Апрель
Сб
13
2024

«Время юности моей…»

У ветерана Белорусской магистрали, почетного железнодорожника Владимира Степука много альбомов с фотографиями. Эту память о прожитых годах он бережно хранит. Все запечатленные на снимках моменты волнуют душу, и особенно те, которые возвращают в годы комсомольской юности. Рассказом о славном периоде своей жизни Владимир Иванович решил поделиться с читателями «Железнодорожника Белоруссии».

В этом году студотрядовскому движению в Беларуси исполняется 60 лет. Первые 2,5 тыс. студентов из 16 вузов республики в 1963 году выехали на строительные работы в Уральскую область Казахстана. А через 10 лет – в 1973-м – свои отряды уже формировали молодые люди из 27 высших учебных заведений и 73 ссузов. Движение набирало обороты, и именно на это время пришлась юность Владимира Степука.
Ветеран рад, что нынешнее поколение активно вовлечено в общественную жизнь, стремится сохранить и приумножить традиции, заложенные старшими. Белорусские юноши и девушки также поддерживают студотрядовское движение. Оно является одним из приоритетных в деятельности самой массовой молодежной организации страны –ОО «БРСМ».  Студотряды дают десяткам тысяч молодых людей возможность получить навыки и умения, проявить себя и при этом неплохо заработать. Владимир Степук и сам в молодости был энергичным, инициативным, принимал участие в различных мероприятиях, конкурсах, его хвалили педагоги и уважали товарищи.
– Помню, как в ноябре 1961 года (тогда я учился в восьмом классе), на торжественной линейке меня приняли в комсомол. Были и волнение, и радость, – признается ветеран. – Чувства патриотизма, любви и преданности Родине наполняли сердце каждого. Комсомольский значок носили с гордостью, старались не посрамить свою честь. Все поступки оценивались строго, а победы завоевывались, конечно, ради общего блага.

Делегаты конференции Октябрьского района от комсомольской организации ГПТУ-34 (Владимир Степук в центре)

После окончания школы Владимир Степук поступил в БИИЖТ (ныне БелГУТ) на механический факультет. Студенческая жизнь оказалась динамичной, насыщенной, интересной. Ребята участвовали в различных конкурсах, свои таланты можно было проявить в художественной самодеятельности. Время летело. И вот уже вчерашний студент начал трудовой путь помощником машиниста маневрового тепловоза на Магнитогорском металлургическом комбинате. Призыв в армию воспринял как долг и отправился служить в железнодорожные войска, попал как раз на строительство магистрали Тюмень – Сургут. «В этом стальном пути есть и мой вклад», – отмечает собеседник.
После службы Владимир Степук приехал в Минск. Несколько лет работал в ГПТУ-34 железнодорожного транспорта (ныне Минский государственный колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича).
– Хорошо помню, как 26 февраля 1972 года на общем собрании в училище меня избрали секретарем комсомольской организации. Оказали большое доверие, – рассказывает Владимир Иванович. – Идей по улучшению работы с молодежью было много, как и энергии. Хотелось действовать, двигаться вперед, все преобразовывать, менять. Нас понимали, слушали, поддерживали, давали зеленый свет инициативам.

После сдачи летней сессии в июле был сформирован первый в системе профтехобразования СССР строительный отряд «Голубой экспресс». Это название он получил в честь фирменного поезда Минск – Москва.

Почетная грамота строительного отряда «Голубой экспресс»

Одной из таких передовых идей стало создание строительного отряда. Руководство учебного заведения предложение молодого сотрудника поддержало и помогло с реализацией. Желающих попасть в молодежную команду оказалось много. Главные критерии отбора – старание, добросовестность, ответственность. Командиром студенческого отряда стал мастер производственного обучения училища Анатолий Курапей, а Владимир Степук – комиссаром.
– Это было время моей юности. Попасть в строительный отряд считалось очень почетным. Из общего числа подавших заявки отобрали чуть более 20 ребят, которым предстояло отправиться на Логойщину, – вспоминает ветеран. – Счастливчиков провожал духовой оркестр нашего училища. И все были очень радостные и гордые, что смогут сделать что-то полезное и важное для своей страны.
По приезде молодых людей разместили в одной из школ Плещениц, где они жили два с половиной месяца. Их задействовали в строительстве административного здания пожарной части. Работы на объекте хватало для всех: приходилось разгружать машины с кирпичом, замешивать раствор, красить. Все трудились на совесть и по возможности помогали друг другу. Настроение было бодрым, отдых веселым, а питание, к слову, разнообразным: наваристые супы, поджаристые котлеты с гарниром и ароматная выпечка всегда ждали ребят после трудового дня.
– На стройке особое внимание уделяли охране труда. С этим было строго. Нас каждый день инструктировали. Без касок, перчаток и специальной экипировки выходить на объект категорически запрещалось, – рассказывает Владимир Степук. – Работали дружно, много общались. И потом многие мне признавались, что этот опыт помог стать самостоятельнее, увереннее в себе, сильнее духом.
Добросовестный труд молодых людей отметили на высоком уровне. Начальник пожарной части, Герой Советского Союза Александр Меркушев наградил строительный отряд Почетной грамотой. Она, к слову, хранится в музее истории Минского государственного колледжа железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича.
– О работе строительного отряда «Голубой экспресс» я рассказывал на Всесоюзном совещании работников профтехобразования СССР в Москве, куда приехал в составе белорусской делегации в октябре 1972 года, – вспоминает Владимир Иванович. – В Кремлевском дворце собрались молодые люди со всех республик Советского Союза, чтобы рассказать о своих трудовых успехах и поделиться опытом. Мы чувствовали себя строителями будущего страны и настоящими патриотами!
Также Владимир Иванович детально помнит торжественный прием в ЦК ВЛКСМ. Молодых людей тогда принял первый секретарь организации Евгений Тяжельников. На встречу пригласили почетных гостей – Героев Советского Союза Павла Поповича и Степана Витченко. А завершилось мероприятие большим концертом с участием настоящих звезд – Иосифа Кобзона, Муслима Магомаева, Льва Лещенко. Это событие оставило у Владимира Степука незабываемые впечатления, а еще он бережно хранит несколько автографов известных артистов.
Владимир Иванович уже на заслуженном отдыхе, но продолжает принимать участие в общественной жизни. Он состоит в президиуме Совета ветеранов дороги, встречается с активистами отраслевого комитета ОО «БРСМ», молодыми железнодорожниками.
– Хочется, чтобы ребята любили свою страну, стремились ее развивать, продвигать, – завершает разговор Владимир Иванович. – На молодых лежит большая ответственность – они продолжают начатое другими поколениями, и должны стараться это делать хорошо: добросовестно трудиться, достойно себя вести. Это не просто пожелание, это наш наказ.

Ольга ПЛЮХАЕВА

Яндекс.Метрика