Апрель
Чт
18
2024

Хозяйки своей судьбы

Несмотря на непростую специфику труда, на железной дороге немало представительниц прекрасного пола. Можно смело сказать, что существует не одна династия, в которой любовь к магистрали передается по женской линии. И мои сегодняшние героини из этого числа. Стаж четырех поколений семьи уверенно приближается к полуторавековой отметке. Коренные могилевчанки, железнодорожницы, красивые и талантливые – это все о них.

Елена Ивановна с дочерью Мариной

Юрисконсульт юридического отдела Могилевского отделения Марина Мазуркевич историю своего рода знает хорошо. Во многом это заслуга ее мамы Елены Ивановны Терещенко, которая бережно хранит документы и фотоснимки, принадлежавшие разным поколениям семьи. Она интересный рассказчик с уникальной памятью, в которой прочно зафиксированы важные даты, события и имена.

Родоначальница династии
Юлия Емельяновна Александрова

Первой на железную дорогу пришла прабабушка Марины Мазуркевич. Юлия Емельяновна Александрова родилась в 1906 году и до самой пенсии трудилась в локомотивном депо. Была рассыльной, а начинала обтирщицей паровозов. На эту непростую работу шли преимущественно женщины, тут ценились терпение и выносливость. «Мы жили через дорогу от вокзала, и я часто бегала к бабушке на работу. Видела, как мыли паровозы. Там все было в мазуте, так что представьте, в каком виде были эти женщины», – вспоминает Елена Ивановна. Не обошли эту семью и горести войны. Во время Великой Отечественной Юлия Емельяновна с детьми жила в Белыничах, а после освобождения Могилева вернулась в родные места. Вот только на месте своего дома женщина увидела руины.
– Бабушке тогда дали жилье в железнодорожном клубе. Это здание также пострадало от бомбежек, но его частично восстановили. На первом и втором этажах шли репетиции, работали кружки, а третий отвели под общежитие. Жили очень тяжело, – рассказывает Елена Терещенко. – Кстати, именно в этом железнодорожном клубе я и родилась! Бабушка рассказывала, как я совсем маленькая лежала на кровати и плакала, а надо мной была дырявая крыша… Интересно, что она все-таки рухнула и буквально на следующий день после того, как мы переехали в новую квартиру.

София Александровна Орловская

Не вернулся с фронта муж Юлии Емельяновны. Всего несколько дней он не дожил до Великой Победы. Александр Леонович погиб 23 апреля 1945 года в далекой Германии. Все тяготы быта легли на хрупкие женские плечи. Вслед за мамой после окончания 10 классов на магистраль пришла ее дочь София. И осталась на целых 47 лет. С фотокарточки на нас смотрит молодая девушка – настоящая красавица, будто сошедшая с киноэкрана. В воспоминаниях родных и знакомых она осталась еще и очень светлым человеком. А как иначе? Ведь все годы работала в райпрофсоже Могилевского отделения, вникала в проблемы людей, помогала, давала советы. «И она, и бабушка были очень добрыми. Про таких говорят, что даже мухи не обидят. Они научили меня справедливости, хорошему отношению к людям, показали, как важно ценить свою семью», – с гордостью говорит Елена Терещенко.
– Я и сама пришла на магистраль после окончания 8 классов. С 1967-го по 1969-й была курьером в локомотивном депо Могилев, а затем перешла в механизированную дистанцию погрузочно-разгрузочных работ («Могилевгрузсервис»). Работала секретарем-машинисткой. Вспоминаю то время с теплотой, столько всего делалось, столько людей прошло перед моими глазами. Запомнились начальники дистанции разных периодов – Анатолий Пахомов, Александр Барбарич, Александр Анчук… Коллектив был изумительный, – делится собеседница. – На заслуженный отдых я ушла в 2007-м, а потом еще 15 лет была председателем совета ветеранов предприятия.

