День в истории, 23 марта
23 марта 1916 года родился Федор Крылович – один из организаторов Осиповичского коммунистического подполья, руководитель партизанской диверсионной группы в годы Великой Отечественной войны.
Он появился на свет в Минске в семье железнодорожника. После семилетки поступил в витебский электротехникум, но бросил учебу из-за тяжелого материального положения родителей. Чтобы им помочь, 17-летний Федор пошел работать электриком на железнодорожную станцию и помощником уполномоченного в городской отдел физкультуры и спорта.
В 1937-м парня призвали в армию. Он воевал на Халхин-Голе и у озера Хасан, а также на Карельском перешейке.
22 июня 1941 года, узнав о начале войны, Федор пришел в военкомат. Но ему сказали, что железнодорожники нужны в тылу. Крылович продолжил работать на станции Осиповичи и стал подпольщиком.
В 1943-м с ним встретился секретарь Могилевского подпольного обкома ЛКСМБ, уполномоченный ЦК ЛКСМБ в зоне Осиповичи – Бобруйск Павел Воложин из партизанского отряда «Храбрецы» НКВД БССР. Он поручил расширить масштаб диверсий и акций саботажа на станции и в городе. Задание – взорвать эшелон с горючим в Могилевском (Северном) вагонном парке станции Осиповичи. Чтобы получить доступ к эшелону, прибывавшему сюда в ночь на 30 июля 1943 года, Федор повредил электропроводку входного светофора. Его вызвали для ремонта, и подпольщик сумел незаметно установить две магнитные мины на цистернах в начале и конце железнодорожного состава.
В результате взрыва и возникшего пожара были уничтожены четыре военных эшелона с боеприпасами и техникой: сгорели 63 вагона со снарядами, авиабомбами, танками «Тигр» и «Пантера», 23 платформы с бензином, 8 цистерн с автомаслом, 15 вагонов продовольствия, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад, станционные сооружения. Погибли около полусотни фашистских солдат. В течение 10 часов (!) над городом бушевало пламя.
Эта операция, известная как «Диверсия Крыловича», стала одной из крупнейших во время Второй мировой войны. Спустя много лет на станции Осиповичи открыли памятник комсомольцу-герою. Его именем назвали одну из улиц города, установили мемориальную доску.
23 марта 1963 года от Минска до Бреста проследовал первый поезд с тепловозом серии ТЭ7 под управлением машиниста Николая Каяло.
Этот пассажирский локомотив с электрической передачей выпускали в СССР с 1956-го по 1964 год.
В 1955-м было принято решение о проектировании пассажирского тепловоза на базе грузового ТЭ3. Изначально его проектную скорость определили на уровне 140 км/ч, однако по результатам эксплуатации (с целью ограничения воздействия на путь) она составила 100 км/ч.
По итогам тягово-эксплуатационных испытаний на линии Москва – Ленинград в 1957-м в конструкцию внесли ряд дополнительных изменений, связанных в первую очередь с экипажной частью (скользящие опоры кузова, рессорное подвешивание с уменьшенным трением и т. д.).
Первые тепловозы серии ТЭ7 поступили в локомотивное депо Ленинград-Пассажирский-Московский, где обслуживали дневные экспрессы между двумя городами вплоть до полной электрификации линии в 1962 году. Вначале эти машины обслуживали курьерские и скорые поезда на линии Москва – Ленинград и Москва – Киев. Расстояние 650 км из столицы СССР в город на Неве состав преодолевал за 6 часов 20 минут. С 1963-го тепловозы этой серии стали водить пассажирские поезда на других маршрутах. К началу 1976 года на советских железных дорогах находилось 225 секций тепловозов серии ТЭ7. Пассажирские локомотивы этой серии поступали и на Белорусскую магистраль – девять единиц в локомотивное депо Минск.
Всего Харьковский, а затем и Луганский тепловозостроительные заводы выпустили 113 таких локомотивов. Последним местом их регулярной эксплуатации до середины 1990-х было депо Иваново Северной магистрали. Такие тепловозы сегодня можно увидеть только в музеях железнодорожной техники.