Апрель
Сб
13
2024

Качество – главный ориентир

Слаженная работа всех подразделений, строгое соблюдение технологий ремонта подвижного состава и трудовой дисциплины, рационализаторская деятельность – залог успеха коллектива Гомельского вагонного депо, которому в этом году исполнилось 150 лет.

Отсчет своей истории предприятие ведет с ноября 1873 года, когда было открыто движение поездов от станции Бобруйск до станции Гомель. В перечне построек, определенных Министерством путей сообщения, в городе над Сожем значился вагонный сарай. Это были небольшие мастерские, где ремонтировали товарные вагоны. Только в начале 1920-х для этих целей построили добротное кирпичное здание. В 1933 году вагонное хозяйство было выделено в самостоятельную отрасль. Это дало мощный импульс для дальнейшего развития депо.
К началу Великой Отечественной мощность производственно-технической базы полностью удовлетворяла потребность в плановом ремонте вагонного парка. Коррективы внесла война. В августе 1941-го предприятие эвакуировали в город Боготол Красноярского края. Несмотря на трудности, связанные с нехваткой запчастей, оборудования, тяжелые условия, гомельские вагонники достойно выполняли производственные задания. За самоотверженный труд в годы войны различными наградами отмечены работники Петр Лапицкий, Иван Лицкевич, Иван Хацкевич, Александр Шафранский, Татьяна Сидоренко, Петр Золотухин. Большая ответственность ложилась и на поездных вагонных мастеров, которые сопровождали воинские эшелоны к линии фронта и отвечали за техническое состояние вагонов. Среди них – Николай Золотухин, Федор Гиленок, Казимир Бобин, Гарри Цейтлин, Василий Позняков и другие. Как дань уважения погибшим в годы Великой Отечественной работникам депо на его территории установлен обелиск-памятник.
В 2022 году на фасаде административного здания появилась мемориальная доска в честь участника войны, бывшего начальника депо Владимира Табанькова. Под его руководством с 1968-го по 1971 год была проведена полномасштабная реконструкция предприятия. Он лично разработал около 40 рационализаторских предложений. Кроме того, Владимир Андреевич активно занимался общественной деятельностью: многократно избирался в городской и областной советы депутатов. Более 20 лет возглавлял совет ветеранов депо.

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Александр Тюнев

…После освобождения города начались восстановительные работы, а затем и строительство новых производственных помещений. Большое внимание уделялось внедрению современной техники и передовых технологий, освоению различных видов ремонта. На станции Гомель-Хозяйственный был организован пункт технического осмотра грузовых вагонов. А на станции Гомель-Пассажирский – ПТО пассажирских поездов. В 1971 году к вагонному депо присоединили резерв проводников. С этого момента добавились обязанности и по обслуживанию пассажиров. Для этого необходимо было организовать работу поездных бригад, создать соответствующий сервис. В 1986 году резерв проводников был выделен в вагонный участок.
1980-е годы ознаменованы модернизацией вагонного парка депо. Подшипники скольжения в колесных парах заменяли на роликовые буксы. Гомельчане стали производить полное освидетельствование колесных пар, обточку профиля катания ободов и шеек осей, комплектовку роликовых буксовых узлов. Для их обмывки и очистки своими силами изготовили и установили моющую машину. Специализировались на капитальном и деповском ремонте платформ и крытых вагонов, проводили деповской ремонт цистерн. В 2001 году депо было перепрофилировано в эксплуатационное. В связи с чем цех эксплуатации ПТО станции Калинковичи и пункт подготовки вагонов Барбаров были переданы из Жлобинского вагонного депо. Это увеличило гарантийные участки обслуживания и штат депо.
Большой вклад в историю становления и развития вагонного депо внесли его начальники: Алексей Самодед, Евгений Маркелов, Николай Золотухин, Николай Богомаз, Николай Емельянов, Владимир Табаньков, Алексей Шерстобитов, Иван Бычек, Николай Карась и Павел Филимончик.
– Сегодня наша специализация – техническое обслуживание, текущий отцепочный ремонт грузовых и пассажирских вагонов, техническое обслуживание думпкарных вертушек, средний и текущий ремонт колесных пар, а также ремонт автотормозного оборудования, – рассказывает Павел Валерьевич. – География расположения подразделений предприятия – почти вся Гомельская область. К примеру, самая удаленная точка – пункт технической передачи вагонов Житковичи. Всего же функционируют 6 основных ПТО на станциях: Гомель-Пассажирский, Гомель (нечетная система), Гомель (четная система), Калинковичи, Барбаров, Речица, а также линейные пункты технической передачи вагонов на станциях: Василевичи, Житковичи, Муляровка, Козенки, Круговец, Центролит, Новобелицкая и Буда-Кошелевская. Их главная задача – обеспечение безопасного движения грузовых и пассажирских вагонов по гарантийным участкам.
Высокое качество услуг гомельских специалистов ценят клиенты предприятия: резиденты и нерезиденты Республики Беларусь доверяют местным профессионалам текущий отцепочный ремонт приватных вагонов, колесных пар и других узлов подвижного состава.
В депо планомерно внедряют новую технику и современные технологии, направленные на повышение производительности труда, обеспечение его безопасности, снижение трудоемкости технологических операций.
В начале 2010-х на предприятии создано отделение по ремонту гидравлических гасителей колебаний пассажирских вагонов. Раньше неисправные устройства, выявленные при проведении ТО, отправляли на Гомельский ВСЗ, что влекло за собой немалые затраты. Кроме того, реконструирован цех текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов и введен в эксплуатацию участок текущего ремонта колесных пар на станции Барбаров. Завершена модернизация компрессорной станции Гомель (четная система), а компрессоры переведены в автоматический режим, капитально отремонтированы здания ПТО Гомель – четная и нечетная системы. В 2015 году в депо смонтирован первый в Гомельском отделении фотоэлектрический модуль для аккумулирования солнечной энергии и использования ее для освещения территории предприятия.
Все отремонтированные помещения оборудованы новой мебелью, гардеробные – современными шкафчиками для переодевания, улучшены санитарно-бытовые условия. В 2017 году капитально отремонтирован колесно-роликовый и ремонтно-механический участки с утеплением фасадов зданий.

В 2017 году дефектоскопист
Маргарита Акулич заняла второе место в конкурсе молодежных инициатив

В 2018 – 2020 годах было полностью обновлено здание компрессорной станции Гомель (четная и нечетная системы). Заасфальтированы территория депо, технологические площадки пунктов текущего отцепочного ремонта вагонов станции Гомель (нечетная система) и станции Калинковичи. Благодаря модернизации трех колесотокарных станков и расширению ремонтной базы объемы обработки колесных пар увеличились в полтора раза. В 2023 году подготовлены помещения многофункционального здания, куда перенесены производственные мощности контрольного пункта автотормозов. А в 2024-м для улучшения технологического процесса ремонта тормозного оборудования планируют закупить новое оборудование.
Прилагаемые усилия приносят хороший результат: предприятие с полуторавековой историей шагает в ногу со временем, оно оснащено высокотехнологичным оборудованием, а качество ремонта соответствует самым высоким требованиям. Коллектив депо неоднократно становился победителем отраслевого соревнования.
В депо всегда были сильны традиции рационализаторства. И сегодня идеи местных умельцев и новаторов – в числе лучших на Белорусской магистрали. А их применение на производстве позволяет сэкономить приличные средства на закупку новых деталей, улучшить условия труда. Развитию новаторской деятельности способствуют и дорожные конкурсы молодежных инициатив. Ежегодно призовые места в них занимали специалисты депо: инженер-технолог Ольга Лысенкова (секретарь первички ОО «БРСМ»), дефектоскопист Маргарита Акулич (к слову, ее фотография украсила корпоративный календарь Белорусской магистрали за 2019 год), инженер-технолог Александр Отока. Он также вместе с коллегой из Могилевского вагонного депо Алексеем Ляхом стал финалистом республиканского конкурса «100 идей для Беларуси» (2020 год) и победителем в своей номинации конкурса «Транспорт будущего» (2022 год). Очередную награду талантливому инженеру вручили на днях в Минске в Президиуме Академии наук: он лауреат Республиканского конкурса творческих работ, посвященного Году мира и созидания.
Гордость любого предприятия – это, конечно же, люди. И коллективу депо, уверен его руководитель Павел Филимончик, есть кем гордиться. Многие отмечены отраслевыми наградами, в том числе знаками «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» разных степеней. Здесь трудятся более 400 профессионалов своего дела, которые стабильно выполняют основные производственные показатели и всегда решают поставленные задачи по обеспечению безопасности движения поездов на вверенных участках магистрали. Социальная поддержка железнодорожников, защита их прав и интересов – эти и другие вопросы на постоянном контроле у руководителя профкома Вячеслава Кондрикова. Заботами о старшем поколении живет и председатель ветеранской организации Валентина Пантюхова.
– Летопись нашего предприятия продолжается. На смену ветеранам приходят молодые и креативные специалисты, которые впишут в нее новые страницы, – подчеркивает Павел Филимончик.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика