Январь
Ср
22
2025

15 февраля — День памяти воинов-интернационалистов

15 февраля в Беларуси отмечается День памяти воинов-интернационалистов. 35 лет назад завершился вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Этой операцией руководил генерал-лейтенант Борис Громов, который в 1986 – 1987 годах командовал 28-й армией Краснознаменного Белорусского военного округа. Опаленными дорогами Афганистана прошли около 30 тыс. наших соотечественников. 771 из них не вернулся домой, до конца и с честью выполнив свой воинский долг. Четверо уроженцев Беларуси удостоились звания Героя Советского Союза. Двое из них – посмертно. Это рядовой Андрей Мельников и старший сержант Николай Чепик, который до призыва в армию работал в Минской дистанции пути. Он навечно зачислен в списки инженерно-саперной роты 317 парашютно-десантного полка 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии. Его именем был назван электропоезд…

С честью прошли испытания

Афганистан оставил после себя незаживающую рану, глубокую боль и огромное уважение к тем, кто с честью прошел через все испытания. В Беларуси в День памяти воинов-интернационалистов традиционно проводят памятные и патриотические мероприятия. В Минске знаковым местом для таких тематических встреч стало Троицкое предместье. Здесь в излучине реки Свислочь поднялся, словно из самой матери-земли, памятник воинам-интернационалистам, не имеющий аналогов в Беларуси да и, пожалуй, на всей территории бывшего Советского Союза. За этим местом прочно закрепилось название «Остров Мужества и Скорби» или «Остров слез».
Мемориальный комплекс (на фото) был возведен в 1996 году при поддержке Президента Республики Беларусь и по инициативе общественной организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», Республиканской ассоциации членов семей военнослужащих, погибших в Афганистане, «Память и долг», других общественных организаций и неравнодушных людей. Авторами проекта выступила группа архитекторов и скульпторов под руководством Юрия Павлова. Это место памяти обустраивалось на протяжении пяти лет. Примечательно, что активное участие в работах принимал и личный состав железнодорожных войск. Памятник был торжественно открыт 3 августа 1996 года.

Указом Президента Беларуси № 403 учреждена юбилейная медаль «35 лет вывода советских войск из Афганистана»

Попасть на Остров можно по перекидному арочному мостику. Сразу на входе посетителей встречает бронзовая икона Божьей Матери, вмурованная в камень. На нем надпись: «Сынам, загінуўшым у Афганістане, узведзены гэты храм-помнік па даручэнні беларускіх маці, якія не жадаюць, каб зло панавала ні на сваёй, ні на чужой зямлі». На насыпном холме возвышается памятник-часовня. Его очертания напоминают первоначальный облик храма Евфросинии Полоцкой XII века. Внутри – четыре алтаря с изображениями икон и бронзовыми подсвечниками. На стенах часовни – имена погибших в Афганистане уроженцев белорусской земли.
Комплекс по праву является не только местом, которое посещают туристы и жители Беларуси, но и центром патриотического воспитания молодежи. Особенно многолюдно здесь 25 декабря и 15 февраля. Это две важные для «афганцев» даты. По инициативе совета Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане «Память» и его председателя полковника в отставке Владимира Шокова решением Минского городского Совета депутатов часть набережной реки Свислочь в районе Троицкого предместья получила название «Набережная воинов-интернационалистов».
Во многих учебных заведениях, на предприятиях страны созданы комнаты и уголки, посвященные их подвигу, сняты фильмы, написаны книги и песни.

Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов


Долг, героизм, отвага

Дорогами Афганистана прошел и Василий Иванов – машинист мотовоза Бобруйской дистанции пути.

Родился он в деревне Плесы. Надо сказать, что еще с юности Василий увлекался техникой и после окончания школы от военкомата был направлен в ДОСААФ, где изучал устройство грузового автомобиля. Несколько месяцев парень даже успел поработать в местном колхозе слесарем по ремонту сельхозтехники, а в марте 1983-го получил повестку. Служить его направили в Усть-Каменогорск. Курс молодого бойца, присяга и ежедневные изнуряющие занятия. Поблажек никому не давали: новобранцы совершали марш-броски, стреляли из оружия, учились выживать в пустынной местности и в горах.
И вот учеба позади. На построении объявили, что весь выпуск отправляется в Афганистан. Командир предложил сделать два шага вперед тем, кто по каким-либо причинам не может лететь. Таковых не оказалось. «Было ли страшно?» – спрашиваю у Василия Михайловича. Он на минуту задумывается, a после отвечает:
– Думаю, что нет человека, который смог бы утверждать, что не испытывал это чувство. Страх присущ каждому: боишься – значит, будешь себя беречь и сможешь выполнить приказ.
Показное геройство там не приветствовалось. Приземлились мы в Кабуле, высыпали из самолета, и нас буквально ослепило яркое солнце. А после построения я узнал, что буду служить в пригороде Кабула. В части мне вручили ключи от автомобиля «Урал-375», и через три недели в составе колонны я уже «пылил» по маршруту Кабул – Баграм – Хайратон.
Как вспоминает Василий Иванов, старослужащие помогали молодому пополнению и словом, и делом. Делились и водой, и хлебом. Давали советы по ремонту автомобиля, ведь его вынужденная остановка в пути была смерти подобна – легкая добыча для душманов. «Перед первой поездкой у многих руки дрожали от волнения», – вспоминает Василий Иванов. Но тогда все обошлось. Потом были еще десятки поездок, и не раз Василий Михайлович смотрел в глаза смерти. Ранен не был, но умудрился серьезно заболеть. После 1,5-месячного лечения вернулся в часть и продолжил крутить баранку до 30 августа 1985-го.

«Ничего героического я не совершил, просто добросовестно вместе со всеми выполнял приказы, – резюмирует Василий Иванов. – Мы ведь давали клятву нa верность Родине, и нам было не стыдно смотреть друг другу в глаза».

В сентябре он вернулся домой и в скором времени устроился на работу слесарем в мастерские Бобруйской дистанции пути. Через год, после учебы в Могилевской дор-техшколе, получил права помощника водителя дрезины. Оказалось, что нашел свое призвание. Коллеги отмечали бережное отношение Василия Михайловича к технике, высокое качество ее обслуживания. В 2011-м ему доверили управление мотовозом. Задачи и по сей день приходится выполнять разные: доставка к месту работ различных материалов и грузов, в том числе железобетонных шпал, рельсов, щебня и прочего. Мастерство моего собеседника неизменно получает высокую оценку. В его трудовой книжке лишь одна запись о приеме на работу и немало отметок о поощрениях. Среди них Почетная грамота Могилевского отделения, знак «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» ІІІ степени. А в 2023-м накануне Дня железнодорожника Василий Михайлович был удостоен нагрудного знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» II степени. Впрочем, о наградах железнодорожник говорить не любит. Он то и дело переводит разговор и рассказывает о коллегах, которые за эти годы стали ему как родные, о руководстве, которое делает все, чтобы облегчить труд путейцев.
Василий Иванов – хороший семьянин. С женой Раисой Петровной вырастили дочь и сына. К слову, супруга 20 лет работала дежурным по станции Телуша, имеет ряд поощрений за свой труд. В свободное время железнодорожник старается выбираться на дачу – в родительский дом. Здесь он отдыхает душой, черпает силы для плодотворной работы, которую любит и не сожалеет, что отдал железной дороге почти 39 лет.

Георгий АЛЕЙНИКОВ


Урок мужества

Александр Саливанчук в годы службы в армии

прошел в Калинковичской средней школе № 8. Со старшеклассниками встретился воин-интернационалист, бригадир местной дистанции пути Александр Саливанчук.

С июня 1982-го по август 1984 года он служил механиком-водителем МТ-ЛБУ – многоцелевого бронированного легкового транспортера (тягача). «утюжил» горные дороги провинций Герат, Гор, Фарах, Кандагар. Задача экипажа заключалась в обнаружении бандформирований и корректировке артиллерийского огня для дальнейшего их уничтожения. Александр Михайлович говорит, что на передовой опасность подстерегала их каждую минуту. Когда выезжали в рейды, люки оставляли открытыми, чтобы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций можно было быстро выбраться из машины. В любое время суток команда находилась в полной боевой готовности.
Воин-интернационалист рассказал школьникам о жизни и обычаях афганского народа, как складывались взаимоотношения советских солдат с местным населением. С любопытством и неподдельным интересом старшеклассники слушали его рассуждения о воинском братстве и боевых товарищах.
– Службу в армии воспринимали как должное. Нас так воспитали – быть преданными своей стране. Мы выполняли воинский долг и гордились этим, – отмечает собеседник. – Во время службы в горячей точке узнаешь истинную цену взаимовыручки, понимаешь, что такое настоящая честь и отвага, армейское братство… дружба, закаленная в боях, – самая крепкая.
Уроки патриотического воспитания в школах города Калинковичи накануне годовщины вывода советских войск стали уже традиционными. Александр Саливанчук – постоянный их участник.

Александр Евдокимов отдал Белорусской железной дороге 26 лет

– Я не только хочу рассказать молодым людям о событиях тех лет. Акцент делаю на проявленные мужество и доблесть офицеров и солдат, которые не намного были старше их, – отметил собеседник. – Те годы стали уже историей, о них нельзя забывать ради всех, кто бесстрашно сражался.
За отличное выполнение заданий и участие в боевых операциях Александр Саливанчук награжден медалью «За отвагу», которую вручили герою, когда он уволился в запас.
После окончания срочной службы Александр Михайлович перешел на сверхсрочную. А спустя 12 лет началась новая глава его жизни. По совету друзей он устроился монтером в Калинковичскую дистанцию пути, а в 2011-м стал бригадиром (освобожденным) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов.

бригадир Валентин Савчиц награжден знаками «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III и II степеней

Среди его коллег немало тех, кто прошел горячими афганскими тропами. Довелось воевать и Александру Евдокимову. В прошлом году железнодорожник ушел на заслуженный отдых, отдав стальной магистрали 26 лет. Последние десять работал наладчиком в бригаде Александра Саливанчука.
Исколесил половину Афганистана, побывал на самых крутых перевалах – Саланге и Гиндукуше – и бригадир дистанции пути Валентин Савчиц. Призвали его в конце сентября 1982 года. Попал он в мотострелковый полк, который дислоцировался возле города Чарикар, что на шоссе Кундуз – Кабул.
– Первые полтора года не чувствовал страха, – признается гвардии сержант Савчиц. – А вот перед «дембелем» уже стал осторожничать, домой отчаянно хотелось. Снилась родная деревня Остранка, родители и рыбалка. И я рад, что вернулся. Живой.

 


«…Но снова память возвращает»

В жизни любого мужчины служба в армии оставляет неизгладимый след. А если она проходила в горячих точках, то тут и говорить нечего. Нет-нет да и возвращает память в те далекие годы юности, когда приходилось укрываться от пуль, преодолевать страх и трудности, и что самое страшное – нести потери. Такие воспоминания всегда тревожат душу машиниста дизель-поезда локомотивного депо Жлобин Геннадия Солодухина в эти февральские дни.

– 35 лет минуло со дня вывода советских войск из Афганистана. Последняя бронетехника пересекла мост над Амударьей 15 февраля 1989 года. Меня вместе с другими солдатами самолетом еще в январе отправили домой, – рассказывает Геннадий Михайлович. – Мы честно исполняли приказ. За два года научились ценить жизнь, дружбу и узнали, что такое поддержка и взаимовыручка. Тех, кто прошел ту войну, до сих пор объединяет настоящее боевое братство, ведь в экстремальных условиях человек проявляется на все 100%.

Главная награда – жизнь

Во время боевых операций и длительных походов по горным серпантинам опасность подстерегала буквально на каждом шагу. Порой жизнь зависела не от хорошего укрытия или исправности оружия, а от напарника, с которым шел на задание, который прикрывал спину. Таким ангелом-хранителем для сослуживцев однажды стал и сам Геннадий Михайлович. При очередном спуске с перевала Саланг возникла непредвиденная поломка: в одной из БМП (боевая машина пехоты), шедшей в составе автоколонны, потек радиатор. Заместитель командира роты отдал приказ тянуть машину на жесткой сцепке. Той техникой управлял новобранец, и Геннадий решил подменить неопытного водителя. Старший по званию дал добро и предупредил: не предпринимать никаких действий, только управлять БМП. Словно предчувствуя неладное, Геннадий на свой страх и риск продолжал нагнетать компрессором воздух в тормозную систему. Внезапно сцепка сломалась, и многотонная машина с экипажем из восьми человек полетела к обрыву… она замерла в метре от пропасти: тормоза сработали благодаря наличию воздуха.

«Там горы высокие…»

… Повестку в армию 18-летний Геннадий получил через пару месяцев после окончания гомельского железнодорожного училища. Успел даже производственную практику пройти в качестве дублирующего помощника машиниста тепловоза. Так как у парня был опыт прыжков с парашютом (занимался в ДОСААФ и трижды нырял в небесную глубину), в военкомате призывника направили в 301-й учебный парашютно-десантный полк, располагавшийся недалеко от литовского Каунаса. Спустя полгода подготовки, в апреле 1987 года, грузопассажирский Ил-76 доставил белоруса в город Мары на юге Туркмении, а после – в столицу Афганистана Кабул.
Сначала рядовой Солодухин попал в 9-ю роту (позже ставшую легендарной) 345-го гвардейского Краснознаменного ордена Суворова парашютно-десантного полка. А спустя время его перенаправили старшим механиком-водителем (БМП) в 8-ю. Управлять техникой Гена умел хорошо – освоил еще в учебке. в будущем отличное знание матчасти спасло ему жизнь.
Много всего пришлось увидеть и пережить молодому человеку на чужой земле, о чем он не любит особо рассказывать. На войне как на войне… Геннадий Солодухин участвовал в легендарной операции «Магистраль» по прорыву блокады города Хост. Как старший механик-водитель роты он отвечал за исправность и безотказность техники, подвозил солдат к месту высадки. 8-я и 9-я роты 345-го полка должны были занять несколько позиций противника, с которых корректировался огонь артиллерии. В том числе две высоты. Обе они в декабре 1987-го были под контролем советских солдат. А 7 января 1988-го противник попытался отбить высоту 3234, которую удерживала 9-я рота. Десантники отразили 12 атак, но стратегически важную позицию сохранили. Подвиг 9-й парашютно-десантной роты стал легендой. Но тогда Геннадий Солодухин потерял хорошего друга и земляка. Пулеметчик «девятки» белорус Андрей Мельников посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
С 1980-го по 1989 год 345-й полк участвовал более чем в 240 боевых операциях на территории Афганистана. А во время первого этапа вывода войск его личный состав блокировал дорогу от Кабула почти до Чарикара и обеспечивал охрану движения автомобильных колонн. Взводу Солодухина тогда была доверена чарикарская «зеленка» – самая большая в той стране равнинная территория.

С БМП пересел на локомотив

После увольнения в запас Геннадий Михайлович вернулся в локомотивное депо Жлобин помощником машиниста тепловоза. Позже перешел в пассажирское движение. Набравшись опыта, поступил в техническую школу, где получил права машиниста тепловоза и дизель-поезда. По его стопам пошли два сына: Антон работает помощником машиниста дизель-поезда, а Сергей – слесарь по ремонту подвижного состава.
Машинист Солодухин – человек слова и дела. К решению любых задач всегда подходит досконально, с предельной внимательностью и ответственностью. Возможно на его характер наложила отпечаток и профессия, которой он верен 35 лет. За безупречное выполнение должностных обязанностей железнодорожник отмечен отраслевыми наградами и нагрудным знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» – самым ценным для любого машиниста.
Рассматривая его армейский фотоальбом, убеждаюсь, что мой собеседник и в юности был серьезен и вдумчив. С фотографий, сделанных в горах Афганистана, молодой парень смотрит уверенно и сосредоточенно. Один снимок особенно важен. На нем рядовой Солодухин запечатлен с оружием на фоне развернутого боевого знамени 345-го полка, в котором служил. Такой чести удостаивался не каждый солдат. К фото прилагается поясняющая карточка: «Награждается за мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в ДРА. Командир в/ч пп 53701 В. Востротин (Герой Советского Союза подполковник Валерий Востротин – прим. автора). 07.11.87».
А спустя чуть более чем полгода будет сделан еще один памятный кадр, который запечатлел момент вручения Геннадию Солодухину медали «За отвагу» из рук командующего ВДВ. Уже в мирное время воина-интернационалиста нашла еще одна награда – орден Красной Звезды.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика