Капитальный подход
Почти полтора десятилетия назад в локомотивном депо Лунинец впервые на Белорусской железной дороге начали осваивать ремонт специального самоходного подвижного состава. Тогда, в 2010 году, на предприятии стартовали практически с нуля. Подготовили документацию, изготавливали стенды, обучали персонал. Постепенно осваивали новые виды ремонта, увеличивали объемы…
– Только за минувший год мы обновили 11 единиц ССПС. Это грузовая дрезина ДГКУ, погрузочно-транспортный мотовоз серии МПТ, монтажные площадки и крановые установки автомотрисы АДМ-1 и другая техника не только предприятий Барановичского отделения, но и всей Белорусской магистрали, – рассказывает мастер участка по ремонту специального самоходного подвижного состава локомотивного депо Лунинец Константин Мельянец. – Постоянно расширяем поле для деятельности, осваивая ремонт новых видов техники. Так, в 2023-м это коснулось монтажных площадок и крановых (силовых) установок автомотрисы АДМ-1, позволяющей обслуживать контактную сеть на электрифицированных участках дороги. Технологию разработали самостоятельно, изучив техническую документацию. В ходе оздоровления технику разбираем, затем проводим дефектовку, очистку, ревизию, регулировку, выбраковку и замеры узлов, а также их ремонт – своими силами или в профильных участках депо. После – сборка, покраска, тщательная проверка и обкатка. Периодичность ремонта напрямую зависит от количества выработанных моточасов. Для данной серии ССПС это 5 тыс., если речь идет о среднем ремонте, и 10 тыс. – при капитальном.
Для качественного ремонта специального самоходного подвижного состава на участке осуществляются все необходимые технологические процессы и есть нужное оборудование. В частности, грузоподъемные механизмы, кран-балки, устройство для подкатки и выкатки колесных пар и другие приспособления для монтажа и демонтажа элементов ССПС.
– Активно используем и собственные разработки, – отмечает Константин Мельянец. – Например, стенды для обкатки редукторов, генераторов и компрессоров, а также двигателей в горячем состоянии после ремонта. И это лишь небольшая часть. Начиная оздоровление нового вида техники, мы изготавливаем приспособления для испытаний и обкатки ее элементов перед непосредственной установкой на подвижной состав. Кроме того, стараемся все ремонтопригодные механизмы восстанавливать, а не закупать новые. Благодаря этому удается снижать затраты и экономить значительные средства. В настоящее время активно работаем над созданием стенда для испытания гидроцилиндров и гидрораспределителей.
На участке по ремонту специального самоходного подвижного состава трудится немало новаторов, в их числе и сам Константин Мельянец. Частью коллектива локомотивного депо Лунинец и в целом Белорусской он стал в 2017-м. Свой профессиональный путь вчерашний выпускник БелГУТа начинал бригадиром, а в феврале 2022-го уже стал мастером. Транспортный вуз и отрасль молодой человек выбрал по примеру родителей: мама Мария Никитична до выхода на заслуженный отдых тоже работала в депо, а отец Константин Антонович здесь же начинал помощником машиниста. В настоящее время возглавляет отдел эксплуатации импортных путевых машин Центра механизации путевых работ. Именно папа привил Косте любовь к технике (в том числе железнодорожной). Сейчас молодой мужчина уже сам рассказывает дочерям, как устроена та или иная конструкция, механизм.
– Мне по-прежнему нравится ремонтировать различные устройства или машины, изучать и использовать новый инструмент, делать что-то своими руками для дома, будь то мангал или зона для барбекю. Если хочется отвлечься и «перезагрузиться», как можно активнее провожу время с семьей или еду на рыбалку, – рассказывает Константин. – Не меньший интерес, чем в детстве, сохранился и к железнодорожной технике. Помню, когда впервые увидел тепловоз, был удивлен тому, как управляют этой техникой и ее ремонтируют. Повзрослев, решил этот вопрос изучить более углубленно. Именно поэтому поступил в БелГУТ и стал железнодорожником (улыбается).
Как признается собеседник, работать с подвижным составом ему очень интересно, особенно с новыми моделями. Это «погружает» в технику с головой, чтобы хорошо изучить «начинку», схему функционирования, механизм разборки-сборки, починить, что крайне увлекательно.
– В том числе за это мне и нравится моя работа, я не жалею, что нахожусь именно здесь, – отмечает Константин. – Не менее важная причина – люди. Коллектив участка из 20 человек, как и всего депо, очень сплоченный. Здесь трудятся слесари по ремонту подвижного состава, столяры и маляры. Все технически грамотные и опытные специалисты, готовы в любой ситуации поддержать, подсказать и прийти на помощь друг другу.
У многих за плечами десятилетия трудового стажа. Они – пример для молодежи, у которой тоже есть чему поучиться старожилам. Я стараюсь к каждому находить подход. Как мастер обеспечиваю людей всем необходимым для качественного и своевременного выполнения поставленных задач. Кроме того, контролирую соблюдение правил охраны труда и условий технологии ремонта, закрываю табели, веду документацию, оформляю заявки на закупки и не только. Круг обязанностей широк, и ответственность немаленькая. Но это не пугает, ведь я убежден: если что и делать, то только на совесть. В перспективе хотелось бы, чтобы наш участок укрупнился, и мы продолжали осваивать капитальный ремонт новых видов техники, тем самым увеличив объемы.
Анастасия МЕЛЕХОВА