Февраль
Вт
11
2025

Электрический импульс

60 лет назад – 7 декабря 1963 года – было открыто регулярное движение электропоездов на первом электрифицированном участке Белорусской железной дороги Минск – Олехновичи. Полигон электрификации Белорусской железной дороги за последние годы существенно расширился. Поэтому значимость труда электромонтеров контактной сети возросла.

Представители этой профессии ежедневно выполняют важные задачи – осуществляют текущее обслуживание и ремонт соответствующей инфраструктуры, при необходимости участвуют в строительстве и монтаже новых объектов.
Выбравшим эту профессию суждено всегда быть на высоте – в прямом и переносном смысле. Во-первых, значительная часть работ выполняется в нескольких метрах над землей – с изолированной вышки автомотрисы или на лейтере. Во-вторых, в контактной сети высокое напряжение, что требует от специалистов предельной осторожности и досконального выполнения требований по охране труда.
Алексей Горошкин (на фото), работающий в Оршанской дистанции электроснабжения, – один из тех, кто выбрал эту непростую и очень важную профессию. На такое решение повлиял пример отца, который много лет трудился в этой дистанции и был заместителем начальника предприятия.
– Для меня отец – безусловный авторитет. Я у него учился, стремился достойно продолжать его дело, – рассказывает Алексей Николаевич.
Впрочем, как он убедился, успех работы электромонтера контактной сети в первую очередь зависит от него самого – от скрупулезности и усердия в достижении цели.
Алексей Горошкин окончил оршанский железнодорожный техникум (сейчас это колледж – филиал БелГУТа) и в 2003 году пришел в местную дистанцию электроснабжения. Сегодня за его плечами уже богатый опыт, которым он охотно делится с коллегами.
– От нашего труда зависит безопасность движения поездов. Поэтому работаем круглый год, несмотря на капризы погоды. Если необходимо, в выходные, а также в праздники, – продолжает он. – Чтобы стать по-настоящему хорошим специалистом, нужно быть в профессии несколько лет. В нашем деле сложно объяснить многое словами – надо увидеть, попробовать самому.
Что лежит в основе профессионализма, высокого мастерства? Крепкие технические знания, умение применять их на практике, слаженность действий бригады, способность быстро принимать правильные решения в любых нештатных ситуациях. Бывает, что на счету каждая минута.
В зоне ответственности Алексея Горошкина и его коллег – территория Оршанского железнодорожного узла, где высокая интенсивность перевозки пассажиров и грузов, а также маневровой работы. Поэтому для минимизации корректировок графика движения поездок бригадам электромонтеров приходится трудиться оперативно, в максимально сжатые сроки.
Эффективность работы в значительной степени зависит и от действий руководства, четкой организации процесса. В этом Алексей Горошкин проводит параллели с театром, где он участвует в постановках в свободное время (на его счету – роли в семи спектаклях).
– Успех в театре во многом зависит от мастерства режиссера, умения настроить актера, дать ему точные установки, – сравнивает он. – Так и в работе контактников: важны грамотное руководство, сплоченные действия всей бригады.

Установка первой опоры контактной сети на участке Минск – Олехновичи (1962 г.)

Исторический контекст

Профессия электромонтера контактной сети появилась позже, чем, например, монтеров пути, билетных кассиров, машинистов. Но вследствие расширения полигона электрификации в Беларуси и других странах она быстро заняла почетное место в ряду массовых и востребованных.
Первые попытки применения на железных дорогах электрической тяги в разных странах мира предпринимались еще в конце XIX века. По мнению некоторых исследователей, первым в мире был электрифицирован 6-километровый участок на железной дороге Балтимор – Огайо в 1895 году. На нем электроэнергия подводилась к электровозу по третьему рельсу. Позже попытки организации предпринимались и в Российской империи. А в СССР первым электрифицированным считался участок Баку – Сабунчи (приступили к обустройству в 1924 году). С конца 1920-х началась реализация проектов в других регионах Советского Союза. В Беларуси первый электрифицированный участок ввели в 1963 году. За ним последовали и другие.
Профессия электромонтера становилась все более востребованной. Со временем техническая оснащенность этих специалистов улучшалась. Но и сегодня результат в значительной степени зависит от профессионального мастерства железнодорожника. Работа не из простых: она сопряжена с выполнением задач на высоте, при высоком напряжении и движении поездов, требует технического склада ума, физической выносливости и умения взаимодействовать в команде. Поэтому работники магистрали, избравшие такой профиль, заслуживают уважения и благодарности за их ответственный труд.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика