Вся наша жизнь – стальная магистраль
«Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца», – изрек герой комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» Фамусов. Каждому родителю наверняка хочется, чтобы ребенок прислушивался к его советам. В семье Александра Полянского все произошло именно так. Его примеру последовали четверо детей и внук – все они связали жизнь с железной дорогой.
Общий трудовой стаж династии превышает 210 лет. Ее история началась в 1941 году, когда Александр Ефимович Полянский пришел на железную дорогу в Казахстане. Когда началась война, его призвали в армию. Службу нес в железнодорожных войсках.
– Родственники рассказывали, что дед был очень трудолюбивым и честным человеком. Этому же учил своих детей и внуков. Судьба распорядилась так, что в составе воинской части во время Великой Отечественной войны он дошел до Бреста, но после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков ее расформировали, – делится семейными историями Сергей Зуев. – И тогда он решил остаться в городе над Бугом. Чуть позже перевез туда и семью. Конечно, сложностей в послевоенное время было немало, ведь подрастали три дочери и сын. Но Александр Ефимович не привык пасовать перед трудностями. Он устроился мастером на станцию Каменная (ныне остановочный пункт). Вместе с коллегами восстанавливал разрушенное путевое хозяйство. Порой трудился несколько смен подряд. В начале 1950-х стал бригадиром пути. Работу Александр Полянский любил и гордился тем, что вносит вклад в развитие магистрали. И такой настрой был у всех, несмотря на трудное время. Людям хотелось построить прекрасную мирную жизнь.
Своим детям мужчина часто рассказывал о железной дороге, о многообразии ее профессий. Они всегда с большим интересом слушали отца и видели, какие прекрасные люди трудятся с ним бок о бок. Поэтому неудивительно, что они тоже загорелись желанием стать железнодорожниками. В общей сложности стальной магистрали Александр Ефимович посвятил более 40 лет своей жизни!
– Нам удалось сохранить высшую государственную награду СССР, которая когда-то была вручена нашему дедушке, – орден Ленина. Мы бережем ее как зеницу ока! Каждый раз, глядя на этот раритет, вспоминаем своего предка и бесконечно им гордимся! – говорит Сергей Валерьевич. – Также в его наградной копилке медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941– 1945 гг.».
Дети Александра Полянского продолжили дело отца: старшая дочь Валентина начинала разнорабочей на Казахстанской магистрали, а после переезда в Беларусь несколько лет трудилась в политотделе Брестского железнодорожного узла. Позже устроилась в локомотивное депо в городе над Бугом. Здесь она работала в разных должностях. Трудолюбие Валентины Александровны и ее ответственное отношение к делу оценило руководство и предложило возглавить отдел кадров предприятия. В общей сложности железнодорожный стаж женщины превысил 30 лет. Связала судьбу с магистралью и сестра Валентины Ираида Фомук: она работала бригадиром в Брестском вагонном участке, позже стала мастером линейной базы обслуживания пассажиров. Профессии, конечно, совсем не женские, но твердый характер железнодорожницы очень помогал ей. Ираида Александровна тоже отдала магистрали много лет – четверть века, ее профессионализм отмечен медалью «За трудовое отличие».
Сын Александра Полянского Борис также не отстал от отца и сестер в плане выбора жизненного пути. После окончания отраслевого училища устроился разнорабочим в Брестский вагонный участок. Позже трудился приемосдатчиком груза и багажа на вокзале города над Бугом. Получив профильные знания в БИИЖТе, был назначен инженером-экономистом, а затем и старшим инженером централизованной бухгалтерии Белорусской железной дороги. Борис Александрович всегда с теплотой и гордостью рассказывал о своей работе. На магистрали он, как и отец, работал почти четыре десятка лет.
Третья сестра, Мария Зуева (в девичестве Полянская), после окончания школы даже не сомневалась, что должна продолжить семейное дело. Она мечтала о профессии проводника и с большим удовольствием осуществила свою мечту. За четыре десятка лет ей довелось поработать на поездах, курсирующих не только по стране, но и за рубежом. Профессия позволила ей реализовать свой потенциал, расширить кругозор, найти новых друзей.
– Прекрасно помню, с каким хорошим настроением мама шла на работу. Она знала, что там ее ожидает общение с пассажирами и увлекательная поездка. Обязательно привозила гостинцы, вкусные конфеты и шоколад. До сих пор помню вкус этих сладостей, – делится воспоминаниями сын Марии Александровны Сергей Зуев.
Также ей довелось работать инспектором отдела кадров Брестского вагонного участка, а перед выходом на заслуженный отдых – начальником поезда. Она была небезразличным человеком, потому что очень ответственно подходила к выполнению любой поставленной задачи.
– Даже после выхода на пенсию мама не сидела сложа руки – она возглавила совет ветеранов Брестского вагонного участка и продолжает вести активную общественную жизнь. Вместе с коллегами организовывают интересные мероприятия, ходят друг к другу в гости, общаются. В общем, скучать времени нет! – улыбается сын.
Сергей Валерьевич – представитель третьего поколения династии. На дороге он с 1989 года и сейчас трудится поездным электромехаником в Брестском вагонном участке.
– Свою жизнь без магистрали представить уже не могу! Быть железнодорожником – это призвание, которое я выбрал осознанно, глядя на старших родственников. И нисколько не жалею об этом выборе. Люблю общаться с другими железнодорожниками из династий, ведь у нас много общего. Но главное – преданность дороге. Мы знаем: если уж пришел на магистраль, то обязательно полюбишь ее всей душой, – с улыбкой отмечает Сергей Валерьевич.
В сентябре этого года Сергей Зуев отметил 55-летие. За общим столом собралась вся большая семья железнодорожника и коллеги по работе. Отца пришли поздравить дочери Татьяна и Елена вместе с внуками. Десятилетней Елизавете, семилетней Алисе, восьмилетней Софии и годовалому Мише нравится проводить время с любимым дедушкой. Как и все дети, они очень любознательны и просто засыпают Сергея Валерьевича вопросами о том, как устроен мир и, конечно, железная дорога. Как знать, быть может, они тоже последуют примеру деда и пополнят ряды работников магистрали. Это покажет только время!
Сергей Зуев иногда любит заглянуть в семейный фотоальбом. Железнодорожник вспоминает каждого члена семьи, ищет различия и схожесть в чертах лица, характере. Но какими бы разными ни были их судьбы, всех объединяет стальная магистраль. Этот союз нерушимый и очень прочный.
Ольга
ПЛЮХАЕВА