В гостях у крылатой эскадрильи
Сколько весит «богатырь Илюша»? Как пилот пользуется логарифмической линейкой и зачем ему специальные часы? Ответы на эти вопросы узнали работники отраслевой газеты, посетив 50-ю смешанную ордена Красной Звезды авиационную базу, расположенную в Мачулищах. Экскурсию приурочили ко Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Беларуси, а также к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Советские летчики внесли неоценимый вклад в дело Великой Победы, защищая небо от врага, прикрывая нашу артиллерию и пехоту с воздуха. В годы Великой Отечественной войны служить в авиацию также попали работники стальной магистрали и выпускники отраслевых училищ, которые занимались в аэроклубах и имели опыт прыжков с парашютом. И наоборот, авиаторов судьба связывала с железной дорогой. Так, Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Григорий Дольников до призыва в армию, в 1940-м, окончил минскую школу ФЗО при паровозном депо. Со стальной магистрали началась биография и Героя Советского Союза гвардии полковника Василия Князева. После окончания школы фабрично-заводского обучения он работал слесарем-автоматчиком вагоноремонтного пункта на станции Витебск. Его именем назван тепловоз 2ТЭ10М-3137 приписки местного локомотивного депо.
…Заместителю командира по идеологической работе авиационной эскадрильи подполковнику Андрею Пучко – нашему экскурсоводу по авиабазе – приходится говорить очень громко. Его рассказ то и дело нарушает гул вертолетов – идут тренировочные полеты.
– Этот аэродром один из старейших в стране, – отмечает Андрей Александрович, приглашая журналистов подойти к памятнику, который находится на территории воинской части. – В документах, хранящихся в архивах Беларуси и России, он впервые упоминается 3 июля 1937 года. Но, возможно, его «возраст» гораздо старше.
Основные вехи истории стратегического объекта есть на памятнике, выполненном в виде вертикально взмывающего ввысь самолета. Здесь же на постаменте под стеклом хранятся и копии архивных документов. Рядом на гранитной плите имена погибших в Афганистане летчиков. Их 132. Восемь офицеров стали Героями Советского Союза, двоим – командиру полка полковнику Александру Голованову и командиру эскадрильи майору Владимиру Ковалеву – это высокое звание присвоено посмертно. Их портреты размещены на Аллее героев.
Легендарная 50-я смешанная ордена Красной Звезды авиационная база с уважением относится к своему героическому прошлому. Здесь чтят и помнят подвиг летчиков разных поколений, их вклад в развитие авиации. Об этом авиаторы рассказывают во время экскурсий в том числе и школьникам, внося свою лепту в патриотическое воспитание молодежи.
Далее мы отправляемся в мемориальный комплекс «Самолет-музей воинской славы». «Авиа» он не только по содержанию, но и по месту дислокации – размещен на борту Ан-26. Летчики называют его между собой просто «Аннушка». Именно этот борт летал в небе над Афганистаном. Не раз получал боевые ранения, но «выжил», сохранился и в 2014 году встал на постамент. Сейчас здесь располагается экспозиция, состоящая из личных вещей летчиков-ветеранов: книги, награды, военная форма, документы и, конечно же, «гаджеты», без которых раньше не выполнялся ни один полет – логарифмические линейки и предшественник современного навигатора – планшет с картой местности. В центре экспозиции – боевое знамя 56-го авиаполка с прикрепленным к нему орденом Красной Звезды, полученным в 1983 году в Афганистане за проявленные летчиками мужество и отвагу.
– От каждого экспоната веет историей. Вот, например, небольшой кусочек металла с рваными краями. Знаете, что это? Осколок бомбы. Его нам принес ветеран Афганской войны. Такая «смерть» – острая, раскаленная и тяжелая – пролетела в метре от него, – рассказывает Андрей Пучко. – А ведь история легендарной авиабазы началась именно на афганской земле. В 1980 году для оказания братской помощи местному населению был сформирован 50-й отдельный смешанный авиационный полк (ОСАП). Среди основных задач была перевозка личного состава и грузов, десантирование войск, а также авиационная поддержка боевых действий воинских частей и подразделений сухопутных войск.
Еще один свидетель истории – советский истребитель Су-9 – установлен на плацу перед штабом. На табличке надпись: «Воздушные просторы покорившим, защите Родины жизнь посвятившим». В память о погибших воинах-авиаторах на территории авиабазы возведена и деревянная часовня в честь пророка Божия Илии – покровителя воздухоплавателей. А еще высажен яблоневый сад, установлено множество архитектурных конструкций, есть даже пчелиная пасека. Символично здесь смотрится и скульптура первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
Управлять летательным аппаратом – целая наука! Мало знаний, нужны постоянные тренировки. Отрабатывать навыки пилотирования летчики могут на современных тренажерах. От обилия приборов и кнопок в кабине пилота – хоть они и находятся в смоделированной кабине – начинает кружиться голова. Но от предложения посидеть за штурвалом и почувствовать себя командиром экипажа или штурманом никто из гостей не отказался. И даже совершая виртуальный полет над Минском, журналисты отметили ощущение полной реальности. И спасибо опытному инструктору, благодаря которому «посадка» вертолета на полосу прошла благополучно.
Военно-транспортный самолет Ил-76 виден издалека. Рядом с этим тяжеловесом (94 тонны) стоит и другая техника, но крылатый «богатырь» отличается от других бортов какой-то особой статью.
– Он не самый большой в мире по размерам, но по многофункциональности Ил-76 не превзошел никто. Транспортник, заправщик, поисково-спасательный, десантник, летающий госпиталь – это уникальная машина. А еще самолет может эксплуатироваться в жестких климатических условиях при экстремально низких и высоких температурных режимах. Настоящий трудяга, но мы его ласково называем «Илюша», а перед тем, как подняться на борт, всегда здороваемся, – с гордостью рассказывает о своем крылатом товарище Андрей Александрович. – Кстати, именно на Ил-76 был доставлен гуманитарный груз в Пекин в 2020 году. И на нем же забирали помощь спустя некоторое время уже для нашей страны. Мы летели беспосадочно почти 9 часов в составе двух экипажей, в каждом по 6 человек: командир, помощник командира, штурман, 2 борт-техника и радист.
Сегодня перед крылатыми эскадрильями много важных задач. Самая главная – надежная защита воздушных рубежей нашей Родины. Также личный состав круглосуточно ведет дежурство по поисково-спасательному обеспечению государственной авиации, выполняет межгосударственные программы и доверенности в интересах ООН, доставляет гуманитарные грузы и помощь в районы стихийных бедствий, техногенных катастроф.
Есть у них и особая почетная миссия: именно летные экипажи 50-й САБ открывают воздушную часть парада войск, посвященного Дню Независимости Республики Беларусь.
Лидия
СЕРГЕЕВА