Системность и взаимодействие
Семинар-совещание «Год качества на железнодорожном транспорте» прошел в Гомеле на базе ведущего транспортного вуза страны – БелГУТа. Участниками мероприятия стали руководители и специалисты Белорусской магистрали, а также представители науки, промышленных организаций, производящих продукцию железнодорожного назначения.
В форуме также приняли участие представители ОАО «РЖД»: в частности, Центра технического аудита, Департамента технической политики, Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». В фокусе внимания были различные аспекты Года качества, объявленного в 2024 году в нашей стране. В том числе рассматривались результаты реализации республиканской программы «Качество 2021 – 2025» и плана мероприятий по проведению Года качества, была дана оценка достигнутых результатов.
Человеческий фактор
С приветственным словом выступили главный инженер Белорусской железной дороги Сергей Новодворский и проректор по научной работе БелГУТа Александр Ерофеев.
Сергей Александрович отметил, что с учетом общегосударственных приоритетов в 2024-м на БЖД самое пристальное внимание уделяется повышению качества транспортных услуг. По его словам, развитие конкуренции на транспортном рынке предъявляет новые требования к качеству, во многом обусловленные балансом между запросами потребителей и стоимостью услуг. С учетом этого повышение конкурентоспособности железной дороги должно достигаться благодаря бережному и продуманному отношению к ресурсам, реализации высокотехнологичных и энергоемких проектов, приоритету качественных показателей перед количественными.
– Важный вклад в повышение качества вносят проводимые отраслевым университетом научные исследования, которые выполняются в тесном взаимодействии со специалистами
В развитие республиканского плана мероприятий по проведению Года качества на БЖД разработан и успешно воплощается дорожный план мероприятий.
Белорусской железной дороги, – констатировал Сергей Новодворский. – Считаю, что данный семинар позволит перейти от решения локальных задач, стоящих перед организациями дороги, к формированию новых инициатив, направленных на повышение качества оказываемых услуг в железнодорожной отрасли и укрепление ее экономической безопасности в целом.
Проректор по научной работе БелГУТа Александр Ерофеев высоко оценил эффективность взаимодействия с Белорусской магистралью. Он отметил, что данный международный форум и другие диалоговые площадки создают стимулы для дальнейшего сотрудничества.
Александр Александрович обратил внимание на то, что повышение качества товаров и услуг в любой деятельности в значительной степени зависит от людей, их мотивированности и целеустремленности. Поэтому сегодня особенно актуальны вопросы подготовки кадров, повышения их квалификации и компетенции. Именно БелГУТ, являясь важнейшим отраслевым вузом, готовит высококвалифицированных и востребованных специалистов.
Комплексный подход
Заинтересованность в развитии сотрудничества высказал и начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством – главный метролог Белорусской железной дороги Владимир Фролов. Он выступил с докладом, в котором проанализировал ход реализации на магистрали мероприятий республиканской программы «Качество 2021 – 2025», а также обозначил дальнейшие приоритеты в данной сфере.
– Главная задача производителей и эксплуатирующих организаций железнодорожной отрасли – не просто повысить качество, но и выстоять в условиях повышенных рисков, приумножив то, что было создано и накоплено предыдущими поколениями, – подчеркнул Владимир Фролов.
На Белорусской магистрали соответствующие мероприятия предусмотрены дорожной программой, рассчитанной на 2021 – 2025 годы.
Среди приоритетных задач – повышение качества продукции железнодорожного назначения, производимой и поставляемой на магистраль посредством формирования и установления актуальных требований, рост эффективности и результативности внедренных систем качества.
Не менее важны задачи по формированию единых подходов на пространстве Евразийского экономического союза в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.
Значительное внимание уделяется отраслевой стандартизации. Дорожный фонд технических нормативных правовых актов и нормативно-технических документов Белорусской магистрали насчитывает более 4,9 тыс. документов.
В настоящее время на БЖД завершается разработка собственной Информационно-поисковой системы «ТехДокумент БЧ». Ее целями и задачами является формирование на дорожной цифровой платформе структурированного «корпоративного хранилища» документов. Первоочередным этапом создания цифровых двойников документов является их классификация по нескольким признакам: область применения, объект стандартизации, принадлежность к отраслевому хозяйству и др.
Стоит выделить и такие направления, как совершенствование деятельности метрологических лабораторий, разработка и внедрение систем менеджмента, модернизация действующих автоматизированных систем и применение новых.
В целях снижения риска поступления на БЖД несоответствующей и, главное, небезопасной продукции, в том числе для усиления контроля качества поставок налажено тесное взаимодействие с Центром технического аудита ОАО «РЖД». Между руководителями смежных структур подписан ряд соглашений для обеспечения технологической независимости железнодорожного транспорта.
В развитие республиканского плана мероприятий по проведению Года качества на Белорусской магистрали утвержден и реализуется дорожный план, включающий 63 мероприятия по шести ключевым блокам, направленным на повышение конкурентоспособности услуг, обеспечение качественных показателей за счет стимулирования инициативы, бережное и продуманное отношение к ресурсам, формирование личной ответственности персонала.
В реализации комплексных мероприятий задействованы 50 структурных подразделений и организаций дороги, а также организаций, акции которых переданы в управление Белорусской железной дороге.
Традиции бережливости
Аналогичные приоритеты актуальны и для российских железнодорожников. Об этом заявил в своем выступлении заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Артур Акопян. У наших соседей развитие системы управления качеством направлено, в частности, на регулирование нормативной базы, повышение компетенций персонала и формирование корпоративной культуры, цифровизацию процессов.
В рамках семинара-совещания выступили и другие представители Белорусской магистрали, ОАО «РЖД», производители продукции железнодорожного назначения. В ходе живого общения эксперты обсудили актуальные вопросы сферы управления качеством, наметили приоритеты сотрудничества.
Главный инженер Московской железной дороги Дмитрий Шустов подробно рассказал об опыте разработки и внедрения на магистрали системы бережливого производства. Такая концепция бизнеса ориентирована на создание привлекательной ценности для потребителя с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь. Специалисты выделили основные их виды: перепроизводство, задержки, транспортировка, избыток запасов, перемещения, дефект, дополнительная обработка, неиспользование человеческого потенциала. Первоочередное их сокращение позволяет в значительной мере улучшить качество товаров и услуг, повысить экономическую эффективность деятельности.
О подходах к управлению комплексной системой качества, опыте и традициях, существовавших на Белорусской железной дороге в прежние десятилетия, рассказал активный участник Организации ветеранов магистрали, а в прошлом заместитель главного инженера БЖД Владимир Степук. Он призвал помнить и ценить достижения прежних поколений железнодорожников и, развивая традиции и принцип преемственности, всячески поддерживать инициативную молодежь.
Надежный контакт
На форуме выступили руководители ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод» и ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод» – предприятия с более чем вековой историей, которые неразрывно связаны с Белорусской железной дорогой. Первый – лауреат Премии правительства Республики Беларусь за достижение в области качества и надежный поставщик продукции для Белорусской магистрали и других клиентов.
Участники мероприятия посетили предприятия, производящие продукцию железнодорожного назначения, где ознакомились с номенклатурой производства, потенциалом развития. Продукция Гомельского электромеханического завода хорошо известна локомотивным и вагонным депо, дистанциям пути, сигнализации и связи. Она востребована не только в Беларуси, но и за рубежом. Предприятие регулярно обновляет производство, активно участвует в программе импортозамещения. Гомельский электротехнический завод обеспечивает потребности Белорусской магистрали и других клиентов, в том числе зарубежных, в электроприводах, аппаратуре питания устройств электрообогрева стрелочных переводов, ином оборудовании. Большое внимание уделяется повышению качества и стандартов надежности.
Руслан АНАНЬЕВ