По надежному пути
Итоги выполнения путевых работ в минувшем году и задачи на 2024-й обсудили участники выездного заседания технико-экономического совета БЖД. Он прошел в Осиповичах под председательством начальника Белорусской железной дороги. Участники мероприятия также ознакомились с производственными мощностями двух предприятий города: завода железобетонных конструкций – филиала ОАО «Дорстроймонтажтрест» и завода транспортного машиностроения.
Открывая заседание, начальник дороги Владимир Морозов отметил очень важный вклад работников путевого хозяйства в обеспечение устойчивой деятельности Белорусской магистрали, надежного и полного удовлетворения потребностей общества и экономики страны в перевозке пассажиров и грузов. Путейцы содержат и совершенствуют инфраструктуру, создают необходимые условия для безопасного движения поездов.
В последние годы внешнеполитические факторы негативно отразились на деятельности Белорусской магистрали, повлияли на ее финансовые и экономические возможности. Значительно изменились и направления основных вагонопотоков.
Это поставило перед работниками хозяйства пути, как и перед остальными представителями отечественной магистрали, новые серьезные задачи, требующие незамедлительного решения. Необходимо чутко реагировать на вызовы времени, оперативно корректировать планы и своевременно их реализовывать. При этом особенно важно максимально эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, рачительно относиться к каждому рублю, литру топлива, материалам, необходимым для содержания и развития путевой инфраструктуры.
Владимир Михайлович подчеркнул, что задача всех участников выездного ТЭСа – беспристрастно проанализировать результаты 2023 года, а также первого квартала нынешнего и четко определить ключевые направления путевых работ в 2024-м. Следует учитывать и то, чтобы назначение «окон», необходимых для обновления инфраструктуры, оказывало минимальное влияние на график движения поездов и объем перевозки пассажиров и грузов.
Вместо дерева – железобетон
С основным докладом выступил начальник службы пути Николай Мамсиков. По его словам, в минувшем году работа путевого комплекса была направлена, как и прежде, на максимальное снижение эксплуатационных расходов за счет повышения эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
В 2023-м путейцы выполнили восстановительный ремонт 155 км пути (в том числе на новых материалах – свыше 95 км), уложили более 160 км плетей бесстыкового пути, 45 комплектов стрелочных переводов заменили новыми. Для усиления верхнего строения пути 169 стрелочных переводов переуложили с деревянного основания на железобетонное.
Оценка рельсовой колеи по дороге составила в минувшем году 15 баллов при плане 33. По сравнению с 2022-м показатель улучшился.
В целом за последних четыре года благодаря последовательной и системной работе по повышению надежности инфраструктуры и сокращению текущих эксплуатационных расходов на Белорусской магистрали протяженность путей на деревянном основании уменьшилась почти на 230 км.
Эффект импортозамещения
Николай Мамсиков проинформировал, что среди других приоритетов хозяйства – снижение зависимости от поставок импортной продукции. В рамках этой работы в минувшем году служба пути продолжила тесное взаимодействие с хозяйственными обществами, акции которых переданы в управление Белорусской железной дороге.
Такое сотрудничество приносит хорошие результаты. В частности, ряд предприятий страны освоил производство подкладок для стрелочных переводов и получил сертификаты соответствия требованиям технического регламента. Гомельский электромеханический завод и Барановичский завод автоматических линий готовы предложить в необходимом количестве эти изделия для стрелочных переводов типа Р-65 основных марок. Барановичское предприятие также освоило выпуск болтов для рельсовых стыков. Сейчас ведется работа по сертификации стыковых накладок.
Службой пути совместно с Гомельским электромеханическим заводом и Осиповичским заводом железобетонных конструкций доработан узел рельсового скрепления типа СБ, который позволяет обеспечить укладку железобетонных шпал в кривые участки пути радиусом менее 350 метров. Это устройство в 2023 году прошло опытную эксплуатацию в Брестском и Витебском отделениях магистрали. Кроме того, подготовлена необходимая техническая документация, на основании которой в начале нынешнего года предприятие «Ремпуть» получило сертификат соответствия на рельсовое скрепление. Осиповичским ЖБК проводится сертификация железнодорожных брусьев для стрелочных переводов марки 1/6, а также шпал для кривых радиусом менее 350 метров. Это создает хорошие предпосылки для продолжения процесса замены оснований стрелочных переводов и путей (в том числе на искусственных сооружениях) с деревянных на железобетонные.
Для уменьшения нарастания бокового износа рамных рельсов и остряков планируется изучить возможность производства на Осиповичском ЖБК железобетонных брусьев для установки контррельсов-протекторов перед остряками стрелочных переводов.
