Апрель
Вт
16
2024

Сделанным можно гордиться

Одному из старейших предприятий Белорусской магистрали – локомотивному депо Жлобин – 150 лет!

Сложно предположить, как развивалось бы местечко Жлобин, если бы в ноябре 1873 года через него не началось движение по Либаво-Роменской железной дороге. Тогда же было построено паровозное депо веерного типа с поворотным кругом ручного привода на 9 стойл. В 1909 году к нему пристроили еще одно, также веерного типа, но уже рассчитанное на 24 локомотива.
В годы Великой Отечественной профессии машиниста, помощника машиниста были признаны боевыми. Многие деповчане ушли на фронт или служили в колоннах особого резерва НКПС. Среди них машинисты Майсенков, Будников, Сергеев, Шарц, Кудрявцев, Забелин, Акацевич, Целиковец и многие другие. Их имена навсегда вписаны в историю депо. В комнате боевой и трудовой славы предприятия есть большая экспозиция, которая рассказывает о тех, кто, рискуя жизнью, приближал Великую Победу.
– У нашего предприятия богатая история. В разные годы здесь работали замечательные люди. Один из них – Герой Советского Союза, председатель Президиума Верховного Совета БССР Василий Козлов. С 1919-го по 1925 год он работал в депо слесарем. Машинисты Константин Мышастый и Анатолий Шебуняев удостоены Золотой Звезды Героя Социалистического Труда, еще 21 человек – ордена Ленина, – рассказывает организатор и первый хранитель музейных фондов депо Сергей Сухоцкий. Он 25 лет возглавлял ветеранскую первичку депо и столько же занимался изучением истории предприятия. По крупицам собирал уникальные экспонаты, личные вещи железнодорожников.
Навсегда останется в летописи депо и паровоз ОВ 3961. Именно этот локомотив привел первый поезд в освобожденный Жлобин в июне 1944 года. Сразу же началось восстановление жилых зданий и предприятий. В мае 1945-го заново было построено прямоугольно-ступенчатое депо. А первым паровозом, который выпустили с промывочного ремонта, конечно же, стал ОВ 3961.
С 1944-го по март 1955 года паровозному депо Жлобин подчинялось оборотное депо Бобруйск. В связи с ликвидацией Жлобинского отделения его передали Осиповичскому паровозному депо Могилевского отделения. В 1963-м начался переход на тепловозную тягу.
1968 – 1973 и 1974 – 1985 – годы глобальных изменений на предприятии. В результате двух этапов реконструкции здесь более чем на 12 тыс. кв. метров увеличились производственные площади. В 1971-м паровозное депо переименовано в локомотивное. Через два года был сдан в эксплуатацию цех подъемочного ремонта тепловозов и поставлен на ремонт первый тепловоз ТЭ3.
В разные периоды депо возглавляли очень талантливые и грамотные руководители. Сложно найти ветерана или работника предприятий Жлобинского узла, который не знает Владимира Ерофеева. Он был начальником депо с 1973-го по 1987 год, а следующие 14 лет занимал пост председателя горисполкома. При нем было завершено возведение базы ремонта тепловозов, построены цех эксплуатации, административное здание, котельная на газу, введены в строй общежитие на 120 мест и жилой корпус, состоящий из квартир-малосемеек.

Лаборант химического анализа Татьяна Семенова и заведующая лабораторией Регина Дизик

С 1994-го по 2000 год предприятием руководил Владимир Балахонов, который впоследствии свыше полутора десятков лет был заместителем начальника Белорусской магистрали. Он много внимания уделял внедрению новых технологий и современного оборудования, освоению капитального ремонта тепловозов серий ЧМЭ3 и 2ТЭ10У. При нем был проведен большой объем работ по механизации тележечного, электромашинного и механического цехов. К слову, комплекс по шлифовке коленчатых валов дизелей, которые приобретены в 1990-е, в отличном состоянии и по сей день. Оборудование уникальное для дороги, работают на нем профессионалы с большим опытом и знанием своего дела – шлифовщики Сергей Леоненко и Александр Бабич.
– В этом году праздную трудовой юбилей – 20 лет на предприятии. И все это время работаю с такими гигантами, – с улыбкой отмечает Александр Бабич, указывая на 10-метровые станки. – Один из них шлифует шатунные шейки, а другой – коренные. Это основные узлы коленчатого вала двигателя тепловоза. Техника, проверенная временем. Нас не подводит. И мы к ней с заботой, уважением. Оборудование проходит регулярное обслуживание и своевременный ремонт.
Депо специализируется на капитальном и текущем ремонте тепловозов ЧМЭ3 и 2ТЭ10У с продлением срока их службы для всего грузового парка Белорусской магистрали. Проводить модернизацию последних жлобинским специалистам доверили в 2015 году. За это время они изучили локомотивы этой серии от А до Я. А объемы и уровень сложности проводимых работ соответствуют показателям профильных заводов.
Среди тех, кто стоял у истоков освоения нового вида ремонта, – мастер отделения по ремонту дизелей и вспомогательного оборудования Павел Сазанович. В следующем году будет четверть века его работы в депо. И все это время он возвращает к жизни дизельные двигатели тепловозов. Железнодорожник награжден знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі», неоднократно участвовал в дорожном конкурсе профессионального мастерства.
– При модернизации тепловозов серии 2ТЭ10 поменялись не только интерьер и «начинка» кабины машиниста. Вместо двухтактного дизеля 10Д100 поставили более экономичный четырехтактный 1А-9ДГ с установкой унифицированной микропроцессорной системы управления электропередачи УСТА, – вводит в курс дела мастер. – В ходе обновления сохраняются все тяговые характеристики локомотива, а расход топлива и масла значительно снижаются. Увеличиваются и межремонтные пробеги. Более того, четыре года назад мы начали самостоятельно восстанавливать дизеля 1А-9ДГ при ремонте тепловозов 2ТЭ10У.

Шлифовщик Александр Бабич

В депо создана мощная ремонтная база, а накопленный опыт и знания персонала позволяют качественно производить самый сложный ремонт. На позициях одновременно могут размещаться четыре секции локомотивов. Жлобинские специалисты возвращают к жизни главных «трудяг» не только грузового парка дороги, но и электрические машины – тяговые электродвигатели и главные генераторы, двухмашинные агрегаты, а также вспомогательное оборудование дизелей тепловозов – приписки других депо магистрали. Для проведения таких работ на предприятии есть все необходимое оборудование. Активно внедряются современные ресурсосберегающие технологии для восстановления запасных частей и экономии топливно-энергетических ресурсов. Большой вклад в это вносят и деповские новаторы-умельцы. Их идеи направлены на повышение качества ремонта, экономию материалов и запасных частей, улучшение условий труда. Наиболее активно оригинальные решения предлагают работники механического и заготовительного участков. По итогам прошлого года мастеру подразделений Юрию Хоменку присвоено звание «Лучший рационализатор Белорусской железной дороги». В его подчинении – 40 человек. И каждый свои задачи по изготовлению и восстановлению деталей и узлов локомотивов выполняет профессионально.
Надежность функционирования ходовой части, дизелей и других систем тепловозов во многом зависит от профессионализма и точности исследований работников химико-технической лаборатории, действующей в депо. В среднем на протяжении месяца здесь проводят порядка 2 тыс. различных анализов – топлива и других материалов, необходимых для работы тягового подвижного состава.
– Во время плановых видов ремонта проверяем соответствие необходимым параметрам масел в подвижном составе, дизельного топлива, охлаждающей жидкости, смазывающих материалов, отработанных нефтепродуктов и многое другое, – вводит в курс дела заведующая лабораторией Регина Дизик. В ее подчинении всего два лаборанта, обе – мастера своего дела.
– Для каждого узла нужна своя марка масла, следовательно, и браковочные показатели у них тоже разные. По ним можно узнать о неполадках в работе локомотива, – отмечает лаборант химического анализа Татьяна Семенова. – Кроме того, груз с Мозырского или Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов прежде чем оказаться в резервуарах базы топлива депо, мы также тщательно проверяем на соответствие всем нормам по качеству и количеству.
Только после такой проверки нефтепродукты закачивают в подземные хранилища: пять резервуаров предназначены для дизельного топлива и 12 видов масла.
Начальник базы топлива Николай Стасевич обращает внимание, что резервуары никогда не опустошаются полностью. Минимальный запас дизельного топлива всегда остается в объеме, необходимом для бесперебойной работы базы в течение десяти дней. Система учета, хранения и расхода топлива компьютеризирована.
Совершенствуя технологии, в депо не забывают об охране труда и экологии. Локомотивное депо является обладателем сертификатов качества работ по техническому обслуживанию дизель-поездов в объеме ТО-2 в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001 и управления окружающей средой на соответствие требованиям СТБ ISO 14001.
Помимо ремонтной программы депо успешно справляется с эксплуатационной работой, обеспечивает безопасность движения поездов, сохранность грузов и пассажиров.
– 150 лет – славный трудовой путь. Сегодня летопись депо пишут порядка 500 профессионалов и мастеров своего дела, – отмечает начальник предприятия Юрий Рагин. – Наша гордость – ветераны. На постоянном контроле находятся вопросы охраны труда, заработной платы и достойных условий работы. Их созданию, а также организации отдыха железнодорожников первостепенное внимание уделяет и профсоюзная организация, которую много лет возглавляет Сергей Козко. Стоит отметить, что у нас трудится немало творческих людей. Деповчане – активные участники спортивных соревнований и турниров, дорожных конкурсов профессионального мастерства, молодежных инициатив. Гарантией успешной работы депо всегда был замечательный коллектив, который самоотверженным трудом вносит большой вклад в развитие Белорусской магистрали.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика