Апрель
Чт
18
2024

Энергия продвижения

Электрификация, начавшаяся на Белорусской железной дороге 60 лет назад, стала мощным импульсом для развития магистрали, вывела на качественно новый уровень перевозки пассажиров и грузов. По каким ключевым направлениям сейчас развивается это хозяйство, какие задачи на перспективу? Об этом в интервью рассказал начальник службы электрификации и электроснабжения Управления дороги Виталий КОНОНЦОВ.

– Виталий Викторович, доля электрифицированных участков на Белорусской магистрали сейчас достигает 25%. По каким еще показателям можно оценить важность хозяйства в деятельности дороги?
– Действительно, прогресс очевиден. В 1963 году был введен в эксплуатацию первый электрифицированный участок Минск – Олехновичи протяженностью 48 км.
А сейчас полигон движения на электротяге составляет около 1,4 тыс. км, на него приходится значительная часть перевозки пассажиров и грузов. И это принесло ощутимый экономический, экологический и социальный эффект. Развернутая длина контактной сети и вовсе составляет около 4 тыс. км. Внедрение устройств электрификации и электроснабжения позволяет повысить эффективность перевозочного процесса. Такая работа выполняется в соответствии с приоритетами развития магистрали и в тесном взаимодействии с другими хозяйствами дороги.
– Какие ключевые проекты, объекты и технологии были в центре внимания службы в последнее десятилетие?
– Это время стало важнейшей вехой в истории электрификации. В 2013 – 2015 годах были выполнены работы на двухпутном участке Гомель – Жлобин – Осиповичи протяженностью около 200 км. Вслед за этим – проект на линии Молодечно – Гудогай – госграница (84 км). В 2021-м мы завершили электрификацию участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров (141 км). Кроме того, электрификация затронула перегон Колодищи – Шабаны, что позволило улучшить пропускную способность Минского железнодорожного узла. Еще один важный проект – модернизация контактной сети на участке Уша – Молодечно, действующей с 60-х годов минувшего века. В его рамках впервые на Белорусской железной дороге была отработана технология сплошной замены опор и контактной подвески на двухпутном перегоне в условиях продолжения движения поездов.

Начало регулярного движения электропоездов на участке Минск – Олехновичи (1963 г.)

На новых электрифицированных и реконструированных участках были применены современные узлы контактной сети повышенной надежности, адаптированные к увеличению весовых норм поездов и обеспечивающие скоростной режим движения поездов на электротяге до 160 км/ч. Применен низколегированный контактный провод, что повышает его износостойкость. Использованы фарфоровые и полимерные изоляторы, а также арматура нового поколения, изготовленная по методу горячей штамповки. Нанесение защитных покрытий методом горячего цинкования позволяет продлить срок службы металлоконструкций до 70 лет и снизить эксплуатационные расходы примерно в 2,5 раза.
За указанный период были модернизированы тяговые подстанции Верейцы, Олехновичи и Борисов. В столице после реконструкции заработала Минск-Тяговая, на которой применены самые передовые технологические решения, благодаря чему удалось компактно, в небольшом здании разместить оборудование и создать условия для дистанционного мониторинга и управления им. Подобный опыт планируется распространять на других объектах магистрали.
Еще одно перспективное направление – использование модульных комплектных трансформаторных подстанций в блочном исполнении. Такой подход был успешно применен при электрификации дороги на Гомель, Гудогай и Барбаров и доказал свою эффективность.
– С учетом значительного расширения полигона электрификации какими силами обеспечивается своевременное и качественное обслуживание инфраструктуры?
– В настоящее время в нашем хозяйстве трудятся свыше 1,5 тыс. человек. В каждом отделении дороги действует дистанция электроснабжения (в Минском их две: столичная и Оршанская). В их ведении – 24 тяговые подстанции, сформированы 31 район контактной сети и 18 районов электроснабжения. Их работники регулярно обслуживают и ремонтируют соответствующую инфраструктуры на вверенных им участках.
Коллективы регулярно пополняются молодыми специалистами. Подготовкой кадров занимаются Оршанский и Гомельский колледж – филиалы БелГУТа. Кроме того, в 2013 году в этом вузе было организовано обучение по новой специальности «электроснабжение железных дорог». В рамках электрификации на станции Гомель-Северный был построен учебный полигон, который активно используется не только Гомельской дистанцией электроснабжения, но и БелГУТом.
Работа в хозяйстве требует высокого профессионализма и ответственности. В коллективах очень ценят тех железнодорожников, которые решили связать свою судьбу с данным направлением и остаются верными такому выбору на протяжении многих лет, охотно делятся опытом с молодежью.

Станция Калинковичи (декабрь 2021 г.)

– По каким важнейшим направлениям планируется в дальнейшем развивать инфраструктуру электрификации для того, чтобы обеспечить оптимальный баланс между совершенствованием действующих объектов и созданием новых?
– Хозяйство электрификации и электроснабжения развивается в соответствии с приоритетами Белорусской железной дороги. Безусловно, мы прилагаем все усилия для эффективного обеспечения перевозочного процесса. Есть несколько перспективных направлений. В частности, для повышения надежности устройств и оборудования ставку сделаем на внедрение передовых технологий, позволяющих увеличить межремонтный период и сократить эксплуатационные расходы.
Мы также намерены продолжить модернизацию электрифицированных участков с длительным сроком эксплуатации. В частности, разработан проект обновления инфраструктуры от Ждановичей до Уши. В дальнейшем существенное обновление может затронуть и другие участки, примыкающие к столице: на Борисов, Фаниполь, Тальку.
С учетом изменения вектора значительной доли грузопотоков на северо-запад России в перспективе может быть принято решение об электрификации дороги из Жлобина в сторону Могилева и Орши. Такой проект может принести не только экономический, но и социальный эффект.
Успехи текущей работы и перспективных проектов в значительной степени зависят от слаженного, добросовестного, высокопрофессионального труда всего коллектива хозяйства. Поэтому в канун 60-летия электрификации искренне благодарю ветеранов и нынешнее поколение работников за преданность своему делу. Желаю производственных успехов, мирного неба над головой и семейного благополучия!

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика