Первый салют – за освобождение Речицы
80 лет назад, осенью 1943 года, в ходе освобождения белорусской земли от немецко-фашистских захватчиков, успешно форсировав Днепр и одержав убедительную победу на лоевском плацдарме, войска Белорусского фронта сосредоточили значительные силы для последующего наступления на речицком и калинковичском направлениях.
Заместитель командующего фронтом по тылу генерал-лейтенант интендантской службы Николай Антипенко вспоминал: «В октябре-ноябре 1943 года еще удерживалась большая распутица, главная тяжесть перебазирования фронта ложилась на железнодорожный транспорт. Начальник военных сообщений фронта Александр Черняков доложил, что для перебазирования войск потребуется 7500 вагонов – это почти 200 поездов! А ведь кроме собственных перевозок надо было еще и принимать непрерывно идущие из центра поезда с вооружением, боеприпасами, горючим! И все же с этой задачей, казавшейся неразрешимой, хорошо справились наши славные железнодорожники. Преодолевая многие технические трудности, они значительно ускорили перебазирование фронта».
10 ноября 1943 года после тщательной подготовки войска Белорусского фронта начали Гомельско-Речицкую наступательную операцию. Командующий фронтом генерал армии Константин Рокоссовский в главе «На белорусской земле» мемуаров «Солдатский долг» по-военному четко и лаконично определил замысел операции: «Задача – наступая с лоевского плацдарма, прорвать вражескую оборону, овладеть Речицей, Василевичами, Калинковичами и выйти в тыл гомельской группировки противника». В операции участвовали 65-я, 50-я, 3-я, 63-я, 48-я, 11-я, 61-я армии, которыми командовали генералы Павел Батов, Иван Болдин, Александр Горбатов, Владимир Колпакчи, Прокофий Романенко, Иван Федюнинский, Павел Белов. Наземные войска поддерживали летчики 16-й воздушной армии под командованием генерал-полковника авиации Руденко. После 40-минутной артиллерийской подготовки войска левого крыла Белорусского фронта начали наступление на направлении главного удара с лоевского плацдарма на западном берегу Днепра. Одновременно по важнейшим объектам противника нанесли удары советские летчики.
Фашистские войска, опираясь на хорошо подготовленные оборонительные позиции, оказывали упорное сопротивление. Но стрелковые соединения Красной армии за короткое время разгромили несколько опорных пунктов противника и вклинились в его оборону на 4 – 6 км. Тесно взаимодействуя между собой, соединения и части фронта стремительно продвигались вперед, уничтожая пытавшиеся оказать противодействие вражеские части. Вскоре командарм 65-й армии Павел Батов ввел в сражение танковые и кавалерийские корпуса, которые, выйдя на оперативный простор, успешно продвигались на запад. В архиве хранится письмо начальника Центрального штаба партизанского движения, первого секретаря ЦК КПБ Пантелеймона Пономаренко командующему Степным фронтом генералу армии Ивану Коневу.
В нем представлены изъятые партизанами донесения немецкого имперского управления путей сообщения о чрезвычайных происшествиях и состоянии движения на железных дорогах. Документы свидетельствуют, что функционирование железных дорог на оккупированной территории было на грани катастрофы: «Как днем, так и ночью оборона от партизан и защита перегонов являются совершенно недостаточными и безрезультатными, так как нападения совершаются ежедневно на тех же самых перегонах». Так, во время Гомельско-Речицкой наступательной операции, тесно взаимодействуя с воинами Красной армии, народные мстители Беларуси парализовали движение на участках железных дорог Житковичи – Калинковичи, Калинковичи – Жлобин, Овруч – Мозырь, перерезали направление Могилев – Жлобин, перекрыли врагу пути отступления из Речицы и не дали ему возможности перебросить подкрепление к Гомелю.
Стремительность и мощь атакующих советских войск позволили 15 ноября 1943 года ударом в тыл противника перерезать железнодорожную линию Гомель – Калинковичи. Наступление развивалось успешно, и генерал Батов принял смелое решение: две вырвавшиеся далеко на запад бригады 1-го Донского гвардейского танкового корпуса вместе с 37-й гвардейской и 162-й Сибирской стрелковыми дивизиями повернуть в тыл гитлеровцев, оборонявшихся в Речице. В результате глубокого обходного маневра 1-го гвардейского танкового корпуса генерала Панова с юго-востока и 48-й армии генерала Романенко с северо-востока соединились с юго-востока и 48-й армии генерала Романенко с северо-востока соединились с партизанским соединением Гомельской области, которым командовал секретарь подпольного обкома КП(б) Белоруссии генерал-майор Илья Кожар.
18 ноября была освобождена Речица – крупный узел коммуникаций и важный опорный пункт обороны немцев на правом берегу среднего течения Днепра. «Мы овладели Речицей, – напишет в своих мемуарах «В походах и боях» генерал Павел Батов, – почти без потерь, не дали врагу разрушить город, захватили богатые трофеи и много пленных. Бой за Речицу – один из примеров организации взаимодействия между войсками двух армий».
В ходе ожесточенных боев советские воины проявили массовый героизм, мужество и отвагу. Вот один характерный для того времени пример. Расчет старшего сержанта Василия Крикливого, командира орудия истребительно-противотанкового полка 41-й отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригады 65-й армии в бою в районе Речицы, отражая немецкую контратаку, уничтожил 5 танков, рассеял около трех взводов пехоты противника. Израсходовав все снаряды, Василий во главе группы бойцов вступил в рукопашную схватку и уничтожил восемь гитлеровцев. В результате решительных действий, удержав захваченные позиции, на протяжении двух часов мужественные воины отбили три контратаки врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1943 года старший сержант Крикливый был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
18 ноября 1943 года приказом Верховного Главнокомандующего войскам, участвовавшим в освобождении Речицы, была объявлена благодарность, 22 соединениям и частям, отличившимся в боях за освобождение города, присвоено наименование Речицких. В Москве дан салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий – он был первый данный в честь освобождения городов на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов