Январь
Ср
15
2025

«Все начинается с проекта!»

«Институт «Белжелдорпроект» отметит 11 декабря 85-летие. О том, чем живет одно из старейших проектных предприятий страны, какие планы и задачи стоят перед коллективом, в интервью отраслевому изданию рассказал руководитель института Александр МУЗОК.

– Александр Петрович, что представляет собой сегодня «Институт «Белжелдорпроект»?

– Сегодня наш коллектив продолжает традиции своих предшественников, тех, кто 85 лет назад стоял у истоков создания нашей организации, развиваем и поддерживаем их. Наш институт является головным предприятием Белорусской железной дороги в области проектирования, поэтому значимую юбилейную дату мы отмечаем как железнодорожники.
И гордимся принадлежностью к стальной магистрали. Ведь профильное направление института – развитие и проектирование инфраструктурных объектов отечественной стальной магистрали.

– Юбилейный для вашего института год завершается, можно подводить итоги. Какие проекты Вы считаете наиболее значимыми?

– В первую очередь это проектирование железной дороги в Национальный аэропорт: от вокзала станции Минск-Пассажирский до воздушной гавани, согласно Указу Президента. В нынешнем году мы завершаем проектирование данного объекта. Другие важнейшие направления нашей работы сегодня – электрификация участков Белорусской железной дороги, развитие устройств МПЦ. Кроме того, мы являемся генпроектировщиком по возведению объектов авиаремонтного завода № 407. По нашему проекту уже ведется строительство второго цеха – цеха покраски. Первый цех – капитального ремонта, где обслуживаются самые большие самолеты, – также востребован. Там применялись передовые технологии. Это
в принципе уникальный случай для проектной организации, которая специализируется на объектах железной дороги: нам поручили разработать не свойственный нам объект для авиационной отрасли, и мы успешно справились. Поэтому нам доверили проектирование и второго цеха. Там применены самые современные технологии. К примеру, это единственный объект в Беларуси, где процесс пожаротушения роботизирован.
Обычно система пожаротушения действует так: если появляется очаг задымления или возгорания, то специальные форсунки, закрепленные в потолке, реагируют и заливают все помещение. А здесь под полом установлено несколько роботов, лазерный луч в помещении постоянно сканирует пространство. Как только обнаруживается задымление, устройства выезжают из пола, лазерный датчик находит очаг возгорания и тушит его точечно.
Главные ворота в цехе – подъемного складного типа, которые также в Беларуси нигде больше не используют. И много других технических решений, применяемых впервые в авиационной отрасли нашей страны.

Ежегодно в «Институт «Белжелдорпроект» приходят более десятка молодых специалистов

– Сейчас практически в любой сфере многие процессы переходят в цифровой формат. Как Ваше предприятие решает эти задачи?

– Цифровизация для нас – это не просто слова. Мы находимся на передовой позиции по внедрению современных технологий, техники и оборудования как отечественного, так и зарубежного производства. Изучаем подходы проектирования иностранных коллег, применяем самые современные методологии в этом процессе, в том числе BIM-технологии, 3D-моделирование, а также используем современнейшую технику – и оборудование, и программное обеспечение.
К примеру, беспилотные летательные аппараты для съемок местности, GPS-приборы для точного геопозицинирования и т. д. Для проектировщика сегодня основной инструмент работы отнюдь не кульман, как было в те времена, когда институт создавался. Сейчас это компьютер – современный, самый мощный. Мы занимаемся регулярным обновлением нашей оргтехники.

– Как это отражается на качестве предоставляемых организацией услуг?

– В 2020-м коллектив «Института «Белжелдорпроект» был удостоен Премии Правительства в области качества. И в этом году мы работаем над подтверждением высокого звания лауреа-та. Представители конкурсной комиссии уже провели мониторинг на нашем предприятии. Отзывы хорошие, надеемся, что символ качества, которым мы очень дорожим, останется у нас. Быть в числе лауреатов премии – это почетно, это честь для коллектива.
Девиз «Института «Белжелдорпроект»: «Все начинается с проекта!» И в принципе, чтобы добиться цели, нужно прежде всего думать, что и как будешь делать. В любой сфере. И наша задача еще в начале работы с любым заказчиком – услышать его желания. А затем предложить лучшие решения для реализации. Кстати, сейчас в части проектирования инфраструктурных объектов железной дороги мы активно сотрудничаем с китайскими компаниями.
По понятным причинам мы потеряли часть зарубежных заказов. Но у нас по-прежнему есть партнеры, и плодотворное сотрудничество продолжается. Основной упор, безусловно, делаем на взаимодействие с Российской Федерацией. Работаем над получением заказов с Российскими железными дорогами. В ноябре подписали меморандум о сотрудничестве с Петербургским государственным университетом путей сообщения (бывший ЛИИЖТ).
К слову, в нашем коллективе трудится много его выпускников, и я в том числе. Также у нас есть объекты для железных дорог в Азербайджане, расширяем контакты с Таджикистаном и Кыргызстаном. С железнодорожной администрацией этой страны также подписан меморандум о сотрудничестве и ведутся переговоры о проектировании участков железной дороги в данной республике. Это большая ответственность.

– В Вашем институте трудятся порядка 300 человек, откуда к вам приходят новые кадры?

– Ежегодно наш штат пополняют 10 – 15 молодых специалистов. Основной поставщик кадров – БелГУТ, а также БНТУ, Белорусская государственная академия связи, другие технические вузы республики. Сотрудничаем и с Брестским колледжем – филиалом БелГУТа. Но чтобы специалист мог по праву называться проектировщиком, необходимо не менее 4 – 5 лет работы непосредственно в этой профессии.

– Какими качествами должен обладать проектировщик?

– В числе главных назову эрудированность, ответственность и такое свойство характера, как усидчивость – не каждый сможет часами сидеть на одном месте. Подавляющее большинство наших специалистов имеют высшее образование. И мы поддерживаем желание людей учиться, повышать свою квалификацию. Знаний, полученных сегодня в вузе, недостаточно. Важно не засиживаться, продолжать профессионально расти, в том числе осваивая смежные специальности. У нас есть такие, скажем, не масштабные, по которым нет отдельной подготовки, но они очень востребованы.

Здание Центра управления перевозками БЖД, построенное по проекту «Института «Белжелдорпроект», названо «Лучшим строительным объектом» на XVII Республиканском профессиональном конкурсе «Лучший строительный продукт года – 2020»

– Например?

– Вы удивитесь, но не инженеры, юристы и экономисты, а сметчики очень востребованы во многих проектных организациях. А эту специальность осваивают на производстве, в том числе у нас. Более опытные кадры обучают новичков. Поэтому на предприятиях так необходимо поддерживать преемственность поколений, возможность передачи опыта. Это не просто слова, это очень важно.

– В таких подходах секрет вашей конкурентоспособности?

– В любом деле, если вы претендуете на преимущество, необходимо постоянное повышение квалификации специалистов, а также изучение рынка современных решений и умение применять их на практике. Но, повторюсь, самое главное – знания и навыки специалистов, ответственное и добросовестное отношение к порученной работе.
Недавно и БелГУТ не готовил специалистов по ряду профессий. А сейчас там преподают дисциплины, связанные с контактной сетью, тяговыми подстанциями. Почему? Потому что эти направления востребованы на Белорусской железной дороге.

– Александр Петрович, а что Вы как руководитель делаете для того, чтобы молодые специалисты, отработав положенное время по распределению, оставались в коллективе «Белжелдорпроекта»?

– На мой взгляд, здесь важны два фактора – интересная работа и оплата труда. Мы оказываем ребятам необходимую социальную поддержку. Кроме того, как один из вариантов их закрепления в команде, – функционирование подразделений института в областных и крупных городах страны. Наши отделы уже созданы в Гомеле, Бресте и Могилеве, планируем открыть их в Витебске и Барановичах. Что это дает? Туда приходит работать местная молодежь, или проживающая в регионе, или окончившая там учебное заведение. Не все хотят переехать в столицу, кто-то с удовольствием остается на малой Родине. Еще одна из основных задач таких подразделений – это поиск заказов в регионах. А вот управление процессами и контроль исполнения – централизованный.

– Ваши планы на новый, 2024 год?

– Наше благополучие зависит от благополучия Белорусской железной дороги. И планы такие же, как и на стальной магистрали. А коллективу нашего предприятия в эту значимую дату хочется пожелать здоровья и мира, а также процветания на благо Белорусской железной дороги и всей Республики Беларусь!

Татьяна
ЛЕСНИКОВА

Яндекс.Метрика