
Для проведения операции штаб соединения выделил 11 партизанских отрядов общей численностью 1,3 тыс. человек. Чтобы ввести противника в заблуждение, народные мстители создали видимость концентрации групп у районного центра Копаткевичи, якобы для нападения на вражеский гарнизон, а сами за ночь скрытно перебросили силы в район железнодорожной станции Птичь. Как отмечал в мемуарах Роман Мачульский, «…на рассвете 3 ноября 1942 года, обходя плесы, преодолев немалые трудности, партизаны подошли почти к самому мосту: до него оставалось всего лишь 70 – 80 метров. Ровно в 6 часов утра издалека, с западной стороны, донесся приглушенный расстоянием звук тяжелого взрыва. Почти в ту же минуту слева, за рекой, раздался второй взрыв… Я немедленно выпустил две красные ракеты – условный сигнал к штурму моста и открытию ураганного огня по гарнизону Птичь. В тот же миг заработали пулеметы и автоматы. Их треск смешался с могучим партизанским «Ура!». Вперед устремились штурмовые группы. Чтобы поднять бойцов в решительную атаку, мужество и бесстрашие проявил 26-летний комиссар 132-го отряда 130-й Петриковской партизанской бригады Алексей Тарасов. В представлении на награждение его орденом Отечественной войны I степени отмечено: «Участвуя в операции по подрыву железнодорожного моста, тов. Тарасов поднял отряд в атаку, в числе первых ворвался на мост, подавил огневую точку, взорвал гранатой расчет вражеского дота, что дало возможность наступавшим бойцам успешно выполнить поставленную боевую задачу. В бою Тарасов пожертвовал собой в интересах успеха операции».
Гитлеровцы в поселке и на железнодорожной станции Птичь открыли сильный минометный и артиллерийский огонь по мосту. Однако партизаны действовали самоотверженно, укладывая последние толовые заряды возле ферм и опор, точно придерживаясь схемы минирования. Подрывники заложили под мост свыше 300 кг взрывчатки и подорвали его. Роман Мачульский так вспоминал это событие: «…воздух дрогнул от мощного взрыва. Ввысь взметнулся огромный столб яркого пламени. Мост рухнул. Над полями и лугами, лесами и болотами прокатилось громкое эхо. Недаром мы назвали операцию «Эхо на Полесье». Слушайте, фашисты, его раскаты! Я испытывал чувство необыкновенной гордости за своих товарищей». Как только отряды отошли от железной дороги, командир дал радиограмму в Москву, в Центральный штаб партизанского движения: «Ваше задание выполнено. Железнодорожный мост через Птичь взорван». В итоге железная дорога, питавшая юго-западную группировку гитлеровской армии, была выведена из строя на 18 суток, и противник не смог отправить фронту большое количество эшелонов с живой силой, техникой и боеприпасами. Это была существенная помощь войскам Красной армии, когда они перемалывали фашистские полчища на подступах к Волге. Позднее партизаны с радостью узнали и о том, что в результате взрыва моста была сорвана отправка тысячи советских юношей и девушек на каторжные работы в Германию.
О таких славных защитниках Отечества, мужественных народных мстителях, убедительно и точно сказал в своем стихотворении «Героi» известный белорусский поэт Петр Глебка – уроженец деревни Великая Усса Узденского района Минской области:

Гepoi мужнага народа,
Яны праслаўлены ў баях
I найвышэйшай нагародай
Цяпер увенчаны ў вяках.
Смялей жа ў бой услед за iмi,
Сыны рабочых i сялян,
Краса i цвет маёй радзімы –
Атрады храбрых партызан!

Николай ШЕВЧЕНКО,
подполковник в отставке,
член Белорусского
союза журналистов

Яндекс.Метрика