«Все начинается с проекта!»
«Институт «Белжелдорпроект» отметит 11 декабря 85-летие. О том, чем живет одно из старейших проектных предприятий страны, какие планы и задачи стоят перед коллективом, в интервью отраслевому изданию рассказал руководитель института Александр МУЗОК.
– Александр Петрович, что представляет собой сегодня «Институт «Белжелдорпроект»?
– Сегодня наш коллектив продолжает традиции своих предшественников, тех, кто 85 лет назад стоял у истоков создания нашей организации, развиваем и поддерживаем их. Наш институт является головным предприятием Белорусской железной дороги в области проектирования, поэтому значимую юбилейную дату мы отмечаем как железнодорожники.
И гордимся принадлежностью к стальной магистрали. Ведь профильное направление института – развитие и проектирование инфраструктурных объектов отечественной стальной магистрали.
– Юбилейный для вашего института год завершается, можно подводить итоги. Какие проекты Вы считаете наиболее значимыми?
– В первую очередь это проектирование железной дороги в Национальный аэропорт: от вокзала станции Минск-Пассажирский до воздушной гавани, согласно Указу Президента. В нынешнем году мы завершаем проектирование данного объекта. Другие важнейшие направления нашей работы сегодня – электрификация участков Белорусской железной дороги, развитие устройств МПЦ. Кроме того, мы являемся генпроектировщиком по возведению объектов авиаремонтного завода № 407. По нашему проекту уже ведется строительство второго цеха – цеха покраски. Первый цех – капитального ремонта, где обслуживаются самые большие самолеты, – также востребован. Там применялись передовые технологии. Это
в принципе уникальный случай для проектной организации, которая специализируется на объектах железной дороги: нам поручили разработать не свойственный нам объект для авиационной отрасли, и мы успешно справились. Поэтому нам доверили проектирование и второго цеха. Там применены самые современные технологии. К примеру, это единственный объект в Беларуси, где процесс пожаротушения роботизирован.
Обычно система пожаротушения действует так: если появляется очаг задымления или возгорания, то специальные форсунки, закрепленные в потолке, реагируют и заливают все помещение. А здесь под полом установлено несколько роботов, лазерный луч в помещении постоянно сканирует пространство. Как только обнаруживается задымление, устройства выезжают из пола, лазерный датчик находит очаг возгорания и тушит его точечно.
Главные ворота в цехе – подъемного складного типа, которые также в Беларуси нигде больше не используют. И много других технических решений, применяемых впервые в авиационной отрасли нашей страны.
– Сейчас практически в любой сфере многие процессы переходят в цифровой формат. Как Ваше предприятие решает эти задачи?
– Цифровизация для нас – это не просто слова. Мы находимся на передовой позиции по внедрению современных технологий, техники и оборудования как отечественного, так и зарубежного производства. Изучаем подходы проектирования иностранных коллег, применяем самые современные методологии в этом процессе, в том числе BIM-технологии, 3D-моделирование, а также используем современнейшую технику – и оборудование, и программное обеспечение.
К примеру, беспилотные летательные аппараты для съемок местности, GPS-приборы для точного геопозицинирования и т. д. Для проектировщика сегодня основной инструмент работы отнюдь не кульман, как было в те времена, когда институт создавался. Сейчас это компьютер – современный, самый мощный. Мы занимаемся регулярным обновлением нашей оргтехники.
– Как это отражается на качестве предоставляемых организацией услуг?
– В 2020-м коллектив «Института «Белжелдорпроект» был удостоен Премии Правительства в области качества. И в этом году мы работаем над подтверждением высокого звания лауреа-та. Представители конкурсной комиссии уже провели мониторинг на нашем предприятии. Отзывы хорошие, надеемся, что символ качества, которым мы очень дорожим, останется у нас. Быть в числе лауреатов премии – это почетно, это честь для коллектива.
Девиз «Института «Белжелдорпроект»: «Все начинается с проекта!» И в принципе, чтобы добиться цели, нужно прежде всего думать, что и как будешь делать. В любой сфере. И наша задача еще в начале работы с любым заказчиком – услышать его желания. А затем предложить лучшие решения для реализации. Кстати, сейчас в части проектирования инфраструктурных объектов железной дороги мы активно сотрудничаем с китайскими компаниями.
По понятным причинам мы потеряли часть зарубежных заказов. Но у нас по-прежнему есть партнеры, и плодотворное сотрудничество продолжается. Основной упор, безусловно, делаем на взаимодействие с Российской Федерацией. Работаем над получением заказов с Российскими железными дорогами. В ноябре подписали меморандум о сотрудничестве с Петербургским государственным университетом путей сообщения (бывший ЛИИЖТ).
К слову, в нашем коллективе трудится много его выпускников, и я в том числе. Также у нас есть объекты для железных дорог в Азербайджане, расширяем контакты с Таджикистаном и Кыргызстаном. С железнодорожной администрацией этой страны также подписан меморандум о сотрудничестве и ведутся переговоры о проектировании участков железной дороги в данной республике. Это большая ответственность.
– В Вашем институте трудятся порядка 300 человек, откуда к вам приходят новые кадры?
– Ежегодно наш штат пополняют 10 – 15 молодых специалистов. Основной поставщик кадров – БелГУТ, а также БНТУ, Белорусская государственная академия связи, другие технические вузы республики. Сотрудничаем и с Брестским колледжем – филиалом БелГУТа. Но чтобы специалист мог по праву называться проектировщиком, необходимо не менее 4 – 5 лет работы непосредственно в этой профессии.
– Какими качествами должен обладать проектировщик?
– В числе главных назову эрудированность, ответственность и такое свойство характера, как усидчивость – не каждый сможет часами сидеть на одном месте. Подавляющее большинство наших специалистов имеют высшее образование. И мы поддерживаем желание людей учиться, повышать свою квалификацию. Знаний, полученных сегодня в вузе, недостаточно. Важно не засиживаться, продолжать профессионально расти, в том числе осваивая смежные специальности. У нас есть такие, скажем, не масштабные, по которым нет отдельной подготовки, но они очень востребованы.
– Например?
– Вы удивитесь, но не инженеры, юристы и экономисты, а сметчики очень востребованы во многих проектных организациях. А эту специальность осваивают на производстве, в том числе у нас. Более опытные кадры обучают новичков. Поэтому на предприятиях так необходимо поддерживать преемственность поколений, возможность передачи опыта. Это не просто слова, это очень важно.
– В таких подходах секрет вашей конкурентоспособности?
– В любом деле, если вы претендуете на преимущество, необходимо постоянное повышение квалификации специалистов, а также изучение рынка современных решений и умение применять их на практике. Но, повторюсь, самое главное – знания и навыки специалистов, ответственное и добросовестное отношение к порученной работе.
Недавно и БелГУТ не готовил специалистов по ряду профессий. А сейчас там преподают дисциплины, связанные с контактной сетью, тяговыми подстанциями. Почему? Потому что эти направления востребованы на Белорусской железной дороге.
– Александр Петрович, а что Вы как руководитель делаете для того, чтобы молодые специалисты, отработав положенное время по распределению, оставались в коллективе «Белжелдорпроекта»?
– На мой взгляд, здесь важны два фактора – интересная работа и оплата труда. Мы оказываем ребятам необходимую социальную поддержку. Кроме того, как один из вариантов их закрепления в команде, – функционирование подразделений института в областных и крупных городах страны. Наши отделы уже созданы в Гомеле, Бресте и Могилеве, планируем открыть их в Витебске и Барановичах. Что это дает? Туда приходит работать местная молодежь, или проживающая в регионе, или окончившая там учебное заведение. Не все хотят переехать в столицу, кто-то с удовольствием остается на малой Родине. Еще одна из основных задач таких подразделений – это поиск заказов в регионах. А вот управление процессами и контроль исполнения – централизованный.
– Ваши планы на новый, 2024 год?
– Наше благополучие зависит от благополучия Белорусской железной дороги. И планы такие же, как и на стальной магистрали. А коллективу нашего предприятия в эту значимую дату хочется пожелать здоровья и мира, а также процветания на благо Белорусской железной дороги и всей Республики Беларусь!
Татьяна
ЛЕСНИКОВА