Рабочие будни секретаря-машинистки Елены Терещенко(конец 60-х – начало 70-х)

Елену Ивановну можно, пожалуй, назвать вечным двигателем этой семьи. В свои 72 года она остается активной и заряжает окружающих своей неиссякаемой энергией. «Спорт для меня – все! Я бы еще в футбол сыграла», – смеется ветеран. Такой «зажигалкой» она была с детства. Занималась легкой атлетикой, лыжами, настольным теннисом. Не раз участвовала в различных соревнованиях. Буквально еще два года назад Елена Терещенко отстаивала честь области у теннисного стола. А не так давно женщина увлеклась тибетской гимнастикой. Пробовала свои силы в творчестве. Несколько лет Елена Ивановна пела в хоре ветеранов «Магистраль» КСЦ Могилевского отделения. С куклами собственного изготовления она не раз занимала призовые места на выставках, а сейчас увлеклась изготовлением садовых фигурок из гипса и рисованием картин по номерам. И почему-то кажется, что это далеко не все ее таланты, часть из которых передалась дочерям. И если Ирина во многом похожа на маму своим активным характером (она педагог, но является также кандидатом в мастера спорта по фехтованию), то Марина, как и старшее поколение семьи, выбрала своей судьбой железную дорогу. Этому «увлечению» уже 15 лет. После выхода Елена Ивановны на пенсию у печатной машинки в «Могилевгрузсервисе» ее сменила дочь. К тому времени Марина Владимировна заочно окончила педагогический колледж и имела опыт работы секретарем.

Мы нередко говорим фразу «дорога, ставшая судьбой», и в отношении четырех поколений женщин этой семьи она как никогда верна. Юлия Емельяновна Александрова, София Александровна Орловская, Елена Ивановна Терещенко – придя когда-то на магистраль, они не изменяли ей до конца трудовой деятельности.

– Саму работу я знала неплохо, но пришлось вникать в специфику магистрали и предприятия, учиться разбираться в технике. Этот период дал мне большой опыт общения, развил коммуникативные навыки, – поясняет Марина Мазуркевич. – А потом я поняла, что хочу двигаться дальше, поэтому в 30 лет поступила в Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, получила юридическое образование. Какое-то время трудилась специалистом в отделе кадров.

Всегда были рядом: София, Елена и юная Марина с отцом Владимиром Михайловичем

В этот период только укрепилась в стремлении сменить профессию секретаря. И вот с 2022 года я работаю юристом в Могилевском отделении. На всех этапах чувствовала поддержку своей семьи. Прабабушку, к сожалению, не застала, но всегда знала о ней, знала ее историю. С бабушкой Софией при ее жизни мы очень тесно общались, созванивались чуть ли не ежедневно и виделись не только в праздники. Говорят, я на нее очень похожа какими-то внешними чертами, поведением. Хочется верить, что мне передалось ее чувство стиля, ведь она всегда хорошо выглядела, была настоящей женщиной! Но у нас в роду все девушки такие, да и секретарь – это лицо предприятия, а оно должно быть красивым. А еще я, как и София Александровна, какое-то время была связана с профсоюзной работой, руководила первичкой, и мне эта работа нравилась, старалась помогать людям.
Мы нередко говорим фразу «дорога, ставшая судьбой», и в отношении четырех поколений женщин этой семьи она как никогда верна. Юлия Емельяновна Александрова, София Александровна Орловская, Елена Ивановна Терещенко – придя когда-то на магистраль, они не изменяли ей до конца трудовой деятельности. Работали достойно, о чем свидетельствуют многочисленные поощрения и награды, которые также бережно хранятся в семейном архиве. Среди них две медали «Ветеран труда» (Софии Александровны, а также Елены Ивановны, которая помимо прочего является «Почетным ветераном»). Сейчас слово за младшей из этой женской династии – Мариной Мазуркевич. эта плеяда железнодорожниц может пополниться и мужчинами. У Елены Ивановны трое внуков. И если старшие внучки уже выбрали профессии, то шестилетний Александр еще только начинает пробовать эту жизнь на вкус. Примеры перед ним самые достойные: мама Марина и папа Сережа, который работает в Могилевском вагонном депо. Да и основа у этого рода надежная – несколько поколений трудолюбивых, мудрых и красивых женщин. На которых, как на пуговках, все держится.

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика