Февраль
Пн
10
2025

Жить – это интересно!

В календаре почетного железнодорожника Александры Чикирис 2024 год отмечен сразу несколькими знаменательными датами. Пожалуй, самая важная из них – личный юбилей. В это трудно поверить, но обаятельной женщине на фото 14 января исполнилось 70 лет! А буквально через месяц они с мужем отметят золотую свадьбу. И этот дуэт не только семейный, но и профессиональный. Есть еще одна зимняя дата – 10 лет с того момента, как Александра Дмитриевна возглавила совет ветеранов аппарата Могилевского отделения… Во время беседы мы затронули самые разные жизненные этапы, и о каждом (возможно, даже не замечая) Александра Чикирис говорила одно: «Это было очень интересно!».

А между тем моя собеседница могла и не стать железнодорожницей. Родители очень хотели, чтобы дочь поступила в педагогический вуз, и это неудивительно, ведь мама Лидия Яковлевна работала библиотекарем, а папа Дмитрий Ефремович был директором школы. Многодетная семья, в которой воспитывались три дочери и сын, жила в деревне Горы (ныне агрогородок) Краснопольского района. В такой веселой компании скучать не приходилось. Но все дети были приучены к труду, много читали и хорошо учились. Например, Александре особенно давались точные науки.

Позвала стальная магистраль

– По всему выходило, что я должна была стать учителем. Уже в 9 классе вела кружок «Юный математик», в котором занимались ученики 1 – 5 классов. И надо сказать, у меня это неплохо получалось, – улыбается Александра Дмитриевна. – Но примерно в том же возрасте меня очень впечатлили поездки на поездах. К родственникам погостить выбирались и раньше, а «рассмотрела» железную дорогу я где-то за год до окончания школы и решила, что буду… проводником. Ну, а после 10 класса подала документы в БИИЖТ. Выбрала специальность «эксплуатация железных дорог». Мне казалось, это то, что нужно. Впрочем, так и было – везде, где я в дальнейшем трудилась, испытывала восхищение от работы. Да, именно так, и остается только пожелать этого ощущения каждому.
После окончания вуза в 1975-м Александра Чикирис была направлена на Свердловскую железную дорогу. Ехала туда не одна, а с мужем. Общее дело и, конечно, любовь сделали студенческий брак прочным, как сама стальная магистраль. Трудовой путь Александра Дмитриевна начинала дежурным по парку станции Пермь-Сортировочная, потом была дежурным по станции, инженером-технологом. В то время как раз внедрялась автоматизированная система управления станцией (АСУС). «Вся технологическая часть была на мне. В новом деле приходилось досконально разбираться, даже учить старших коллег, но для специалиста такой прогресс всегда интересен, мне все очень нравилось», – делится собеседница.

В восторге от своей работы

В 1983 году семья Чикирис вернулась на Родину. В скором времени Александре Дмитриевне предложили стать инженером-технологом на станции Могилев и также заняться внедрением АСУС. «Тут же все как на ладони: состояние вагонов и их расположение на путях, оперативная информация о прибытии и убытии грузовых и пассажирских поездов и многое другое. Я была в восторге от своей работы!». Старания и достижения железнодорожницы были замечены, и уже в июне 1986-го ее назначают начальником отдела статистического учета и отчетности Могилевского отделения. С этого времени и под ее руководством начинается механизация всего рабочего процесса. В первую очередь занялись десятками расчетных книг, которые велись вручную. В 1988-м отделу выделили две ЭВМ, шло создание АРМ для машинной обработки информации.
Работа по механизации учета позволила к концу 2000 года автоматизировать самое сложное – отчетность о деятельности вагонных парков. По оценке состояния учетно-отчетной дисциплины на всей дороге, отдел статистики Могилевского отделения не раз занимал первое место. За многолетний и безупречный труд Александра Чикирис была награждена знаком «Почетному железнодорожнику».

БИИЖТ, выпуск 1975 года. В первом ряду слева Александра Чикирис, справа – Степан Шкапич (начальник БЖД в 1990 – 1993 гг.)

«Статистика – это нескучно»

– Я с радостью шла на работу и любила то, чем занималась, – признается Александра Дмитриевна. – Статистика – это нескучно. Каждый день решались новые задачи, нужно было думать, считать, и это приносило удовольствие. Перевозочный процесс всегда разный: сегодня одна ситуация с погрузкой-выгрузкой, движением грузовых и пассажирских поездов, а завтра – другая. И нужно проводить анализ всех показателей. При моем участии началась механизация и получилось, что я вновь попала в ту атмосферу обновлений, которая мне всегда была интересна. Я с энтузиазмом взялась за это дело, задерживалась на работе, изучала весь процесс, ведь для статистика важны точность, внимательность и обязательно знания. Мы плотно взаимодействовали со службой статистики Управления дороги, к нам прислушивались, помогали. Много делалось и скучно, пожалуй, не было ни одного дня.
Как никто другой Александру Дмитриевну понимал муж. Вместе со студенческой скамьи, буквально бок о бок, росли профессионально и оба – почетные железнодорожники. Николай Михайлович трудился диспетчером, был заместителем начальника, а позднее возглавил отдел перевозок Могилевского отделения. В 1994-м его назначили начальником центра по подготовке и переподготовке кад-ров. Николай Чикирис стоял у истоков создания швейного производства, которое сегодня известно как Могилевский производственный филиал УП «БЕЛЖЕЛДОРСНАБ» и обеспечивает спецодеждой всю дорогу. Неудивительно, что при таких родителях магистралью заинтересовались и оба сына – Сергей и Алексей. Младший по сей день трудится в информационном вычислительном центре Могилевского отделения. По стопам бабушки и дедушки пошли две старшие внучки, которые окончили БелГУТ. Всего же у Александры Дмитриевны и Николая Михайловича пятеро внуков и двое правнуков! Много лет назад, первой в семье избрав железную дорогу, моя собеседница стала примером и для двух племянниц. Интересно, что одна из них – Елена – трудится именно в отделе статистики отделения.

Не обойти вниманием

Впрочем, даже выйдя на заслуженный отдых после 35 лет работы, Александра Чикирис далеко от магистрали не ушла. Деятельность в ветеранской организации она называет еще одним своим увлечением.
С 2011-го по 2014 год была секретарем совета ветеранов Могилевского отделения и внедряла компьютерную программу учета пенсионеров. Вот уже десять лет Александра Дмитриевна является председателем совета ветеранов аппарата отделения. Признается, что работать с людьми ей нравится, считает свою деятельность нужной и важной. В настоящее время в первичке 216 человек, самой старшей – 97 лет.

Александра Чикирис (в центре у компьютера) и работники отдела статистики (2003 год)

– Такие ветераны у нас на особом счету, стараемся с ними чаще общаться. Главная задача, чтобы никто не чувствовал себя забытым. Поздравляем с днем рождения, а юбиляров (особенно тех, кто старше 75) чествуем на дому. Постоянно созваниваемся, приглашаем на мероприятия, которых проводится немало. Мы тесно взаимодействуем с могилевским советом ветеранов, я являюсь членом президиума совета ветеранов Ленинского района. Так что привлекаем своих железнодорожников и к городским акциям, предлагаем посетить концерты, отправиться на экскурсии, – рассказывает Александра Дмитриевна. – Наш совет ветеранов старается везде успевать. Хочу отметить работу заместителя председателя Нины Петровны Тарадейко и секретаря Валентины Ивановны Неведомской. Они мои надежные и ответственные помощники во всех делах. Стараемся никого не обойти вниманием, и в нашем случае это не обязанность, а зов сердца. Ветеранская организация создана для того, чтобы помогать, а пожилым людям порой не хватает даже простого общения. Например, ветеранам нравятся наши чаепития, которые проводятся в канун различных праздников и обязательно ко Дню железнодорожника. Встречи проходят весело, с песнями и долгими разговорами. Интересно слушать воспоминания живых свидетелей истории. К сожалению, ветеранов Великой Отечественной в нашей первичке уже нет, но остались те, кто имеет статус детей войны, и бывшие малолетние узники.
За свою деятельность Александра Чикирис не раз поощрялась, она награждена грамотой Организации ветеранов Белорусской железной дороги.

Любить то, что делаешь

Новаторство во всем. Кажется, этому принципу моя собеседница не изменяет даже отдыхая на даче. «Интересно же вырастить что-то необычное», – утверждает она и активно берется за посадку новых культур овощей и фруктов. А сколько цветов распускается каждый сезон – не сосчитать!
– Нужно просто любить то, что ты делаешь, и неважно в какой сфере это проявляется, – уверяет Александра Дмитриевна. – Хочу пожелать молодежи именно так подходить к выбору профессии, к своей работе. Ищите то, где сможете максимально полно проявить свои способности. И если вы пришли на магистраль, значит, чем-то она вас привлекла. А железная дорога не бывает в застое, она всегда в движении, и это интересно. Надо искать, надо творить и стараться привносить что-то новое в ту область, в которой работаешь.

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика