Декабрь
Ср
11
2024

День в истории

В этот день в 1902 году император Николай II распорядился построить Московскую окружную железную дорогу.

Такое решение во многом опередило свое время. Полноправной границей города еще с конца XVIII века был Камер-Коллежский вал – бывшая высокая земляная насыпь, окруженная снаружи рвом и заставами, а затем ставшая кольцом улиц в Москве, следующим за Садовым кольцом. Но город постоянно рос, и вскоре стало ясно, что транспортное сообщение нуждается в новых решениях. В 1879-м в состав Москвы вошли Сокольники, и транспорт Белокаменной с трудом справлялся с нагрузками. Улицы древнего города тесны, их переполняло множество экипажей и пешеходов.
Предлагаемые варианты решения проблемы казались неэффективными. Зачастую камнем преткновения становились недостаток денежных средств или сложность реализации. Министр путей сообщения России Сергей Витте писал: «Строили вдаль и вширь, но не вглубь… Сама мысль о кольцевой железной дороге казалась чересчур смелой».
Многие инженеры доказывали, что гораздо выгоднее построить несколько новых прямых магистралей вместо кольца, чтобы связать Москву с теми районами, где железные дороги еще не были проложены.
Существовали и трудности объективного характера: к примеру, что делать с уже построенными станциями, полустанками и складами, которые не вписывались в планы кольцевой дороги? Часть линий и ветвей требовалось спрямлять, некоторые – строить. Еще одна трудность – рельеф местности, он не везде подходил для строительства. К началу ХХ века конку стал заменять трамвай. Однако и он не облегчил ситуацию на дорогах. Развоз по городу грузов становился очень затруднительным, опасным и дорогим.
В 1898 году Николай II объявил Московской городской думе о желательности строительства кольцевой железной дороги. В конкурсе проектов победила идея инженера Петра Рашевского (на фото). По его замыслу, двухпутное железнодорожное кольцо длиной 50,64 версты (54 км, с учетом примыкающих ветвей и подъездных путей – 145 км) предназначалось не только для грузовых перевозок, но и для пассажирского движения. Сметная стоимость составляла 55 млн. рублей (позже расходы сократили до 38,7 млн.).
Строительство начали в 1902 году. Дорога имела большое государственное значение, поэтому к участию в проекте привлекали лучших российских инженеров и архитекторов. На расходы не скупились. Император собственноручно начертал на титульном листе проекта Рашевского: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид».
Помимо кольца построили 22 однопутные соединительные ветви со всеми магистральными железными дорогами, 14 станций, 2 остановочных пункта, 3 телеграфных поста (в том числе 2 на соединительных ветвях), 72 моста, в том числе 4 через Москва-реку, 30 путепроводов, 185 водопропускных сооружений, 19 пассажирских зданий, 11 путевых казарм и 21 полуказарму для рабочих, 87 сторожевых домов, 30 жилых домов, 14 пакгаузов…
В июле 1907 года по кольцевой дороге проехал первый поезд. В 1908-м объявили, что магистраль стала частью Николаевской железной дороги. Пассажирское сообщение – четыре поезда в день, что было очень удобно для рабочих, ведь линия в значительной степени проходила через промышленные окраины. Поезда отправлялись с Николаевского вокзала, а выходили на кольцо на станции Пресня. Здесь движение разделялось на две части: один поезд следовал по часовой стрелке, а другой – против.
Реализация смелого проекта позволила не только решить транспортную проблему в самой Москве, но и связать между собой пригороды Первопрестольной.

Яндекс.Метрика