Январь
Ср
15
2025

Будет так всегда

Как дерево сильно своими корнями, так и человек – памятью. Время неумолимо идет вперед. Бежит. Торопится. Столько событий, фактов, имен! Но иногда полезно если не остановить, то хотя бы замедлить его ход. Журналистам в этом помогает общение с ветеранами Белорусской железной дороги. Их неподдельные эмоции, воспоминания, документы, черно-белые фотографии и есть та машина времени, которая позволяет вернуться в прошлое. Понять, как и чем жили и работали люди минувшей эпохи, что для них было важным, какими они сами были в глазах окружающих. Неудивительно, что такие публикации вызывают резонанс у наших уважаемых читателей. Так произошло и со статьей «Дорога, ставшая судьбой», опубликованной в двух номерах «Железнодорожника…» – № 90 и № 91 от 29 ноября и 2 декабря 2023 года.

Материал был посвящен начальнику станции Минск-Пассажирский Федору Петраковичу (на фото). Его жизнь оборвалась в августе 1992-го, когда Федору Васильевичу было всего 43 года. Прочитав публикацию, в редакцию пришел один из тех, кто его хорошо знал и уважал – Геннадий Егорович Раков. Посчитал нужным поделиться воспоминаниями не по телефону, а в личном разговоре.
– Федор Васильевич пришел на станцию Минск-Пассажирский дежурным по парку в 1971 году, в 74-м стал дежурным по станции. Я в 1976 году трудился дежурным по станции Минск-Северный. Мы с ним очень хорошо работали, взаимодействовали. Петракович был сильнейшим движенцем: все знал, график в буквальном смысле держал в голове… Скажу откровенно: со многими работать было непросто, возникали нюансы. Но только не с Федором Васильевичем. А в 1978-м он меня уговорил перейти дежурным на станцию Минск-Пассажирский. Правда, вместе мы работали недолго: в 79-м начальник станции Минск-Северный на приеме у начальника отделения попросил, чтобы меня вернули обратно, но уже заместителем начальника станции по оперативной работе. Помню, что Петракович очень жалел – у нас сложился хороший тандем.
Спустя некоторое время Федор Васильевич стал главным инженером, а Геннадий Егорович – ревизором по безопасности движения в аппарате Минского отделения.
– В тот период мы с ним пересекались, что называется, капитально, – продолжает собеседник. – Я ему всячески помогал, особенно в части проведения техучебы. Акцент делал на практике. К примеру, на крупных станциях организовывал занятия, во время которых руководящий состав выходил в «поле» и тренировался переводить стрелку курбелем. Это основа основ, о чем все, конечно же, знали, но со временем забывали. Железнодорожники с удовольствием выполняли такие задания.
После того как не стало Федора Петраковича, Геннадий Раков возглавил станцию Минск-Пассажирский. Его кандидатуру по предложению начальника столичного отделения Василия Гапеева согласовал начальник дороги Степан Шкапич.
– На первом плане начальник дороги Андрей Андреев, – всматриваясь в лица на фото, опубликованное в № 90 (средний снимок), произносит мой собеседник. – А крайний справа – Владимир Ринг. В 1986 году он был главным инженером – первым заместителем начальника Минского отделения, в 1988-м – заместителем главного инженера Белорусской железной дороги по экономике…
Увидев нижнее фото (1984 года) на этой же полосе, Геннадий Егорович не смог сдержать улыбку:
– Здесь в основном билетные кассиры. Но не только. Помню практически всех. Крайний справа – начальник станции Минск-Пассажирский Александр Кондратьевич Ерёменко. Самый высокий, конечно, Петракович, который тогда был главным инженером. Ольга Афанасенко, Екатерина Косых – она была заведующей пригородными кассами, Юлия Ильина – оператор при дежурном по станции, заведующая суточными кассами Школьникова… Имя, к сожалению, не могу вспомнить. Все такие молодые, красивые.
Геннадий Егорович многих узнал и на снимке, опубликованном в № 91.
– Начальник бюро по распределению мест Леонид Николаевич Разуменко, начальник вокзала станции Брест-Центральный Столярчук, начальник Минского вагонного участка Вячеслав Александрович Смирнов, заместитель начальника пассажирской службы Николай Петрович Поборцев, начальник этой же службы Яценко. Возможно, в фамилиях будут неточности, но не судите строго – все-таки столько лет прошло!
…Нужно видеть, с каким воодушевлением Геннадий Егорович рассказывал о своей трудовой биографии, о коллегах, с которыми в разные годы его сводила судьба. Газетная публикация всколыхнула чувства, вернула в прошлое. И не только гостя нашей редакции. А еще она подтвердила, что железнодорожники сильны своей памятью. Пусть так будет всегда!

Дмитрий
ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика