Главное – любовь к профессии
«В нашей профессии всегда учишься чему-то новому и интересному, – уверен первый заместитель начальника локомотивного депо Витебск – главный инженер Александр Лукьянов. – Любые знания полезны, так же как и общение с разными людьми, которые встречаются на жизненном пути. Ведь это обогащает и помогает развиваться».
Сегодня Александру Михайловичу 50! В свой юбилей почетный железнодорожник больше рассказывает не о личных победах и достижениях, а о тех, кому за многое благодарен. И первые в этом списке, конечно, родители. Они научили сына быть ответственным, трудолюбивым, честным. Отец привил интерес и к железной дороге – в локомотивном депо Витебск Михаил Васильевич прошел путь от слесаря по ремонту подвижного состава до главного инженера. Александр любил слушать все, что он рассказывал о магистрали, бывал и на работе. Вспоминает, что масштабами его особенно впечатлил электромашинный цех – хотелось разобраться, как там все налажено. так совпало, что в 1998 году герой публикации устроился в локомотивное депо, и его направили именно на этот участок. К тому моменту Александр Лукьянов окончил станкоинструментальный техникум в Витебске и отслужил в армии. В депо начинал слесарем по ремонту подвижного состава – как и отец, которого, к сожалению, тогда уже не стало.
– За советом шел к старшим коллегам. Они относились ко мне по-отечески, во всем поддерживали. Хорошо помню первый рабочий день. Это было 22 января. Выполняли сборку магнитной системы тягового электродвигателя. В тонкости дела меня посвятил слесарь по ремонту подвижного состава Виктор Денисенко. С вниманием отнесся и мастер Владимир Никуленко, который познакомил и с другими участками депо. Он тогда сказал, что работать будет непросто, ведь дело это требует скрупулезности и терпения.
Впрочем, всеми этими качествами герой публикации обладает. Отличают Александра Михайловича и другие важные для любого профессионала черты: целеустремленность и ответственность, а также преданность делу и стремление к новым знаниям. Благодаря им карьера молодого специалиста быстро пошла в гору. Уже спустя год после трудоустройства его назначили бригадиром. Затем железнодорожник без отрыва от производства заочно окончил БелГУТ.
Александр Михайлович вспоминает, что непростые, но интересные задачи стояли перед ним, когда трудился инженером по рационализации в производственно-техническом отделе. На его счету – около сотни рацпредложений, в том числе с большим экономическим эффектом. Благодаря некоторым из них он несколько раз был признан лучшим рационализатором Белорусской магистрали.
В 2005 году герой публикаций принял новый профессиональный вызов – стал старшим мастером на заготовительном участке, в состав которого входило несколько цехов. В подчинении у Александра Михайловича было более 180 работников. Будучи мудрым и отзывчивым человеком, он отлично справлялся со своими обязанностями и на этой должности.
Полученный опыт, хорошее знание дела помогают Александру Лукьянову и сегодня грамотно и эффективно выстраивать работу всех участков, обеспечивая их четкое взаимодействие. Главный инженер координирует работу всего депо. В зоне его ответственности – широкий круг вопросов: от контроля за исправностью оборудования до охраны труда. Приходится, как говорится, всегда держать руку на пульсе и постоянно быть частью общего производственного процесса.
– Главным инженером я стал в 30 с небольшим – в 2007 году. Это было волнительно, но я до сих пор благодарен за такой шанс и оказанное доверие, – говорит Александр Михайлович. – Судьба меня всегда сводит с хорошими людьми, настоящими профессионалами, у которых есть чему поучиться. Среди них слесарь по ремонту подвижного состава Виктор Николаевич Фролов, а также Иван Ильич Питерский и Сергей Николаевич Бохан, которые в свое время возглавляли депо.
Александр Михайлович и сам воспитал не одно поколение специалистов, для которых стал примером. В 2019 году он окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Высокий уровень мастерства главного инженера подтверждают отраслевые награды, в том числе знаки «Почетный железнодорожник» и «Выдатнік Беларускай чыгункі».
– В любой командной работе очень важно не просто слушать, а слышать, это помогает быстро находить решения различных проблем, – отмечает собеседник. – Жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется. Все знать невозможно, но к этому надо стремиться.
Сложилась и семейная жизнь героя публикации. Супруга Татьяна Николаевна работает бухгалтером в Витебской дистанции пути. Дочь Екатерина – студентка Высшей школы экономики в Москве.
Хватает ли главному инженеру времени на хобби? Конечно, хотелось бы больше. Но когда получается выкроить свободную минуту, собеседник берет в руки книгу, особенно нравятся исторические. Автомобили, путешествия – тоже в списке увлечений витебчанина…
В юбилей принято подводить итоги и думать о планах. Какие они у главного инженера предприятия? «Сделано немало, но еще многое предстоит», – с улыбкой подытоживает собеседник. И можно не сомневаться, что у Александра Михайловича все получится. Ведь для этого есть и уникальный опыт, и колоссальная работоспособность, и, самое главное, любовь к профессии.