150 лет: вчера, сегодня, завтра
Одну из крупнейших грузовых на Белорусской магистрали cтанцию Гомель и архитектурную жемчужину города над Сожем вокзал станции Гомель многое объединяет. И в первую очередь общая история, начавшаяся 150 лет.
Тогда 29 ноября 1873 года в город над Сожем прибыл первый поезд. Ландварово-Роменская стальная магистраль полностью изменила жизнь Гомеля. Ее строили в основном для стратегических целей, но также использовали для коммерческих перевозок, причем в больших объемах, что способствовало экономическому развитию города.
В 1886 году со стороны Калинковичей протянулись Полесские железные дороги, а через год было организовано прямое беспересадочное сообщение между Брянском и Варшавой. Чтобы расширить пропускную способность, на станции построили вторые пути.
Страницы истории
Экономика региона шла в рост, и в 1912 году особой высшей правительственной комиссией работа Либаво-Роменской железной дороги была признана наиболее оснащенной и напряженной в грузовом отношении. Станция Гомель в числе двадцати других относилась к крупнейшим по пассажиро- и товарообороту.
В 1930 году в эксплуатацию сдали линию Чернигов – Новобелицкая, и Гомельский узел стал работать на пятое направление.
До 1917 года здание железнодорожного вокзала было одноэтажным, выкрашенным в зеленый цвет. В нем располагались билетные кассы, служебные комнаты, ресторан и сберегательная касса. В зале ожидания для транзитных пассажиров вдоль стен были установлены широкие удобные кресла с вытесненными на деревянных спинках буквами
ЛР-ЖД. А в середине помещения тянулись длинные скамейки. В торце зала стояли небольшие подмостки в виде сцены, на которых по праздникам выступал симфонический оркестр. В такие дни на вокзале было особенно многолюдно. К слову, спустя 150 лет музыкальную традицию возобновили. И сейчас в зале ожидания на втором этаже под сводами старого здания нередко звучат произведения мировой классики и белорусские народные песни.
Привокзальная площадь имела форму полукруга. Багажное отделение находилось рядом с товарной конторой. Справа располагалась железнодорожная поликлиника или «приемный покой». В 20 метрах от южной стороны вокзала стояло кирпичное здание для пригородных пассажиров. Позже его перестроили в кинозал железнодорожников.
В годы Великой Отечественной вокзал и все хозяйство станции оказались практически разрушены. До 1944-го поезда ходили в обход узла – пока не восстановили железнодорожный мост через Сож. В первые послевоенные годы были построены нечетная и четная сортировочные горки, что позволило в семь раз увеличить перерабатывающую и пропускную способность станции.
Уже в 1948-м на месте предыдущего отстроили новый вокзал, рассчитанный на 700 пассажиров, а над путями возвели пешеходный мост с выходом на улицу Циолковского. Через год заработало здание для пассажиров пригородного сообщения, приема-сдачи груза и багажа. Там же находились пригородные кассы и камеры хранения ручной клади. В середине 60-х был построен подземный переход к поездам. В 1970-м вокзал выделили в самостоятельную единицу со штатом 235 человек. Недалеко от него располагались грузовой двор и контейнерная площадка станции Гомель. Ко всем городским предприятиям проложили подъездные пути. В 1959-м первые двенадцать стрелочных переводов были оборудованы электрической централизацией, что значительно увеличило пропускную способность. А через год современное оборудование появилось на сортировочной горке нечетной системы и в пассажирском парке.
Периодом технических перемен стали 70 – 80-е годы прошлого столетия, когда провели реконструкцию сортировочных горок и парков, удлинили и уложили дополнительные пути, установили автоматическую обдувку стрелок и пневмопочту, ввели в эксплуатацию маршрутно-релейную централизацию, прилегающие к станции перегоны оборудовали автоблокировкой, построили новое здание для дежурных по станции, а сортировочные горки оснастили вагонозамедлителями.
«Фабрика маршрутов»
Не менее насыщенной стала и новейшая история. 17 июня 2016 года открылось регулярное движение поездов на электрической тяге по направлению Гомель – Минск – Гомель. В июне 2021-го на нечетной системе станции Гомель внедрили микропроцессорную централизацию стрелок и сигналов. А спустя год переключили четную систему и соседние станции. Все пусконаладочные работы проводили без остановки движения – дежурные по станции отправляли и принимали составы на одной из грузонапряженных станций магистрали в ручном режиме.
Как и сто лет назад, станция Гомель остается в числе крупнейших по грузоперевозкам. По функциональному назначению, характеру и объему выполняемой работы она не имеет аналогов на Белорусской магистрали – является внеклассной двухсторонней сортировочной. В ее состав входят две сортировочные системы (четная и нечетная), а также промежуточные станции Гомель-Северный и Сож. Обе системы играют важную роль в переработке грузов. Каждая рассматривается как независимая друг от друга сортировочная станция, где есть отдельные транзитные и сортировочно-отправочные парки, а также парки прибытия, горочные комплексы. Ежесуточно через станцию Гомель в направлении Жлобина, Калинковичей, Унечи, Терюхи и Тереховки следуют более 70 грузовых и пассажирских поездов.
– Конечно, внешние экономические факторы сильно повлияли на грузовую логистику по сравнению с прошлым годом. Однако предприятия, которые пользуются услугами железной дороги, стараются идти в ногу со временем, постоянно расширяют и совершенствуют линейку выпускаемой продукции, прислушиваясь к пожеланиям потребителей, выходят на новые рынки сбыта, – рассказывает заместитель начальника станции по грузовой работе – начальник Линейного центра транспортного обслуживания Сергей Севрюк.
К каждому клиенту работники ЛЦТО «Гомель», в зоне обслуживания которого 10 станций, подходят индивидуально, независимо от сложности маршрута или специфики груза. А их через станцию перевозят более 400 наименований.
– Все вопросы, связанные с перевозкой, решаем эффективно и своевременно. Клиент получает полный комплекс транспортных услуг и может быть уверен в обеспечении выполнения взятых перевозчиком обязательств. Для улучшения качества работы внедрена автоматизированная система «Электронная перевозка», которая позволяет работать по безбумажной технологии. В целом по ЛЦТО «Гомель» заключено 327 договоров на транспортное обслуживание, из которых 37 – в этом году, – дополняет заместитель начальника ЛЦТО «Гомель» Олеся Шпак.
Среди основных партнеров гомельской «фабрики маршрутов» – все крупнейшие промышленные предприятия области различных форм собственности. Порядка 60% объема грузоперевозок по станции составляют нефтепродукты. Значительна и доля строительных грузов, лома черных металлов. «Гомсельмаш» осуществляет внутриреспубликанские и экспортные поставки сельскохозяйственных машин. Только по этой технике за 10 месяцев текущего года отгрузка составила 107% к уровню 2022-го. Выполнены показатели также по погрузке и выгрузке.
Стабильную работу одной из крупнейших станций дороги обеспечивают 372 настоящих профессионала. И это не просто красивые слова. Неоднократно коллектив предприятия признавался победителем отраслевого соревнования, по итогам работы за 2020 год стал лауреатом дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича. Этой высокой наградой в 2021-м отмечены и специалисты пункта коммерческого осмотра поездов (ПКО). В течение последних пяти лет представители станции являются призерами дорожного конкурса профмастерства. Лучшими в своей номинации стали станционный диспетчер Андрей Стреньков, дежурный по парку Александр Герилович, дежурный по станции Елена Гутыро, старший приемщик поездов Андрей Осипенко, оператор сортировочной горки Анастасия Коваль, агент по передаче грузов Наталья Лакизо, дежурный по парку Людмила Кожемякина, старший оператор СТЦ (станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов) Любовь Борисенко.
– Время идет, развивается инфраструктура станции, внедряется современное оборудование, но всегда главной ценностью остаются люди! Они с энтузиазмом отрабатывают сложные смены. За добросовестный труд многие отмечены государственными и отраслевыми наградами. Например, медалью «За трудовые заслуги» награждена бывший дежурный по станции Елена Терешкова, а ее коллега Оруджов Эхтибар Амир оглы – Почетной грамотой Министерства транспорта и коммуникаций, – отмечает начальник станции Гомель Андрей Ложков. – Слаженно, плечом к плечу, трудятся специалисты со стажем и молодые кадры, многие из которых активны и имеют большие перспективы: участвуют и становятся призерами дорожного конкурса молодежных инициатив. Выделить лучших сложно – каждый заслуживает слов благодарности. Огромное уважение и признательность выражаем нашим ветеранам, которые не одно десятилетие отдали железной дороге. Из 298 человек, состоящих в ветеранской организации, 150 отработали на станции 30 лет и более. Всецело заботе о старшем поколении себя посвятил председатель первички Владимир Федчун. Интересами коллектива живет и наш профсоюзный лидер Олег Самарский.
Провожает и встречает поезда
Сегодня железнодорожный вокзал является не только южными транспортными воротами страны, а еще архитектурной жемчужиной и узнаваемой достопримечательностью Гомеля. У многих гостей знакомство с городом над Сожем, отметившим в прошлом году 880-летие, начинается именно с вокзала, а первые впечатления обычно – самые сильные.
– Поэтому в первую очередь это современный комплекс, где пассажирам доступен широкий перечень услуг. И наша задача – сделать так, чтобы жителям и гостям областного центра было максимально удобно и комфортно, – рассказывает начальник вокзала Вячеслав Прокофьев. – Ежедневно вокзал станции Гомель принимает и отправляет 50 международных и межрегиональных поездов и 44 – региональных линий экономкласса. Из областного центра можно добраться до Минска, Бреста, Москвы, Санкт-Петербурга. А с 10 декабря график дополнился новым маршрутом – Минск – Минеральные Воды. Кроме того, в расписании есть один интересный маршрут Гомель-Пассажирский – Гомель-Пассажирский. Он закольцован в границах города, включает 12 остановочных пунктов и очень популярен среди горожан. Всего же услугами железнодорожного транспорта на вокзале за 10 месяцев нынешнего года воспользовались порядка 2,3 млн. человек. Для удобства пассажиров, приобретающих билеты на поезда региональных линий экономкласса, работают терминалы самообслуживания.
Говоря о гомельском вокзале, нельзя не упомянуть его культурно-архитектурную изюминку: когда в середине 90-х капитально реставрировали старое здание, оставили стены, построенные после войны. Сохранили полуколонны с пилястрами, сводчатые потолки и закрытые витражами большие арочные проемы, настенную гипсовую лепнину над центральным входом и внутреннюю парадную лестницу, цветные панно на стенах. В 2003 году вокзал внесли в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. А спустя пять лет здесь появился «постоянный» пассажир, который сидит на большом чемодане с названиями городов – памятник путешественнику. Для счастливой поездки необходимо потереть «человечку» нос и пожать руку. Данная примета настолько популярна, что эти части фигуры отполированы до блеска.

Билетный кассир группы информационного обеспечения вокзала станции Гомель
Любовь Иванеко отмечена Почетной грамотой Гомельского отделения
Более двадцати лет назад рядом со старым появился новый трехэтажный вокзал. Здесь сейчас размещаются билетные кассы, обслуживающие пассажиров поездов региональных линий экономкласса, залы ожидания, санузел, комнаты отдыха, камеры хранения. Обновление коснулось не только зданий вокзального комплекса. В начале 2000-х открылся новый подземный тоннель и отремонтирован старый, реконструированы посадочные платформы. В 2016 году введена в эксплуатацию новая визуальная информационно-справочная система. Современное устройство отображает время, дату, день, месяц, год и даже погоду. «Видеостены» установлены на привокзальной площади со стороны города, в фойе двух зданий, а также в кассовом зале, где помимо прочего выводятся сведения о наличии свободных мест в вагонах на сегодня. В помещении старого вокзала установлен сенсорный информационно-справочный терминал с функцией аудио- и видеовызова с дежурным по выдаче справок Контакт-центра Белорусской железной дороги. Все пассажирские платформы и подземный пешеходный переход оборудованы светодиодными табло, на которых отображаются сведения о прибытии или отправлении поездов.
В вокзальном комплексе есть все, что может понадобиться человеку, который отправляется в путешествие. Работает несколько точек общепита. Есть банкоматы, вендинговые аппараты по продаже кофе и сопутствующих товаров, аптека, медпункт, парикмахерская, магазины розничной торговли и с печатными изданиями. В любом из зданий можно зарядить мобильный телефон, ноутбук, а после зайти в Интернет, почитать новости. Бесплатный доступ по технологии Wi-Fi действует по всей территории комплекса.
– Наш коллектив старается, чтобы все пассажиры чувствовали себя комфортно, – подытоживает Вячеслав Анатольевич. – Для слабовидящих есть информационные таблички со шрифтом Брайля. А на платформах и по краю привокзальной площади, соседствующей с проезжей частью, уложены тактильные плиты. Доступ во все здания комплекса для безбарьерного передвижения маломобильных людей обеспечен за счет пандусов. Предусмотрены специальные места на автостоянке. К тому же работники вокзала всегда готовы прийти на помощь в затруднительной ситуации. И это касается абсолютно всех.
Подтверждают эти слова многочисленные победы в отраслевых соревнованиях. Последняя из них – по итогам 2022-го. А за первые 6 месяцев того же года коллектив занял второе место в республиканском смотре санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов. Немало и личных побед. В разное время призерами дорожного конкурса профмастерства становились дежурный помощник начальника вокзала Вероника Кладкевич, билетный кассир Тамара Шишкова и старший билетный кассир Ксения Пикуль. К слову, в прошлом году Ксения победила и в дорожном конкурсе молодежных инициатив, где предложила улучшить качество работы разъездных билетных кассиров с помощью мобильного приложения. За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм отраслевыми наградами отмечены многие работники вокзала станции Гомель. Как менялись железнодорожные ворота города и кого из знаменитых людей он встречал, как создается комфорт для пассажиров – это и многое другое лучше других знают ветераны предприятия. Михаил Куцанов возглавлял вокзал с 1991-го по 2011 год. Много лет заместителем начальника вокзала отработала Людмила Вакульчик, заведующей билетными кассами – Екатерина Попелуха, билетным кассиром группы учета и отчетности – Светлана Бугрова. Коллектив этими людьми гордится.
Лидия СЕРГЕЕВА