Один из символов Беларуси
180 лет назад – 8 апреля 1844 года – прекратила функционировать Слуцкая мануфактура шелковых поясов, принадлежавшая князьям Радзивиллам.
За год здесь изготавливали до 200 поясов.
У князя Михаила Казимира Радзивилла в Слуцке была фабрика, вырабатывавшая галуны, позументы (тесьму, шитую золотом, серебром или цветной мишурой) и многие другие изделия для нужд замка. Он решил объединить Несвижскую и Слуцкую фабрики и организовать в Слуцке персиарню – мануфактуру по производству поясов персидского образца.
В 50-е годы XVIII века Радзивилл привез сюда персов и турок, которые ткали такие пояса. До князя дошла слава о персиарне турецкого мастера Яна Маджарского в Станиславе (сейчас Ивано-Франковск). Туда для обучения были направлены Томас Хаецкий и Ян Годовский. Они привезли в Слуцк не только знания, но и необходимое оборудование. На фабрике стали работать белорусы. Во главе предприятия князь вскоре поставил самого Яна Маджарского. В период его деятельности и был создан тип пояса, который получил название «Слуцкий».
Дорожа репутацией мануфактуры, Маджарский сразу стал ставить на поясах метки, указывавшие место их изготовления. Они были вытканы на концах пояса: SLYCK, mefecitSluck, SF, JoannesMODZARSKI (что означает Слуцк, меня сделал Слуцк, Слуцк сделал, Я. Маджарский).
Пояса изготавливали на ручных станках по типу гобеленов. Основа – шелковая, узор – из шелковых, золотых и серебряных нитей. На одном изделии слуцкие ткачи могли разместить две или четыре разноузорные лицевые стороны. Разносторонние пояса – изобретение именно белорусских ткачей. Такие особенно ценились. Перед тем как надеть этот аксессуар, его складывали пополам в длину. Обладатель четырехлицевого пояса, складывая его каждый раз на другую сторону, создавал впечатление, что имеет целую коллекцию этих драгоценных элементов одежды.
К 80-м годам XVIII века персидские узоры полностью заменили местные. Появился ярко-синий василек, который часто можно увидеть на белорусских полях. В 1795-м российское правительство запретило ношение национальной шляхетской одежды – кунтушей (кафтанов). Исчезла и потребность в поясах, производство которых было свернуто почти наполовину.
Слуцкая фабрика по производству поясов существовала не более ста лет, однако созданные на ней шедевры ткачества вошли в сокровищницу мирового искусства.