Для обеспечения надлежащего качества наплавки рельсов в Центре механизации путевых работ разработано и прошло опытную эксплуатацию устройство для предварительного подогрева рельсов. Эта новинка в несколько раз дешевле по сравнению с аналогичными предложениями других производителей. В текущем году планируется его внедрение во всех дистанциях пути.
Задачи на 2024-й
Большие объемы работ запланированы и на 2024 год. Как проинформировал Николай Мамсиков, предусмотрен восстановительный ремонт более 160 км пути, а также укладка рельсовых плетей бесстыкового пути общей протяженностью свыше 200 км и переукладка 450 стрелочных переводов с деревянного основания на железобетонное. Кроме того, необходимо капитально отремонтировать более 50 искусственных сооружений, выполнить средний, капитальный и капитально-восстановительный ремонт около полусотни единиц специального подвижного состава и другие актуальные задачи.
В тесном взаимодействии с локомотивной и другими службами продолжается работа по снижению себестоимости путевых работ, рачительному использованию топлива и важнейших материалов верхнего строения пути, а также по предотвращению хищений имущества Белорусской магистрали.
Особое внимание уделяется кадровому вопросу. Для текущего содержания путей предполагается, в частности, привлекать в студотряды учащихся отраслевых учебных заведений. С каждым годом такой формат становится все более популярным и расширяет географию. Если в 2021-м на одной дистанции трудились около 50 человек, то в текущем в девяти организациях планируется временно трудоустроить свыше 180 молодых людей.
Начальник службы перевозок Виталий Панюшенко доложил о мерах, принимаемых для совершенствования и оптимизации системы назначения «окон». Такая работа проводится в тесном контакте с причастными службами Управления БЖД и российскими коллегами.
Владимир Морозов указал на неВладимир Морозов указал на необходимость дальнейшего укрепления кадрового потенциала, задал руководителю службы пути ряд вопросов и дал конкретные поручения.
Четко видеть перспективу
С замечаниями и предложениями на мероприятии выступил главный дорожный ревизор по безопасности движения поездов Виктор Тихонович. Он обратил внимание на необходимость повысить качество регулярных комиссионных осмотров инфраструктуры и своевременного устранения недостатков. Кроме того, отметил важность реализации планов по установке рельсосмазывателей.
С отчетом выступил начальник Центра диагностики объектов инфраструктуры Дмитрий Угрин. Он отметил, что на Белорусской магистрали создана действенная и качественная система диагностики инфраструктуры, которая затрагивает все хозяйства. Наибольшее внимание уделяется путевому – как самому капиталоемкому и объемному. Выполненная диагностика свидетельствует о том, что в минувшем году по сравнению с 2022-м содержание пути улучшилось.
Подводя итоги выездного заседания технико-экономического совета, Владимир Морозов поблагодарил представителей Осиповичского узла и Могилевского отделения за высокий уровень организации мероприятия. Он потребовал от всех руководителей еще раз внимательно проанализировать ситуацию, связанную с выполнением путевых работ, сделать соответствующие выводы и наметить четкие планы действий на ближайшую перспективу.
– Задача каждого из вас – принять дополнительные меры для укрепления трудовой и технологической дисциплины, обеспечения безопасности движения поездов, безусловного выполнения требований охраны труда, – подчеркнул Владимир Михайлович. – Важным экзаменом для всех станет дорожный комиссионный осмотр. Его начало запланировано на середину апреля.

Во время экскурсии по территории Осиповичского завода железобетонных конструкций – филиала ОАО «Дорстроймонтажтрест»
Производственный потенциал
Участники выездного ТЭСа ознакомились с производственными мощностями и номенклатурой продукции Осиповичского завода транспортного машиностроения и Осиповичского завода железобетонных конструкций – филиала ОАО «Дорстроймонтажтрест». Оба предприятия являются надежными партнерами Белорусской железной дороги и вовремя обеспечивают магистраль высококачественными изделиями и подвижным составом.
Первое специализируется на выпуске грузового подвижного состава, в том числе вагонов-платформ, полувагонов, контейнеров-цистерн. В последнее время в приоритете – вагоны-цистерны, на которые сформирован большой пакет заказов. В свое время благодаря поддержке со стороны БЖД удалось не только сохранить, но и развить предприятие, продукция которого востребована и в нашей стране, и в России.
Осиповичский завод железобетонных конструкций – филиал ОАО «Дорстроймонтажтрест» – это предприятие с 50-летней историей, которое сегодня продолжает успешно развиваться. Там налажено производство железобетонных и бетонных конструкций, бетона, раствора, сухих строительных смесей, металлоконструкций. На протяжении многих лет ассортимент товаров, предназначенных для стальной магистрали, только расширяется. Освоено, в частности, производство 27 наименований шпал с 5 видами рельсовых скреплений. Участникам ТЭСа были представлены некоторые перспективные новинки.
Руслан АНАНЬЕВ