Апрель
Вт
16
2024

Мастерство всегда в почете

Самое горячее производство Гомельского отделения – промывочно-пропарочная станция Барбаров – отметила 45-летие.

За это время здесь научились создавать идеальные условия для перевозки наливных нефтепродуктов. А слова «чисто» и «запарили» для местных мастеров в прямом смысле обозначают качественно сделанную работу.
Своим появлением ППС Барбаров обязана Мозырскому нефтеперерабатывающему заводу. Когда в 1975 году была запущена его первая очередь, очистку цистерн и вывоз готовой продукции выполняли сотрудники приписанного к Жлобинскому вагонному депо промывочно-пропарочного поезда. Спустя 4 года – в январе 1979-го – он стал самостоятельным предприятием.

Начальник ППС Барбаров Владимир Новик

Новый стратегически важный для Белорусской железной дороги объект, где внедрялись передовые по тем временам технологии, возглавил Иван Бычек. Он смог объединить коллектив из порядка 300 человек и наладить технологически сложное производство. Большой вклад в становление станции внесли его последователи – Александр Вахрушев и Вадим Козлов. Кстати, каждый из них в этой должности трудился по 19(!) лет. Такие цифры – лучшая характеристика их работы.
В 2022 году коллектив возглавил отнюдь не новичок в этом деле Владимир Новик. Главным инженером на станции он отработал 19 лет. Задачи и деятельность уникального по специфике предприятия знает досконально – почти на молекулярном уровне.
– Станция в полном объеме обеспечивает качественную подготовку подвижного состава для перевозки различных видов нефтепродуктов для своего главного заказчика – Мозырского НПЗ, а также других промышленных предприятий региона, – отмечает Владимир Владимирович. – То есть практически на 100% работаем с опасными грузами. Поэтому безопасность у нас на особом контроле. Все работники обеспечены средствами индивидуальной защиты.

О том, что коллектив умеет грамотно, оперативно и качественно решать поставленные задачи, свидетельствуют и профессиональные успехи. Из последних – победа в отраслевом соревновании в первом полугодии 2023-го и за 2022 год. Особое место в этом списке занимает дорожная премия имени машиниста В. А. Яцкевича (2018 год).

Важная часть истории предприятия – личные победы. Работники станции – Сергей Рафальский, Сергей Цымбал, Сергей Тарун – в разные годы демонстрировали высокие результаты на дорожном конкурсе профмастерства в своих номинациях. В 2023 году машинист установок по обслуживанию подвижного состава Вячеслав Мороз отмечен Почетной грамотой Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Равняться на опытных мастеров старается и молодое поколение. Ежегодно в числе призеров конкурса молодежных инициатив числятся имена представителей ППС Барбаров. Среди них и мастер участка Кирилл Куприенко.

Качество – на высшем уровне

О специфике работы ППС Барбаров читателям отраслевого издания рассказывает первый заместитель начальника предприятия – главный инженер Андрей Савенко.
– С линии цистерны изначально поступают в приемоотправочный парк станции Барбаров, – объясняет он. – Состав осматривает технологическая группа в составе представителя заказчика, промывальщика-пропарщика, приемосдатчика станции и приемщика вагонов пункта технического обслуживания Гомельского вагонного депо. Цистерны под налив собирают на отдельных путях, причем одновременно идет их сортировка – для светлых и темных нефтепродуктов. А подвижной состав, которому необходима очистка, ждет своей очереди.

Промывальщики-пропарщики Александр Пикуза и Сергей Тороп

Основная производственная площадка станции – две эстакады горячей подготовки вагонов, рассчитанных на одновременную постановку 64 единиц. Здесь работа в прямом смысле слова кипит. Пар, нагретый до 180 градусов, под давлением подается через паропроводный рукав в котел цистерны. Отходы после очистки стекают через нижний слив и по лоткам поступают в специальные резервуары. Спустя некоторое время вагоны уже готовы к дальнейшей обработке в зависимости от вида перевозимого ранее груза: в горячий душ или на плановый ремонт.
– Промывка состоит из нескольких этапов: вода нагревается до 50 – 900С (исходя из того, что находилось в цистерне) и под давлением 0,8 – 1,2 МПа подается в цистерну через специальный прибор. Жидкость с отходами через открытый слив стекает в эстакадный лоток и поступает в песколовку, а затем и в нефтеловушку, где нефтепродукты отделяются от воды. Ее после очистки используют повторно. Это замкнутый цикл, – более детально знакомит нас с техническим процессом один из опытнейших работников предприятия Александр Пилипончик. Почти четверть века он занимается обработкой и подготовкой подвижного состава под налив нефтепродуктов. Почти такой же стаж и у его коллег промывальщиков-пропарщиков Василия Арабенко, Олега Супоненко и Юрия Перминова.
– Когда вагон помыт и пропарен, осуществляется сушка емкостей. Остатки нефтепродуктов и конденсат из цистерн без нижнего слива удаляем при помощи вакуумных насосов, – подключается к разговору Сергей Тороп, который тоже трудится на предприятии давно. Он отмечает, что требования к подготовке цистерн всегда были очень высокие, ведь даже случайно оставшаяся на стенках цистерны капля может повлиять на качество перевозимого продукта. – По окончании обработки проверяется исправность сливного прибора, устанавливаются недостающие детали, после чего вагон отдаем под погрузку. При промывке разных типов подвижного состава есть свои особенности, но подход к выполнению всех работ единый: максимально ответственный при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Инженер-энергетик Александр Лопич, инженер-технолог Алексей Долгий, первый заместитель начальника предприятия – главный инженер Андрей Савенко и инженер Иван Кухновец

Наиболее сложные в обработке, как отмечает собеседник, цистерны, которые используют для перевозки битума или гудрона, а также сжиженного газа. С последними, кстати, работают на специальной эстакаде вдалеке от основных площадок. Технологию подготовки к плановому ремонту вагонов после перевозки в них сжиженных углеводородных газов, прошедших дренирование остаточного давления, освоили более четверти века назад – в 1998 году.
Действует на предприятии и ресурсосберегающая бессточная рециркуляционная промывочная универсальная мобильная станция СПУМ-03 модульного типа, позволяющая в автоматическом режиме подготавливать одновременно три цистерны с применением моющих средств. Для сбора отработанных нефтепродуктов и регенерации промывочной воды на ППС Барбаров имеются очистные сооружения, включающие нефтеловушки, промежуточные подземные резервуары для нефтепродуктов и воды, два резервуара обезвоживания нефтепродуктов, а также система сбора промышленных стоков. Удаленные из вагонов остатки битума собираются в битумохранилище для дальнейшей реализации. Его качество, а также смеси отработанных нефтепродуктов и нефтяной эмульсии контролирует химическая лаборатория предприятия.

В помощь – современные технологии

С каждым годом требования к подготовке вагонов под налив нефтепродуктов возрастают. Последнее десятилетие на станции, можно сказать, проходит в режиме технического обновления.

Слесарь-ремонтник Сергей Рафальский – победитель дорожного конкурса профессионального мастерства

– В рамках нескольких этапов реконструкции в производство внедрены новые прогрессивные технологии и установлено энергосберегающее оборудование. Кроме того, переустроена и путевая инфраструктура, возведены инженерно-технический комплекс и навес с эстакадами, к которым проложены инженерные коммуникации и подэстакадные железнодорожные пути, – отмечает начальник станции Владимир Новик. – Особенно значимым событием стал запуск в 2013-м комплекса по переработке и утилизации нефтешламов, не имеющий аналогов в странах СНГ. Он состоит из двух основных цехов: по переработке твердых, полужидких и жидких нефтешламов, где они разделяются на фазы (твердые и механические примеси, нефтепродукт, вода), и по улучшению качества смеси отработанных остатков. В составе установки функционирует уникальное технологическое оборудование, которое может работать как в ручном, так и в автоматическом режиме. Этот комплекс решил проблему шламонакопления не только у нас, но и на других предприятиях дороги. Благодаря ему снизилась нагрузка на окружающую среду, появилась возможность эффективно использовать нефтесодержащие отходы. Очищенные и обезвоженные нефтепродукты используют в качестве компонента для получения котельного топлива.
В 2017 году на ППС Барбаров введен в эксплуатацию паропровод, который связал станцию с Мозырской ТЭЦ. Новая схема обеспечила стабильную подачу пара для проведения технологических операций, а также отопления и снабжения горячей водой административно-бытовых помещений и хозяйственных зданий ППС.
– Благодаря такому прогрессивному подходу стоимость получаемой тепловой энергии снизилась на 28%. А в прошлом году отремонтировали узел учета расхода пара, – пояснил инженер-технолог ППС Барбаров Алексей Долгий. – Предприятие активно работает в области энергосбережения. Например, за счет проведенной недавно оптимизации некоторых технологических процессов и внедрения нового оборудования удалось сэкономить свыше 158 т.у.т., что позволило выполнить целевой показатель по энергосбережению на уровне минус 7,0% при задании минус 6,7%.
Впрочем, в теме бережливости на производстве лучше других ориентируются работники ремонтно-механического и электротехнического участков. Роль этих подразделений сложно переценить. Здесь производят техническое обслуживание в межремонтный цикл и, при необходимости, замену деталей и уплотнений дополнительных затворов сливных приборов вагонов-цистерн (соответствующая технология освоена на станции в 2021 году), ремонтируют трубопроводы и запорную арматуру, осуществляют монтаж технологического и электрооборудования. Но к своему делу эти специалисты подходят творчески. Их рационализаторские идеи позволили усовершенствовать не один производственный процесс, а также улучшить охрану труда и условия работы.
Стоит отметить, что неравнодушных к изобретательству людей на станции много, и они в числе лучших рационализаторов всей Белорусской магистрали. Наиболее заметная разработка – «Изменение системы коммерческого учета расхода пара на производственные нужды при низких тепловых нагрузках». Это коллективная идея Владимира Новика, Игоря Дроздова, Алексея Долгого, Анны Костюченко и Сергея Александрова.

Комплекс по переработке и утилизации нефтешламов не имеет аналогов в странах СНГ

С заботой и вниманием

Сегодня на предприятии трудится 141 работник. Большая часть – промывальщики-пропарщики цистерн. В смене обычно 10 – 12 человек. Работает станция круглосуточно. Подготовка вагона-цистерны под налив требует немалой физической силы и сноровки. Значит, и богатырского здоровья, поскольку это сложный и тяжелый труд. А потому к людям на предприятии относятся с заботой и вниманием: здесь есть добротные санитарно-бытовые помещения, душевые с раздевалками, а также сушилки для рабочей одежды и обуви, комнаты приема пищи оборудованы необходимой бытовой техникой. Работает медпункт.
Любые возникающие вопросы наниматель и профсоюзный комитет решают быстро. Двери кабинета председателя первички Алексея Долгого всегда открыты, а мобильный телефон, признается, не отключает даже в отпуске. Коллектив ППС Барбаров активно участвует в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Помимо этого, предприятие активно оказывает благотворительную помощь Мозырскому детскому дому и другим организациям, которые в этом нуждаются.
Несмотря на нелегкий труд, многие преданы родному предприятию долгое время. Более 20 лет в профессии слесарь-ремонтник Игорь Абрамович, машинист установок по обслуживанию подвижного состава Александр Карабун, слесарь-электрик Анатолий Колесник, оператор Марина Труханович, лаборант химического анализа Инесса Савчик, первый заместитель начальника – главный инженер Андрей Савенко, заместитель начальника Юрий Яцун, главный механик Иван Бакатюк, инженер-технолог Алексей Долгий, бухгалтер Валентина Малиновская. Многие отмечены отраслевыми и государственными наградами.
Заботами старшего поколения живет председатель ветеранской организации Валентина Цевелева. Историю станции лучше любой энциклопедии могут рассказать Зоя Горлевич, Мария Евсеенко, Нина Ковалева, Дмитрий Мороз, Франц Ромбак, Владимир Шостак и другие, стоявшие у истоков образования ППС Барбаров. Об этих людях на предприятии говорят с большим уважением.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика