Дорога, ставшая судьбой
Так уж устроена человеческая память: какими бы ни были повороты судьбы, со временем все плохое забывается, уходит в небытие. А вот воспоминания о чем-то хорошем, добром и светлом держатся крепко и становятся невидимой, но самой надежной опорой в жизни. Такой опорой для гостьи нашей редакции Тамары Ильиничны Петракович был ее супруг – Федор Васильевич. Начальник станции Минск-Пассажирский, почетный железнодорожник… Вся его сознательная жизнь – недолгая, но оставившая яркий след – была связана со стальной магистралью.
Здесь он состоялся как профессионал, заслужил уважение как талантливый и чуткий руководитель, надежный друг и коллега, душевный человек. Встреча с супругой железнодорожника (тоже, к слову, в прошлом работницей магистрали) – это попытка добавить новые штрихи к портрету Федора Васильевича. Возможность сказать то, что не было сказано много лет назад.
С душевной теплотой
– Я много лет читаю «Железнодорожник Белоруссии», публикации о ветеранах – в первую очередь, – говорит Тамара Ильинична. – Есть в них особая душевность, теплота. В этих очерках железнодорожники раскрываются с разных сторон. И каждая судьба неповторима.
Тамара Петракович пришла в редакцию с документами, наградами и фотографиями супруга разных лет. Наверное, всех, кто их видит впервые, особое внимание привлекает снимок 1972 года. Федор Васильевич здесь в самом начале трудового пути на станции Минск-Пассажирский. Молодой, красивый… Он так органично смотрится в кадре, что хочется очень долго, в деталях рассматривать это фото. Кстати, снимок был опубликован в том же году в газете «Гудок». Впоследствии – и во многих белорусских изданиях.
К такому вниманию Федор Васильевич не был готов. И никогда к этому не стремился. Он был счастлив тем, что нашел свое призвание и смог себя проявить. Конечно, это было непросто. Петракович стал первым железнодорожником в семье и сам прокладывал свою дорогу.
Он родился в 1949 году в деревне Малые Негновичи Борисовского района Минской области. В семье воспитывали пятерых детей – трех сестер и двух братьев. Федор был девятилетним мальчиком, когда не стало мамы.
Все тяготы легли на плечи отца – фронтовика, мастера на все руки. А вскоре в доме появилась новая хозяйка. Один за другим родились еще трое детей. Их судьбы сложились по-разному.
По ступеням мастерства
– Федор окончил семь классов и поступил в Оршанский техникум железнодорожного транспорта, – продолжает Тамара Ильинична. – Почему именно туда, он не говорил. Я думаю, что сыграла свою роль близость железной дороги к их деревне – буквально пара километров от путей. И, конечно, престиж профессии. В 1967 году парня направили на практику. Как свидетельствует запись в трудовой книжке, он ее начал проходить в мае на станции Борисов учеником стрелочника. Через несколько дней Петраковича перевели на должность стрелочника. В этом качестве он трудился до 30 октября. А потом был «уволен по собственному желанию» – нужно было продолжать учебу.
После окончания техникума Федора направили на станцию Чусовая Свердловской железной дороги. «Назначен на должность запасного дежурного по станции» – такая запись появилась в трудовой книжке 2 августа 1968-го. Трудился там Петракович недолго – в 1969-м уволился. Железнодорожную форму пришлось сменить на воинскую. Службу Федор проходил на космодроме Байконур. Об этом периоде своей жизни он рассказывал очень скупо. На редких фотографиях можно увидеть высокого худощавого парня – одного или с сослуживцами – на фоне бескрайней казахской степи. Съемки самого космодрома ввиду особой важности объекта были исключены.
Станция, ставшая родной
После армейской службы Федор Васильевич вернулся в Беларусь. 20 июня 1971 года он был принят дежурным по парку станции Минск-Пассажирский. Станции, ставшей его судьбой.
Работу свою очень любил. Руководство ценило трудолюбие молодого сотрудника. В 1974-м он стал дежурным по станции, спустя еще четыре года – главным инженером, а в 1986-м возглавил коллектив станции Минск-Пассажирский.
– Он знал, что будет непросто, но все же принял это назначение, – говорит Тамара Ильинична. – В те годы движение поездов по станции было особенно оживленным, составы шли один за другим. Дежурные работали буквально на износ, даже на секунду не могли отвлечься ни на что другое. А ведь тогда не было такой механизации труда, как сейчас. Дисциплина, внимание, ответственность – это не просто слова, а принципы, которыми руководствовались работники станции. Особенно тяжело приходилось в ночные смены. Но никто не жаловался. Федор Васильевич был ярким примером того, как нужно трудиться. Он был поглощен своей работой. При этом всегда замечал усердие подчиненных. Старался еще до планерки зайти к движенцам и спросить, как прошла ночная смена. Если она была напряженной, но никаких событий зафиксировано не было, всегда хвалил: «Молодцы!». Из уст начальника станции, признавались позже его подчиненные, слышать это было особенно приятно. В первую очередь, конечно, молодежи. Люди это ценили, потому что видели: Федор Васильевич все делает без подвоха, от души.
То же касалось и личной жизни. Петракович довольно поздно связал себя узами брака – в 38 лет. С будущей супругой познакомился в 1986 году, 23 февраля 1987-го влюбленные расписались.
В декабре родился сын, которого назвали Александром. В своем малыше Федор Васильевич души не чаял. Отводил в садик, гулял. Даже в выходной день, когда ему не нужно было идти на дежурство, садил сына на плечи (так быстрее) и прямиком к движенцам узнать, как продвигается работа. Благо, и жил недалеко от станции.
– Когда выпадал отпуск, мы старались уезжать к моим родителям. Я родом из Светлогорска Гомельской области, – продолжает Тамара Ильинична. – Ездили также в отделенческий санаторий «Талька». Об этом напоминают сохранившиеся фотографии. На них даже можно увидеть, как папа учит сына плавать. Сколько же в его глазах любви и нежности! В сентябре 1991 года у нас родилась дочь Анастасия. Девочку назвали в честь бабушки, моей мамы.
Жизнь шла своим чередом. А в начале августа 1992 года в семье случилась беда.
Началась другая жизнь
– То лето выдалось необычайно жарким, – вспоминает собеседница. – Переносить высокие температуры всем было тяжело. А когда еще на работе колоссальные нагрузки – сложнее вдвойне. Федор Васильевич пропадал на станции целыми днями, за всех дежурил. Его заместитель был в отпуске. 1 августа, в субботу, Петракович также пошел на дежурство. Обычно он надевал форму, брал с собой удостоверение. Но в тот раз выбрал джинсы и рубашку с коротким рукавом. И удостоверение не положил. Спешил на работу. И упал замертво недалеко от путей. Рядом со станцией, которой верой и правдой служил много лет. Из-за того, что у Федора Васильевича не было при себе документов, ушло немало времени на установление личности.
Сказать, что для коллектива станции известие о смерти начальника стало шоком, не сказать ничего. Никто не хотел в это верить. А тяжелее всего пришлось близким. Трагическую новость Тамара Ильинична узнала спустя несколько дней, когда к ней из Минска приехали коллеги мужа.
– В субботу, когда муж должен был дежурить, я постоянно ему звонила – набирала то домашний номер, то рабочий, – вспоминает собеседница. – В ответ только длинные гудки. Пыталась сама себя успокоить, гнала прочь тяжелые мысли. А когда увидела на пороге дома в Светлогорске коллег мужа – Татьяну Лялину и других – и узнала от них, что Федора Васильевича больше нет, то просто оцепенела. Так я стала вдовой в 33 года.
Для Тамары Ильиничны началась другая жизнь. Ей нужны были силы и уверенность в себе, чтобы поднимать двоих маленьких детей. В ту тяжелую минуту большую поддержку ей оказали железнодорожники – не только те, кто трудился вместе с Федором Васильевичем, но и те, кто его знал и уважал. Таковых было немало.
Рассказывая о своем супруге, Тамара Ильинична выделяет несколько его качеств, которые ей особенно импонировали:
– Это прежде всего честность, порядочность, нежелание ненароком обидеть человека, деликатность. Занимая высокую должность – начальника станции Минск-Пассажирский, он никогда не использовал служебное положение в личных целях. Старался помогать всем, кто к нему обращался, но только не нарушая закон. Старшее поколение помнит, как в 1991 году в Советском Союзе объявили денежную реформу, так называемую реформу Павлова, когда в трехдневный срок изымались купюры достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года (их можно было поменять на более мелкие образца 1961-го или такого же достоинства образца 1991-го в ограниченном количестве). Федор Васильевич рассказывал, что в те дни в его кабинет было настоящее паломничество. Шли знакомые (и малознакомые) люди в буквальном смысле с чемоданами, которые были набиты этими деньгами: «Поменяйте!». От ходоков невозможно было отбиться. «Как я буду выглядеть перед своими кассирами, если приду к ним с этими чемоданами?» – говорил Петракович. И то ли в шутку, то ли всерьез предлагал всем купить по десять билетов до Владивостока и обратно. Категорически отказывался и от того, чтобы взять себе половину суммы. А еще Федор Васильевич был очень ответственным человеком. По протоколу он должен был лично встречать или провожать начальника дороги на вокзале. Бывало, Петракович приходил после рабочего дня домой, успевал поужинать и снова спешил на работу. По-другому не мог.
Железная дорога, станция – это была его стихия, призвание, его жизнь. Трудолюбие и ответственность получали высокую оценку. В 1987 году Федор Васильевич был награжден знаком «Почетному железнодорожнику». Приказ об этом подписал Андрей Андреев, на тот момент начальник Белорусской железной дороги. Федор Васильевич к наградам относился спокойно, можно сказать, стеснялся их носить. Даже спустя столько лет знак блестит-переливается, как новый. В таком же идеальном состоянии удостоверение. Есть у него и медаль «За трудовое отличие», полученная в 1986 году по указу Президиума Верховного Совета СССР. А сколько значков! «Победитель соцсоревнования», «Ударник Х пятилетки», знак «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта», знак «60 лет ВЛКСМ», «Молодой гвардеец XI пятилетки»… А грамот просто не счесть. Отмечу, что на получение наград Федора Васильевича всегда выдвигали коллеги, с которыми он работал, руководство отделения и дороги.
В семье бережно хранят эти награды. А из записей в трудовой книжке можно узнать, что Федор Петракович занимался и рационализаторской деятельностью.
К примеру, среди его идей – «Изменение технологической работы сигналиста поста», за что железнодорожник был удостоен премии в размере 20% должностного оклада. Еще одну премию в размере 60 рублей он получил за внедрение новой техники в пассажирском хозяйстве дороги.
…Федора Васильевича не стало 1 августа 1992 года, он ушел из жизни накануне Дня железнодорожника. В 1994-м, после окончания отпуска по уходу за ребенком, на Белорусской магистрали начала трудовой путь Тамара Ильинична. Работала в бухгалтерии аппарата Минского отделения. После перешла в технологический центр по обработке перевозочных документов (впоследствии – отделенческий расчетный центр). Затем трудилась в финансовом отделе. Два десятка лет, по признанию Тамары Петракович, пролетели как одно мгновение!
– Нужно было и работать, и детей растить, – вспоминает собеседница. – Не скажу, что было просто, ведь родственников в Минске у меня нет. Да и время непростое – 1990-е годы. Но я старалась никогда не унывать. Один месяц летних школьных каникул дети проводили в оздоровительном центре имени Н. Гастелло, месяц со мной в отпуске и еще месяц – в Светлогорске у моих родителей. Ребята мои росли самостоятельными. Помню, как сын однажды увидел объявление о наборе в футбольную секцию. Подошел ко мне и сказал: «Мама, я хочу!». А сам маленький, только в 3-й класс перешел. Как же можно запретить! Но я строго-настрого приказала переходить дорогу, когда горит зеленый свет светофора. Бывало, на работе взгляну в окно и вижу, как сын стоит на перекрестке и терпеливо ждет, когда можно идти. Маму не подводил. Сейчас об этом говорю с улыбкой, а тогда очень волновалась. Сегодня сын уже взрослый: высокий, красивый, весь в отца! Дети гордятся отцом, о котором, к сожалению, знают только по рассказам.
Не так много осталось на дороге людей, которые работали с Федором Васильевичем. Все они в основном уже на заслуженном отдыхе. Тамаре Ильиничне всегда приятно, когда на мероприятиях для ветеранов кто-то подходит к ней и говорит добрые слова о ее супруге.
…В домашнем фотоархиве моей собеседницы немало интересных снимков. Один из них – начала 1990-х, который сделал профессиональный фотограф, корреспондент «Советской Белоруссии» Александр Шаблюк. Федор Петракович запечатлен в своем кабинете. В эту минуту начальник станции о чем-то задумался… Вверх поднимаются клубы дыма от сигареты, в руке догорает спичка. Догорает, словно жизнь человека. Короткая, но такая яркая, сумевшая согреть многих своим теплом. В масштабах вечности – мгновение. Но пока живет память о человеке, он будет жить – в сердцах и душах людей. И в летописи Белорусской железной дороги навсегда останется это имя – Федор Васильевич Петракович.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ
(Продолжение следует).