Апрель
Вт
16
2024

Экономный подход

Рационализаторское предложение по ремонту и замене насосов охлаждающей жидкости дизель-поездов серии ДП6 разработали специалисты локомотивного депо Минск. Внедрение новаторских идей позволяет усовершенствовать технологии и существенно сократить трудовые и финансовые затраты.

Авторы рационализаторского предложения – Алексей Буйкевич, Николай Гладкий и Эдуард Лаврентиков

На силовых установках ДП6 применяются насосы охлаждающей жидкости производства одной из зарубежных компаний, всего в составе их четыре. Завод-изготовитель, согласно предоставленной технической документации, требовал исключительно замену агрегата на новый, даже если прежний был в хорошем состоянии. Специалисты депо решили проработать возможность ремонта насосов.
До появления рацпредложения работники действовали в соответствии с требованиями плана обслуживания. Например, в ходе ТР-1 они выполняли повагонное разделение моторвагонного подвижного состава и поочередную выкатку силовых установок из подвагонного пространства с применением домкратов и специализированной тележки.

– Следует отметить, что такие работы выполнялись исключительно для замены насосов охлаждающей жидкости, что является трудоемким процессом и значительно увеличивает время простоя в ремонте, – рассказывает один из авторов рацпредложения инженер-технолог локомотивного депо Минск Алексей Буйкевич.

Приспособление для обкатки насосов охлаждающей жидкости дизель-поездов серии ДП6

При имеющейся интенсивности эксплуатации дизель-поездов (среднемесячный пробег – около 20 тыс. км) возникает необходимость частой замены насосов охлаждающей жидкости. Но теперь это можно осуществлять гораздо реже.
– Периодичность замены, а также отсутствие технологии ремонта приводили к значительным финансовым и трудовым затратам. Теперь же благодаря рацпредложению можно не менять насосы моторвагонного подвижного состава при производстве ТР-1, – отмечает главный технолог предприятия Эдуард Лаврентиков. – Также данная технология помогает определить порядок ремонта этих агрегатов при ТР-2, исключить их обязательную замену и закупку дорогостоящих импортных запчастей. Внедрение в технологический процесс ремонта насосов охлаждающей жидкости позволило сэкономить около 97 тыс. рублей на одном дизель-поезде.
Согласно рацпредложению, теперь только при ТР-2 специалисты снимают насос охлаждающей жидкости, полностью его разбирают, дефектоскопируют вал и шестерню, проводят очистку крыльчаток, замену резиновых уплотнений и сальника. Также выполняются дефектовка по геометрии и осмотр на отсутствие видимых дефектов. На завершающем этапе проводятся сборка насоса и обкатка его на приспособлении для исключения возможности утечек. Это приспособление было создано для ремонтных операций и обкатки восстановленных насосов охлаждающей жидкости. Там стоит электродвигатель, который соединен муфтой с валом тестируемого насоса. Он вырабатывает необходимые для эксплуатации насоса обороты. Также на приспособлении установлен резервуар с антифризом, где находится и подогреватель, чтобы создавать рабочую температуру для проверки. В систему трубопроводов включен манометр для измерения давления. Сверху и снизу трубопроводов стоят краны для развоздушивания системы, а также для слива остатка охлаждающей жидкости.
– Теперь работникам не нужно каждый раз ставить насос охлаждающей жидкости на дизель-поезд и проверять его исправность в процессе обкатки после ремонта. Благодаря рацпредложению все стало гораздо проще. На стенде имитируется работа насоса во время эксплуатации, поэтому после ремонта не нужно выполнять дополнительный трудоемкий процесс, – уточнил главный технолог. – Кроме того, теперь в ходе ТР-1 насос не меняется, а при проведении ТР-2 он уже ремонтируется. И только на СР-1, который проходит в среднем раз в четыре-пять лет, он подлежит обязательной замене.
Эта идея разрабатывалась профессионалами своего дела, которые подробно описали каждый этап в инструкции. Ведь только для демонтажа насоса нужно отсоединить множество патрубков, и большинство – в определенной последовательности. После этого агрегат передают в заготовительное отделение, где производят его разборку при помощи специальных приспособлений. К слову, они появились с внедрением рацпредложения.
Можно добавить, что в приписном парке локомотивного депо Минск насчитывается шесть дизель-поездов серии ДП6. В настоящий момент один из них находится на ТР-1.
– В течение первых трех лет эксплуатации ДП6 были на гарантии. Их ремонтом занимались представители завода-производителя. Наши специалисты учились у коллег и осваивали часть работы. Сейчас же все полностью выполняется в нашем депо. В октябре 2019 года по решению руководства Белорусской железной дороги было создано отделение по ремонту и обслуживанию дизель-поездов серии ДП, – сообщил главный технолог предприятия.
Нюансов при ремонте этого моторвагонного подвижного состава достаточно. Ведь у данного шестивагонника есть свои особенности. В нем установлено много электронного оборудования – в отличие от простой механики, применявшейся на дизелях ранее.
– Большое количество электроники всегда связано с применением специального программного обеспечения. Однако это направление, как и механику, наши специалисты успешно осваивают и показывают хорошие результаты, – подчеркнул Эдуард Лаврентиков.
В настоящее время на данном участке идет модернизация, уже закуплены домкраты для подъемки подвижного состава.
– Раньше, если рассматривать проведение ТР-1 для ДП6, необходимо было поднять дизель-поезд и выкатить силовые установки, чтобы произвести замену насосов охлаждающей жидкости. Сейчас же благодаря данному рацпредложению мы обходимся без этого. Но при более крупных ремонтах, например, в объеме ТР-2 дизель-поездов серий ДП3, ДП6, нам все же нужно поднимать такой подвижной состав и выкатывать тележки с силовыми установками, чтобы сам вагон находился в поднятом состоянии на домкратах. Поэтому ранее закупленные домкраты очень востребованы, – объяснил главный технолог.
В депо сейчас изучают и другие перспективные предложения по совершенствованию работы. В частности, обсуждается возможность приобретения станка для обточки колесных пар. Ведь для выполнения этих операций приходится обращаться в моторвагонное депо Минск и локомотивное депо Витебск.

Анна
СИНИЦКАЯ

Яндекс.Метрика