Почерк крылатого бойца
104 года назад, 9 января 1920-го, родился Герой Советского Союза Василий Князев. Именем этого славного белоруса названы улицы на его малой Родине – в поселке Бобр Крупского района Минской области и в Витебске – городе, ставшем отправной точкой его героической небесной одиссеи. Но сначала была железная дорога.
Детство Василия прошло на станции Княжица на Витебщине, где путевым обходчиком трудился глава семьи Александр Климентьевич. Будущий Герой СССР тоже выбрал железнодорожную стезю. После окончания школы фабрично-заводского обучения работал слесарем-автоматчиком вагоноремонтного пункта на станции Витебск.
Как и большинство советских юношей того периода, Василий Князев был влюблен в небо. Работал и одновременно обучался в аэроклубе, что и стало поворотным моментом в его дальнейшей жизни. В 1938 году юношу призвали в Красную армию. В военкомате, когда увидели свидетельство выпускника аэроклуба, направили на учебу в Одесскую военную авиационную школу летчиков.
С первых дней Великой Отечественной Василий был на передовой. Уже утром 23 июня 1941 года командир авиационного звена 88-го авиаполка младший лейтенант Князев первым в полку сбил вражеский самолет. А через два месяца начались ожесточенные бои к югу от Киева. Летчики прикрывали переправы через Днепр у Канева и Черкасс, сопровождая в боевых вылетах штурмовики и бомбардировщики. Спустя три недели они вели воздушные поединки уже в районе Днепропетровска.
В ноябре 1941 года Василий Князев, имевший на своем счету уже 6 воздушных побед, был награжден орденом Красного Знамени, а в феврале 1942-го получил еще один.
Летом 1942 года летчики 88-го авиаполка сражались за Северный Кавказ. Противник неоднократно пытался форсировать реку Терек на нескольких участках. Советскому командованию крайне необходимы были данные о его намерениях. Группу истребителей-разведчиков возглавил Князев. Оценив обстановку (ущелье предстояло перелетать при низкой облачности), принял решение выполнять задание самостоятельно. Добытые летчиком ценные сведения помогли командованию оперативно ввести в действие части 4-й воздушной армии. Первую группу штурмовиков возглавил сам Василий Князев.
После «кавказского» периода 88-й авиаполк перебросили на Кубань, где он вошел в состав 229-й истребительной авиационный дивизии. В мае 1943 года Князев был командиром авиационной эскадрильи и водил в бой большие группы новых истребителей ЛаГГ-3.
Мастерски провел Князев бой над станцией Крымская в паре с младшим лейтенантом Базуновым. Тогда по сигналу радиостанции наведения они были нацелены на группу бомбардировщиков Не-111, которую прикрывали шесть истребителей Ме-109. Доложив на контрольный пункт о значительном превосходстве врага в силах, Князев смело атаковал неприятеля. С первых очередей загорелись два «хейнкеля», остальные стали сбрасывать бомбы.
Четыре истребителя прикрытия с яростью обрушили свой огонь на пару советских ЛаГГов. Два из них, выскочив из облаков, оказались в хвосте самолета командира эскадрильи. Базунов в это время вел бой со второй парой Ме-109 и не мог прикрыть командира. Огнеметные очереди потянулись к машине Князева, она начала терять высоту. Немцы, решив, что один русский самолет сбит, бросились атаковать Базунова.
И вдруг откуда ни возьмись появился советский ЛаГГ-3 и меткой очередью ударил по врагу. Это был Князев. Он лишь имитировал падение, а над самой землей вывел машину из пике и снова вступил в бой. Противник растерялся. В это время к нашим летчикам подоспела помощь. Врагу не оставалось ничего другого, как уйти, бросив догорать один «мессер», сбитый Князевым.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования старшему лейтенанту Василию Князеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
После Кубани вместе с боевыми товарищами Василий Князев дрался в небе Новороссийска. В апреле начались боевые действия в районе Севастополя. И вот, наконец, наступил особенно долгожданный момент. В составе 2-го Белорусского фронта воины полка взяли курс на Восточную Пруссию. Путь следования проходил через Польшу… В канун Первомая 1945 года истребительный авиационный полк перебазировался на аэродром Пазевальк, расположенный в 115 километрах от Берлина. Отсюда Князев совершил последние боевые вылеты, сопровождая штурмовики в район польского города Штеттина (Щецина).
После победоносного завершения войны гвардии полковник Князев до 1962 года служил в армии, передавая богатый опыт молодому поколению защитников воздушных рубежей Родины.
За время Великой Отечественной войны Василий Князев совершил 1088 боевых вылетов, провел 139 воздушных боев, сбил 29 самолетов врага, уничтожил 74 автомашины, 3 танка, 28 зенитных точек и 8 орудий, более 800 гитлеровцев. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны І степени, двумя орденами Красной Звезды, боевыми медалями. Именем Василия Князева назван тепловоз 2ТЭ10М-3137 приписки локомотивного депо Витебск.
Подготовила
Лидия СЕРГЕЕВА