Достучаться до каждого
В минувшем году на Белорусской магистрали отмечено снижение количества несчастных случаев, не связанных с производством. Уменьшилось и число пострадавших, в том числе несовершеннолетних. Как сохранить положительную тенденцию, повысить эффективность мер профилактики? Эти и другие вопросы рассмотрели участники дорожного совещания под председательством главного инженера Белорусской железной дороги Сергея Новодворского.
В мероприятии также приняли участие начальник Управления по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Николай Кротов, его заместитель Кирилл Швед, а также начальник Управления общественной безопасности на объектах транспорта МВД Геннадий Ворсо.
С докладом об итогах 2023 года выступил начальник службы охраны труда и промышленной безопасности БЖД Юрий Гимро. Он отметил, что за рассматриваемый период на магистрали произошло 92 несчастных случая с гражданами (против 96 в 2022-м). Пострадали 93 человека (против 99 годом ранее). При этом половина травмированных на момент происшествия находилась в состоянии опьянения. Кроме того, 53 случая произошли при пересечении путей в неустановленных местах, 28 – на пешеходных переходах и переездах.
В прошлом году места несанкционированного прохода граждан (порядка 1,2 тыс.) были внесены в автоматизированную систему «Отраслевые атласы Белорусской железной дороги». Теперь организациям магистрали необходимо в плановом порядке заниматься их ликвидацией.
Несмотря на то, что в 2023-м железнодорожники выполнили ряд технических мероприятий (установку ограждений и турникетов, ремонт платформ и пешеходных переходов и т.д.), основным направлением по упреждению случаев непроизводственного травматизма была и остается профилактика, повышение дисциплины граждан при пересечении железнодорожных путей, проведение разъяснительной работы на предприятиях, в организациях, школах, на транспорте, осуществление совместных с МВД и Военизированной охраной рейдов.
На этом акцентировал внимание Юрий Гимро. Он также рассказал о том, что в прошлом году на дороге было изготовлено два вида памяток, два видеоролика и два новых варианта социальной рекламы для баннеров. SMS-сообщения о необходимости быть внимательными и соблюдать осторожность на объектах железной дороги получили более 800 тыс. абонентов двух ведущих мобильных операторов страны.
В целом участники совещания признали работу по предупреждению фактов непроизводственного травматизма на БЖД удовлетворительной. Обращаясь к руководителю службы охраны труда и промышленной безопасности, главный инженер магистрали Сергей Новодворский поручил регулярно проводить анализ интерактивной карты БЖД на предмет возможного появления зон с высоким уровнем травматизма с учетом перспектив градостроения и развития регионов. А в случае их выявления – осуществлять взаимодействие с местными органами власти для своевременного принятия эффективных мер профилактики. В малых населенных пунктах необходимо выходить на контакт с главами сельских исполкомов.
Со своей стороны присутствовавшие на заседании представители Генпрокуратуры акцентировали внимание на важности усиления профилактической работы с несовершеннолетними, отметив в качестве положительного примера инициативу железнодорожников отправлять тематические сообщения на телефоны через операторов сотовой связи. Также гости призвали руководство Белорусской магистрали взять на особый контроль реализацию профилактических мероприятий по городу Минску, где фиксируется высокий уровень травматизма.
В ходе заседания были заслушаны отчеты руководителей отделений о принимаемых мерах по снижению количества несчастных случаев с гражданами, а также ДТП с участием железнодорожного подвижного состава. В частности, гомельчане поделились опытом использования фотоловушек, установленных на станциях Рогачев, Калинковичи, перегоне Сверково – Рогачев. Их коллеги из Могилева рассказали о взаимодействии с «Белтелекомом» и об эффективности наличия на железнодорожных переездах средств видеоконтроля. Службе локомотивного хозяйства дано поручение проработать вопрос о расширении использования на подвижном составе систем видеофиксации.
О разработке информационных материалов, направленных на предупреждение несчастных случаев с гражданами на Белорусской железной дороге, участников совещания проинформировала руководитель Центра научно-технической информации Инна Раскатова. Она отметила, что подготовленные в прошлом году видеоролики уже размещены на официальном интернет-сайте и ютуб-канале БЖД. Социальная реклама транслируется по телевидению.
В текущем году обновление информационных материалов будет продолжено. Все, что уже создано по данной теме в рамках БЖД, размещено на официальном сайте Белорусской железной дороги rw.by в разделе «Корпоративный /Азбука безопасности».
В настоящее время специалисты центра трудятся над созданием информационной продукции профилактической направленности для детей и подростков. Причем для каждой возрастной аудитории предусмотрен свой подход и свои персонажи. Так, ребятам 6 – 11 лет помогать осваивать правила поведения на стальной магистрали будут любопытная девочка Штося Почемучкина и опытный железнодорожник Михаил Шпалыч. А также второстепенные герои – мальчик Павлик, Стелла Семафоровна и РДД (Робот Друг Детей).
К концу апреля текущего года предполагается подготовить комплект раскрасок (30 листов) с изображениями опасных ситуаций на стальной магистрали. В электронном виде он будет размещен на сайте БЖД, откуда каждый сможет его самостоятельно распечатать и использовать для обучения детей. Кроме того, на конец августа запланирована премьера нового анимационного видеоролика со Штосей и Михаилом Шпалычем.
Для детей 12 – 17 лет разработаны образы героев-подростков, созданных в технике штрихованного рисунка. Уже изготовлен буклет с комиксом «В чем крутость, брат?», в котором приведены опасные развлечения несовершеннолетних на объектах магистрали (селфи на вагоне, катание по платформе на скейте или роликах и т.д.). Там же создатели разместили памятку о правилах поведения на железной дороге и QR-коды со ссылками на видеоролики, которые находятся на сайте БЖД. Также предусмотрено создание анимационного видеоролика для данной аудитории.
Завершая мероприятие, главный инженер магистрали Сергей Новодворский еще раз призвал всех присутствующих объединить усилия для повышения эффективности профилактической работы по снижению уровня травмирования граждан в текущем году. Ведь за сухими цифрами статистики – здоровье и жизни людей.
Инга
МИНДАЛЁВА