С высоким мастерством
Подходить ответственно, выполнять качественно. Именно такому принципу в работе следует электромеханик связи Брестской дистанции сигнализации и связи Татьяна Алехна. На этом предприятии она трудится седьмой год и пришла сюда, уже имея опыт педагога, обучая будущих железнодорожников.
В БелГУТ Татьяна поступила осознанно, выбрала специальность «автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». После окончания вуза продолжила обучение в магистратуре, и в рамках повышения квалификации еще изучала в БНТУ инновационные подходы в подготовке специалистов. Теорию закрепляла на практике, работая преподавателем в Брестском колледже – филиале БелГУТа. Воспитанию будущих железнодорожников она посвятила шесть лет.
– О том времени вспоминаю с теплотой. Ребята были хорошие, дружные, целеустремленные. Было заметно, что железная дорога и все, что с ней связано, им небезразлично. Лекции слушали внимательно и на практических занятиях проявляли активность, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Я старалась сделать учебный процесс интересным, устраивала викторины, подбирала тематическое видео и дополнительную литературу. Уверена, что ребята получили крепкие знания и пополнили ряды железнодорожников.
Опыт наставничества и активного общения с молодежью помогли Татьяне быстро влиться в новый коллектив. В Брестскую дистанцию сигнализации и связи она пришла электромехаником связи. Круг обязанностей, как и рабочий ритм, изменился. И главной задачей стало бесперебойное обеспечение работников железнодорожного транспорта необходимыми видами технологической электросвязи.
– Мы должны быть готовы к различным ситуациям. Собранность, внимательность, дисциплинированность, четкость выполнения действий – вот основные требования в нашей профессии, – отмечает Татьяна Николаевна. – Практика и опыт, полученные на предприятии, помогают качественно решать ежедневные производственные задачи. Работу выполняем согласно установленному графику. Мы всегда помним о том, что также вносим свою лепту в обеспечение безопасности движения поездов.
Эта работа сложная, очень серьезная, порой трудоемкая, требующая знаний оборудования, технологических процессов и умения управляться с многочисленными приборами. Но Татьяна Николаевна со всем справляется, тем более что рядом коллеги, которые и помогут, и подскажут. Спустя семь лет она и сама стала профессионалом, уже передает опыт молодежи. Татьяна Алехна с радостью возвращается к наставничеству, чтобы поддержать молодых специалистов, для которых первым местом работы стала Брестская дистанция сигнализации и связи.
Экскурс в историю
Это сугубо техническая профессия, требующая аналитического склада ума и технического таланта. Электромеханику нужно знать не только основы электроники – транспортной и промышленной, но и устройство всех электроприводных механизмов и агрегатов. Специалисты этого профиля занимаются ремонтом и обслуживанием электрооборудования разного типа, отвечают за правильную техническую эксплуатацию и состояние средств автоматизации, телемеханики и связи.
На магистрали электромеханики зачастую трудятся в дистанциях электроснабжения, сигнализации и связи и локомотивных депо, а получить соответствующее образование можно в учебных заведениях Гомеля, Могилева, Жлобина, Лиды и других городов. В зависимости от квалификации им присваивается разряд от 1-го до 6-го – самого высокого, подтверждающего мастерство. И как отмечают представители этой профессии, повышать свой уровень необходимо, ведь оборудование и технологии постоянно совершенствуются, все процессы автоматизированы. При электрификации используют современные материалы, элементы и конструкции стали более легкие и менее габаритные. Но ответственность по-прежнему большая, ведь электромеханики также отвечают за безопасность движения поездов.
Ольга ПЛЮХАЕВА
Фото предоставлено Музеем истории Белорусской железной дороги ЦНТИ