В своем деле – мастера
Коллектив пункта коммерческого осмотра станции Минск-Сортировочный по итогам работы в 2023 году стал лауреатом дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича. Это подтверждает высокий профессионализм столичных железнодорожников и их существенный вклад в безопасность движения поездов и сохранность перевозимых грузов.
Такой почетной награды коллектив удостоен впервые, что дает повод для заслуженной гордости. Символично, что именно с этого подразделения газета начинает цикл материалов о лауреатах дорожной премии.
– Конечно, это очень высокая оценка нашего труда. Если честно, мы не ожидали: работали в привычном режиме, старались добросовестно выполнять свои основные обязанности, связанные с коммерческим осмотром грузовых поездов, – отмечает начальник ПКО Петр Говор. – Это общая награда, и свою лепту внес каждый представитель нашей сплоченной команды. Со многими я работаю с первых дней образования ПКО в апреле 2011 года. Ранее коммерческим осмотром составов занималась Военизированная охрана Белорусской железной дороги. И практически 70% персонала составляют в прошлом стрелки ВОХР, у которых за плечами многолетний опыт по охране и защите грузов. Это люди слова и дела. Доверяю им как себе – знаю, не подведут.
Еще в бытность СССР станция Минск-Сортировочный входила в число ключевых на сети дорог МПС. Значима она и сегодня – это самая крупная сортировочная станция на Белорусской магистрали. И чтобы груз дошел до адресата в целости и сохранности, при обеспечении безопасного движения поездов, это во многом зависит от коллектива пункта коммерческого осмотра. Работа ведется и днем и ночью сразу в четырех парках станции. В каждом оборудованы посты ПКО, оснащенные всем необходимым: постоянным запасом материалов и инструментов для устранения коммерческих неисправностей, устройствами связи. В смене трудятся 8 приемщиков поездов. В среднем за это время они осматривают порядка 50 грузовых составов как местного формирования, так и прибывших из Орши, Осиповичей, Барановичей, Молодечно.
Приемщики поездов Дмитрий Титенок и Алексей Маков в ПКО перешли также из Военизированной охраны, поэтому знали, насколько ответственна и важна выбранная ими работа. За прошедшее время не только изучили все типы подвижного состава, но даже по рессорам тележек вагона могут определить, груженый он или порожний.
– Перечень коммерческих неисправностей вагонов достаточно обширен. При этом важно то, к какому типу относится перевозимый груз. Некоторые неисправности заметны уже при визуальном осмотре подвижного состава, – вводит в курс дела Дмитрий Титенок.
– Например, в движении хорошо видны просыпания, течи, – продолжает Дмитрий Титенок. – Чтобы не упустить ни одной детали, поезд после остановки осматриваем с двух сторон, идем параллельно друг другу и переговариваемся. В зоне внимания – все, что выше тележки: правильность погрузки, расположение груза и его крепление, отсутствие внешних повреждений, соответствие погрузки требованиям нормативных документов, не сдвинут ли груз, не нарушены ли упаковка и средства крепления. Даже небольшой брус или обрезок, оставленный при погрузке по невнимательности, может во время транспортировки упасть на путь, заблокировать стрелочный перевод. Последствия такой ситуации непредсказуемы. Поэтому особое внимание всегда уделяем вагонам, груженым щебнем и лесоматериалами.
В случае с сыпучей номенклатурой работники ПКО станции Минск-Сортировочный иногда фиксируют просыпание. А вот при перевозке леса, как показывают многолетние наблюдения, проблем железнодорожникам могут добавить даже погодные условия.
– Например, бревна погружены и увязаны правильно по всей схеме, как требуется. Но в дороге пошел дождь, а потом слегка подморозило – и дерево покрывается тонким слоем льда. При движении или торможении может произойти смещение груза, – объясняет Алексей Маков. – Поэтому во время осмотра вагонов требуются предельная собранность, концентрация, ответственное отношение к делу. Также нужно не только обойти и осмотреть состав, но и сверить номера вагонов, проверить исправность запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и их количество. Они не должны быть повреждены, а номера – точно совпадать с тем, что указано в перевозочных документах.
Руководят процессом коммерческого осмотра два старших приемщика поездов. Один находится «в поле»: ведет учет и контролирует осмотр поездов, разрешает спорные ситуации, принимает решения. Все данные о вагонах, а также акты общей формы, оперативная информация вносится в компьютерную программу автоматизированного рабочего места (АРМ ПКО) второго старшего приемщика поездов.
В большинстве случаев устранение обнаруженных замечаний в вагонах минчане проводят качественно и в кратчайшие сроки, что свидетельствует о высоком уровне профессионального мастерства. Но порой требуется больше времени или дополнительные средства механизации, как, например, козловой кран. Тогда такие вагоны отцепляются от поездов и подаются на станцию Колядичи.
– Обеспечение перевозок с соблюдением технических требований – ответственная работа, в которой нет мелочей. По-другому быть не может, поскольку наша задача – обеспечить доставку груза адресату в целости и сохранности, – отмечает старший приемщик поездов Денис Шмерко. – Это требует и знания нормативно-технической документации. Мы постоянно пополняем наш профессиональный уровень в области грузовой и коммерческой работы. Ежемесячно проводятся технические занятия с работниками ПКО, на которых изучаются новейшие достижения при выявлении и устранении коммерческих неисправностей, безопасности движения и охраны труда. Всегда на контроле вопросы трудовой и производственной дисциплины.
В прошлом году работники ПКО станции Минск-Сортировочный осмотрели более 1,5 млн. единиц различных типов подвижного состава – полувагонов, цистерн, лесовозов, вагонов с контейнерами и хоппер-дозаторов – и не выпустили ни одного вагона с коммерческими неисправностями за пределы узла (среди них выявлено 36 непосредственно угрожающих безопасности движения). И с таким внушительным объемом работы справляется относительно небольшая команда. Под руководством Петра Говора трудится 41 человек, каждый полностью отдает себя любимому делу. А по-другому и быть не может. Процесс перевозки грузов приемщики поездов контролируют непрерывно, проверки осуществляют круглосуточно, независимо от погодных условий. Несмотря на все тяготы, представители ПКО рассказывают о своей работе с большим уважением.
Петр Говор возглавляет коллектив 13 лет. А вот его трудовой стаж в сфере грузовых перевозок почти в 4 раза больше – более 40 лет! После окончания Оршанского техникума железнодорожного транспорта в 1981 году он по распределению пришел на станцию Степянка приемосдатчиком груза и багажа. Позже работал на других должностях и станциях Минского отделения. Красноречивее слов о его профессиональных достижениях говорит то, что Петр Петрович – полный кавалер нагрудного знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы».
– Общая дорожная награда у нашего ПКО – первая и единственная, а вот личных побед у моих ребят много, – с гордостью говорит о своем коллективе Петр Петрович. – Так, по стопам отца в Военизированную охрану пришел в 1993 году на станцию Минск-Сортировочный старший приемщик поездов Виталий Цвирко. Начинал стрелком, а с 2011-го работает в ПКО. Удостоен знака «Выдатнік Беларускай чыгункі», нагрудного знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III и II степеней. Старший приемщик поездов Александр Аникиенко (на фото) отмечен Почетной грамотой Белорусской железной дороги. Лучшим в своей номинации на дорожном конкурсе стал приемщик поездов Иван Цвик. А Дмитрий Титенок, с которым вы уже познакомились, – не только профессионал, но и многодетный папа. В прошлом году вместе с детьми и супругой участвовал в отделенческом конкурсе «Мы – семья!».
Лидия
СЕРГЕЕВА