Значит много армейская дорога
Долг, призвание, честь… Защищать свою Родину во все времена было почетно. Ратный подвиг дедов и прадедов, отстоявших независимость нашего государства, навсегда останется в памяти благодарных потомков. Наследникам Великой Победы выпала не менее важная миссия – беречь мирное небо своей страны. И пусть не все из них стали военными, но даже сегодня, спустя десятилетия, они с удовольствием вспоминают армейские будни. Среди таких людей и герои нашей сегодняшней публикации – работники и ветераны Белорусской железной дороги. Давайте вместе с ними перелистаем страницы армейских альбомов.
Владимир БАЛАХОНОВ, почетный железнодорожник, заместитель начальника Белорусской железной дороги с 2002-го по 2018 год:
– Я проходил срочную службу в районе города Зима Иркутской области, это Восточная Сибирь. Меня призвали в армию после окончания Омского института инженеров железнодорожного транспорта, когда уже работал по распределению на тепловозоремонтном заводе в Уфе. Был женат, в семье подрастал сын. Попал я в военно-строительный полк, в/ч 44437, комендантский взвод. В то время там возводили важный стратегический объект – электрохимический комбинат, а рядом, в тайге, «рос» новый город Саянск. К работам привлекли и военных. Непосредственно наш взвод занимался поддержанием дисциплины и порядка – функции охраны и патрулирование как на стройплощадке, так на территории городов Зима и Саянск. Службу несли в суровых условиях: зимой на термометре часто было -30°C и более.
Однажды ночью мы с сослуживцем Михаилом Васильевым получили приказ выдвинуться на новое место дислокации – в тайгу. А на рассвете туда прибыл поезд с несколькими вагонами. Это была делегация, которую возглавлял министр среднего машиностроения Ефим Славский, вместе с ним приехал первый секретарь Иркутского обкома, несколько генералов и два десятка полковников, они инспектировали ход строительства. Двое суток мы несли службу, обеспечивая высоким гостям охрану и связь. Затем вернулись в расположение части.
Благодаря добросовестным и справедливым командирам, многие из которых прошли Великую Отечественную войну, в части мы чувствовали сплоченность и единство. Нашим полком командовал подполковник Ушаков – строгий, ответственный. В запас я уволился в звании сержанта. Впоследствии мне присвоили офицерское звание.
На мой взгляд, служба в армии как нельзя лучше закаляет характер, формирует ответственность, смелость, настойчивость, умение постоять за себя и коллектив, а также другие положительные черты. Все это пригодится в дальнейшем, в том числе в работе. Например, умение подчиняться, выполнять порученное задание, даже если оно не нравится. Армейская закалка помогает мужчине состояться в жизни. И те, кто не проходит эту ступень, многое теряют.
Сергей ЛЯДЕНКО, заместитель начальника Витебского отделения:
– Я проходил срочную службу в 1988 – 1990 годах в пограничных войсках КГБ СССР на советско-афганской границе. Призвали меня в ноябре, уже стояли морозы, было снежно. После долгой дороги мы прибыли в Туркмению. Наш пограничный отряд находился в городском поселке Тахта-Базар.
Впечатления от того времени остались незабываемые. Чего только стоила уникальная живописная природа! Она очень отличалась от нашей: предгорье, сопки, ущелья… Восторг вызывали заснеженные пики гор на горизонте, которые, казалось, доставали до самого солнца. Кстати, на улице летом температура нередко превышала отметку 45 градусов в тени. А частыми непрошеными «гостями» в армейских палатках были скорпионы, змеи, фаланги (паукообразные), но к ним тоже привыкали спустя время… Я побывал на 13 заставах, выполнял ремонт средств радиосвязи и систем заграждений. Ходил в дозоры, секреты, даже участвовал в засаде.
Армия дала многое, но самое главное, что она воспитала, – это терпение. Многочасовые пешие дозоры и караулы научили выдержке, спокойствию, умению ждать и концентрироваться на важном.
Когда ехал на службу, тревоги не было, все воспринималось как огромное путешествие, где можно узнать много нового, приобрести полезные навыки, воспитать характер и найти друзей. В нашем отряде служили ребята из братских республик СССР, атмосфера была дружеская, каждый был готов прийти на помощь. С одним из сослуживцев-земляков общаемся до сих пор.
Петр ДЕНИСОВ, почетный железнодорожник, заместитель начальника Минского отделения с 2000-го по 2013 год:
– Меня призвали в ряды Советской армии в 1971 году после окончания оршанского железнодорожного техникума. Служить отправили в Астраханскую область, в часть, обслуживавшую полигон Капустин Яр, где мы обеспечивали железнодорожные перевозки. Со мной служили уроженцы почти всех республик: русские, белорусы, украинцы, татары, башкиры, ингуши, чеченцы, адыгейцы, казахи, молдоване. Атмосфера и микроклимат в коллективе были на высоком уровне благодаря дисциплине, порядку и строгому отношению к каждому солдату со стороны офицерского состава. Многие участвовали в Великой Отечественной войне. Особенно я благодарен командиру роты капитану Владимиру Неборскому.
Много внимания в части уделялось физической и боевой подготовке, питание и медицинское обслуживание были усиленными. В столовую и обратно всегда шли с песней. Утренняя зарядка, кроссы по 3 км, марш-броски, различные соревнования – к примеру, по легкой атлетике, лыжным гонкам.
Климат в этом регионе резко континентальный. Поэтому пришлось привыкать к жарким температурам: летом даже в тени было +45°С, знойный ветер… Но весной степь превращалась в яркий зеленый ковер с разноцветными дикими тюльпанами, где паслись лошади и верблюды, которые нам, белорусам, были в диковинку. В запас я уволился в 1973-м.
Вспоминая те годы, хочу отметить, что служба в армии дала мне много положительного: закалила характер, воспитала дисциплину, исполнительность, умение взаимодействовать с людьми, духовные качества, связанные с историей общей Родины, научила понимать людей разных национальностей и культур. Считаю, что всем мужчинам нужно с гордостью и ответственностью относиться к воинскому долгу, защите Отечества и достойно продолжать эту традицию. От всей души поздравляю с праздником!
Валерий НАВРОЦКИЙ, начальник службы организации и планирования капитального строительства:
– Я служил в армии в 1986 – 1988 годах в Москве. Для молодого человека, который родился в Светлогорске, небольшом и одном из самых молодых городов Беларуси, столица большой страны и ее невероятные размеры произвели неизгладимое впечатление.
Служил в мотострелковых войсках. До призыва успел окончить светлогорский техникум. Поэтому в начале службы меня направили в учебный центр. Там получил звание сержанта и назначение заместителем командира взвода, состоявшего почти из 30 человек. Это высокая ответственность – нужно было найти подход к каждому, сплотить для выполнения общих задач. Такой опыт пригодился и в дальнейшем, в том числе на работе в Управлении Белорусской железной дороги. Коллектив нашей службы хотя и небольшой, но вносит важный вклад в устойчивость функционирования Белорусской магистрали.
Армейская служба требовала немало душевных и физических сил, терпения и выносливости. Мы регулярно выезжали на полигоны, учились владеть различным стрелковым оружием. Были и марш-броски, во время которых на лыжах или пешком преодолевали многие километры. К тому же во второй половине 80-х обстановка в Москве была неспокойной, поэтому меня и сослуживцев не раз привлекали к обеспечению общественной безопасности.
Несмотря на все сложности, служба в армии, безусловно, повлияла на мое становление. Она закалила характер, приучила к дисциплине, организованности и пунктуальности. Эти понятия я и сейчас использую в жизни и очень уважаю обязательных людей, которые вовремя выполняют свои обещания. Сам тоже стремлюсь все делать в срок и хорошо. Для меня важен и профессионализм – способность грамотно и ответственно относиться к своим должностным обязанностям.
А еще в армии появилось сильное стремление учиться, развиваться. После увольнения в запас я получил образование в БИИЖТе (нынешнем БелГУТе). С тех пор постоянно пополняю свои знания, самосовершенствуюсь.
Андрей НИКОЛАЮК, заместитель начальника Брестского отделения Белорусской железной дороги:
– Моя служба началась летом 2002 года в 38-й отдельной гвардейской Венской Краснознаменной мобильной бригаде (ныне Брестская отдельная гвардейская десантно-штурмовая Венская Краснознаменная бригада). У этого воинского подразделения славная история. Оно стало преемником 105-й гвардейской стрелковой дивизии, образованной в годы Великой Отечественной войны. За мужество и героизм при взятии венгерских городов Папа и Девечер и столицы Австрии дивизия была награждена орденом Красного Знамени и получила почетное наименование «Венская». С октября 1979 года она стала 38-й десантно-штурмовой бригадой.
Я горжусь тем, что мне довелось служить именно в десантных войсках. До призыва чуть больше года успел поработать в ПМС-289 (ныне Путевая машинная станция Брест РУП «Ремпуть Белорусской железной дороги»). Быстро усвоил важнейший принцип: магистраль требует дисциплины, внимательности и ответственного подхода к делу. Все это пригодилось мне и в армии. А еще были важны такие качества, как выносливость, стойкость и взаимовыручка.
Подготовка у нас была серьезной и основательной. У многих людей силы спецопераций ассоциируются с прыжками с парашютом. Но на это военнослужащие отвечают шуткой: «Десантник только три минуты орел, а все остальное время – ломовая лошадь!». Мы учились действовать в условиях, максимально приближенных к боевым: захват огневых позиций и самоходных орудий противника, уничтожение командных и вражеских пунктов, рукопашный бой, владение оружием, пробирались через болота, густые заросли и завалы. Порой было очень трудно, но мы стойко преодолевали все испытания, мужали и закалялись.
Каждый год 2 августа на День десантников и Cил специальных операций Вооруженных Сил Республики Беларусь стараемся собираться с сослуживцами, связь мы не потеряли, считаем себя братьями. И когда вместе со своим сыном Егором пересматриваю армейский альбом, то говорю о важности воинской службы. Ведь мы должны быть готовы в любой момент встать на защиту своей Родины. А современные десантники достойно продолжают и приумножают традиции поколения победителей.
Дмитрий МУРАВЬЁВ, руководитель образцового хореографического ансамбля «Улыбка» КСЦ Могилевского отделения:
– Службу я проходил в 2006 – 2007 годах во внутренних войсках. Был старшим инструктором кинологической службы. Но армия приняла меня не сразу. После окончания Могилевского государственного училища культуры имени Н. К. Крупской я, как положено, явился по повестке в военкомат, а вечером, к немалому удивлению родителей, приехал обратно домой. В общем, по независящим от меня причинам в армию меня никак не могли отправить. В итоге я сам попросился и 5 января 2006 года ушел служить.
Сначала попал в Кинологический центр внутренних войск в Могилеве, прошел обучение. Все азы мне помогала постигать немецкая овчарка по кличке Бирма. Потом продолжил службу в Минске в войсковой части 5448 вместе с четвероногим другом – молодым и веселым «немцем» Варсом. Нагрузка в армии всегда большая, были и полевые выезды, и в городе патрульно-постовую службу несли, и на спортивных мероприятиях нас задействовали. После увольнения в запас я волновался и даже приезжал, чтобы узнать, как Варс отнесся к смене хозяина. С ним все было в порядке.
Нередко слышу от молодых людей и их родителей, что служба в армии – впустую потраченное время. На мой взгляд, это не так. Я, например, научился работать с собаками, которых любил с детства, научился дисциплине и режиму, познакомился с новыми людьми. Это особая категория отношений, у меня по сей день есть друзья, с которыми свела служба, и мы продолжаем общаться. На тему армии беседуем и с моими юными артистами из ансамбля «Улыбка». Мальчишки интересуются, я даже приносил свой альбом с фотоснимками. Придерживаюсь мнения, что на любом этапе жизни все зависит от самого человека: кто-то старается его просто переждать, а кто-то учится и получает новые навыки.