Апрель
Вт
16
2024

История начинается с Поречья

Дата 27 декабря для коллектива и ветеранов станции Поречье особенно важна: это не только день основания Белорусской железной дороги, но и очередная годовщина для нее самой. Такое совпадение по праву можно считать символичным, ведь это стало для маленькой станции началом большого пути.

Она расположена примерно в 30 км от Гродно, недалеко от границы с Литвой и находится в стороне от главных направлений, по которым ежедневно следуют многие пассажирские и грузовые поезда. Но своей значимости от этого не теряет и прочно занимает важное место в истории Белорусской магистрали.
Глядя на старинное здание станции Поречье, сохранившееся еще с ХIХ века, картинки прошлого словно оживают. Представляется, как 161 год назад здесь тяжело пыхтел, удивляя местных жителей, мощный паровоз-исполин, а первые пассажиры с замиранием сердца прислушивались к непривычным звукам идущего по рельсам поезда. Они рассматривали пейзаж за окном вагона и с радостным волнением отправлялись в каждую поездку. Погрузиться в атмосферу прошлого помогает и комната истории, действующая на станции. Ее экспонаты отражают развитие магистрали не только в этом уголке Беларуси, но и на просторах всей нашей страны.

Судьбоносное решение

Начальник станции Анна Гончар

В Российской империи, в состав которой входила и Беларусь, первая общедоступная пассажирская железная дорога была построена в 1837 году. Она соединила Санкт-Петербург с Царским Селом. Паровозы были заказаны в Англии.
Но интереснее всего будет узнать о четвертой железной дороге империи – Петербурго-Варшавской, ведь именно с нее начинается история стальной магистрали Беларуси. Ее строи-
тельство затянулось на десять лет и шло достаточно непросто. Среди причин – сомнения по поводу экономической выгоды нового инфраструктурного проекта. Не хватало материалов и средств. Однако эти планы были реализованы, и в дальнейшем все убедились в судьбоносности принятого решения.
К середине ноября 1851 года на рассмотрение представили карту предполагаемой железнодорожной линии. Трасса должна была пройти через Гатчину, Лугу, Псков, Остров, Двинск, Вильно, Гродно, Белосток. Строительство финансировалось государством. Для более четкой организации работ будущую линию разделили на восемь участков. Среди них: шестой – от Вильно до Гродно (около 145 км), седьмой – от Гродно до Белостока (порядка 76 км). Участок от Вильно до Гродно в свою очередь был поделен на четыре части, две из которых непосредственно проходили по территории Беларуси.

Точка отсчета

Строительство дороги началось в 1852-м. По срокам предполагалось уложиться за пять лет, но работы затянулись…
Сложно установить, на каком этапе проекта и его реализации впервые была обозначена станция Поречье. Она появилась на чертежах, профессионально выполненных французскими специалистами, в конце 1850-х. В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге остались планы здания станций Поречье и Гродно, датированные 12 января 1861 года.
Строительные работы практически завершились в октябре 1862-го. Эксплуатация по всему протяжению Петербурго-Варшавской железной дороги началась 15 декабря (по старому), 27 декабря – по новому календарю. Именно эта дата и считается днем рождения Белорусской железной дороги, а участок Поречье – Гродно – первой железнодорожной линией, проложенной по белорусской земле.

Из века в век переходя

Комплекс станции был построен в стиле русского классицизма, что делает его исторически и культурно ценным объектом. Из железнодорожной инфраструктуры ХIХ века сохранилось само здание со своеобразной архитектурой и бывшее паровозное депо, которое позднее приспособили под жилое помещение. А вот водонапорную башню разобрали в конце ХХ века, увидеть ее теперь возможно только на фотографии в музее.
Основной доход Петербурго-Варшавской дороги приходился на пассажирские перевозки – до 66%. Обслуживали ее около ста локомотивов, произведенных во Франции, Англии и Германии. С 1870 года стали вводить в эксплуатацию локомотивы Коломенского и Путиловского заводов. Паровозы, предназначенные для грузовых поездов, развивали скорость до 40 – 45 км/ч, а пассажирские разгонялись до 80 км/ч. Вагонный парк формировался прежде всего за счет поставок из-за границы.
На момент празднования 100-летнего юбилея станция Поречье была передана железной дороге Литвы. Но с 1 октября 1994-го она вернулась в состав Белорусской магистрали. Сегодня, спустя 161 год, станция продолжает функционировать и оказывать услуги пассажирам. Она стала отправной точкой для развития других участков Белоруской железной дороги и играет важную роль в общей транспортной системе страны.

Связь поколений

В настоящее время на станции Поречье останавливаются лишь поезда региональных линий экономкласса. Несмотря на небольшой пассажиропоток, местные железнодорожники трудятся на совесть, поддерживают здания и благоустроенную прилегающую территорию в надлежащем виде.
– Коллектив наш небольшой: трое дежурных и я, – рассказывает начальник станции Анна Гончар. – При этом со всеми поставленными задачами мы справляемся, добросовестно выполняем должностные обязанности, обеспечиваем комфорт пассажирам, стараемся сохранять лучшие традиции прошлого.
Время бежит. Большую железнодорожную семью пополняют новые, молодые и амбициозные кадры. Анна Гончар из их числа. В 26 лет она возглавила станцию и старается оправдать оказанное доверие. Ее путь в профессию был предсказуем. После девятого класса девушка поступила в Брестский колледж – филиал БелГУТа. По распределению пришла на станцию Брузги, где работала оператором при дежурном. Вскоре решила продолжить образование и поступила на заочное отделение в БелГУТ, получила диплом и в 2021-м стала дежурным по станции Брузги. Уже через два года ей предложили стать начальником станции Поречье, чему Анна была очень рада.
– Я всегда мечтала об этой строгой, красивой железнодорожной форме, – признается собеседница. – И вот мое желание исполнилось. Считаю за честь работать на станции со славной историей. С учетом ее особого статуса, в Поречье регулярно приезжают на экскурсию гости. Они с удовольствием посещают наш небольшой музей. А мы в свою очередь заботливо сохраняем его экспонаты.
Работники и ветераны станции Поречье помнят прошлое и чтят традиции. Они всегда с нетерпением ждут ее дня рождения, с радостью принимают поздравления от коллег. Ко всем сказанным добрым словам присоединяется и редакция газеты «Железнодорожник Белоруссии».

Анна СИНИЦКАЯ

Яндекс.Метрика