Июнь
Пт
14
2024

«Движение – это жизнь!»

«После окончания Днепропетровского института инженеров транспорта я был направлен на Белорусскую железную дорогу. В Управлении мне предложили на выбор два места работы: паровозное депо в Осиповичах или в Кричеве. Я выбрал первое», – так начал рассказ о себе ветеран труда Виктор Андрианов.

У таких людей работа всегда на первом месте. Те 38 лет, что отданы единственному в биографии Виктора Никифоровича предприятию, были наполнены событиями, встречами, трудностями и обязательно достижениями. Поэтому и кажется, что все остальное менее значимо. Как у всех. Вот только «у всех» тоже бывает разное, у каждого своя история.
История героя этой публикации началась 14 февраля 1934 года в селе Иванырс Пензенской области. Нетрудно подсчитать, что в 2024-м мой собеседник отметил 90-летие и торжественно пополнил стан долгожителей. Виктор был седьмым и самым младшим ребенком в большой, дружной семье Никифора Даниловича и Софьи Никифоровны, у которых уже были Аграфена, Анна, Владимир, Александр, Нина и Лидия. Буквально через год Андриановы переехали в станицу Пластуновскую Краснодарского края. Здесь их и застала Великая Отечественная война.
– Мне было тогда 7 лет. Отцу, участнику еще Первой мировой, пришла повестка, и он ушел на фронт, но через день вернулся. Комиссовали по здоровью, так как у него вследствие старого ранения не двигались пальцы на руке, да и было ему уже 53 года, – рассказывает Виктор Никифорович. – А потом в станицу пришли фашисты. Сохранилось в памяти, как они ехали на велосипедах по улице. Немцы и их приспешники полицаи забирали у людей продукты, вещи, домашний скот – все, что хотели. Во время оккупации я заболел, и отец написал на дверях нашего дома: «тиф». Фашисты очень боялись болезней, поэтому к нам долго никто даже во двор не заходил. Помню бомбежки, от которых мы прятались в окопе, вырытом в саду. Словами не передать, как это все было страшно!
Двум старшим братьям Виктора Андрианова все же довелось пройти войну. Владимир проявил себя как человек стойкий и бесстрашный. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Берлина», «За боевые заслуги». В дальнейшем он связал свою жизнь с армией, всегда старался поддержать младших сестер и братьев. Второй брат Александр ушел на войну добровольцем. Был направлен в Воронежское училище связи. В марте 1942-м получил назначение на Юго-Западный фронт в 103-ю стрелковую дивизию 6-й армии, был командиром взвода. В том же году попал в плен. В концлагере был членом подпольного комитета, дважды пытался бежать. После освобождения прошел фильтрационный лагерь, домой этот молодой еще мужчина вернулся совсем седым. Впоследствии окончил нефтяной техникум и работал буровым мастером на Севере. Награжден орденами Отечественной войны II степени и Трудового Красного Знамени. «Очень порядочный человек был, о нем даже книга написана, я ее храню», – добавляет Виктор Андрианов.
Все дети этой большой семьи нашли свой путь в жизни – родители не препятствовали выбору профессий: трактористка, военный, агроном, нефтяник, учитель и… железнодорожник.
– Мы с двумя друзьями наслушались рассказов старшего товарища, который уже учился в институте инженеров транспорта. Загорелись и рванули в Днепропетровск. Хорошо сдали экзамены и поступили: один – на строительный факультет, а мы двое – на механический, – вспоминает Виктор Никифорович. – В комнате общежития нас было шестеро, жили дружно. Стипендии в общем-то хватало, да и брат Владимир помогал как мог. В институте я активно занимался спортивной гимнастикой, акробатикой. Участвовал в соревнованиях. Не расстался со спортом и приехав в Осиповичи, даже выступал с акробатическими номерами на концертах.
В 1956 году по распределению Виктор Андрианов попал в паровозное депо Осиповичи. В то время его начальником был Бронислав Вассараудзе. В грузовом движении использовались трофейные паровозы серии ТЭ52.
В пассажирском – СУ, а в маневровой работе эксплуатировалась серия Ов. Молодому специалисту пришлось пройти непростую «обкатку». Начинал новоиспеченный инженер Андрианов… помощником машиниста: забрасывал уголь в топку, следил за уровнем воды, давлением пара. Паровозы работали на низкокалорийном топливе (угле, сланце или смесях), которое давало мало энергии. За время поездки от Осиповичей до Минска помощник машиниста забрасывал в топку до 15 тонн угля! В пути следования на промежуточных станциях ее зачастую приходилось еще и чистить. Среди локомотивщиков в то время широкое распространение получил Лунинский метод. Он заключался в том, что за паровозом закрепляли три постоянные бригады в составе машиниста, помощника машиниста и кочегара. Они отвечали за техническое состояние машины, участвовали в ремонте и даже сами производили некоторые его виды в процессе эксплуатации.

«В комнате общежития нас было шестеро, жили дружно…» (ДИИТ, 1956 год, Виктор Андрианов в первом ряду в центре)

– В марте 1957-го после сдачи экзаменов на право управления я стал машинистом паровоза на экипировке и проработал так до мая, а затем был отправлен в ремонтный цех. Такую стажировку в той или иной степени проходили все молодые специалисты. Я как инженер-механик должен был на практике освоить и эксплуатацию, и ремонт, – отмечает Виктор Андрианов. – До марта 1958-го работал бригадиром комплексной бригады. Хочу сказать, что труд тогда преобладал ручной, но благодаря рационализаторам многие процессы были облегчены. Большой вклад в это внесли мастер Владимир Валько, бригадир Иван Задоля, слесарь Эдуард Скороход и другие.
«А сегодня смогли бы управлять паровозом, отремонтировать что-то?», – не удерживаюсь от вопроса. «Ну, а что? Все можно вспомнить при желании», – улыбается ветеран.
В 1958-м Виктор Никифорович назначен на должность инженера депо. В том же году он поступает во Всесоюзный институт инженеров транспорта с целью переквалификации на тепловозную тягу. С 1959-го трудится заместителем начальника депо по ремонту. В 1965 году, ввиду упразднения этой должности, становится старшим мастером, а в 1971-м занимает пост заместителя начальника предприятия по эксплуатации.
Масштабными переменами была ознаменована работа депо в то время. Шло внедрение новых видов тяги. В грузовом движении появились тепловозы ТЭ3, в пассажирском – ТЭ7, которые вскоре были заменены на ТЭП60. В пригородном движении начали использовать дизель-поезда ДР1П, а в маневровой работе – тепловозы ЧМЭ3.
В октябре 1978 года Виктор Андрианов возглавил локомотивное депо Осиповичи. Работа спорилась, коллектив выполнял и перевыполнял взятые на себя обязательства. В начале 1980-х был организован пункт технического обслуживания тепловозов (ТО-2), построен двухэтажный административный корпус, в котором разместился цех эксплуатации, лаборатория и другие служебные помещения. Для ускорения оборота локомотивов по тракционным путям и повышения производительности труда стрелочные переводы оборудовали электрической централизацией с установкой пульта управления в помещении дежурного по депo. В 1985-м началась подготовка машинистов для работы в грузовом движении в одно лицо на участке Осиповичи – Слуцк – Калий. Первый поезд доверили провести машинисту Дмитрию Яковлеву.
С каждым годом квалификация персонала депо повышалась, внедрялась новая техника и технологии, улучшался режим труда и отдыха локомотивных бригад. Неизменным оставалось одно – выполнение плана перевозок пассажиров и грузов при полном обеспечении безопасности движения поездов и постоянном повышении эффективности производства.

Семья Андриановых (1964 год)

– Локомотивное депо Осиповичи я возглавлял вплоть до 1986 года, а на заслуженный отдых ушел в 1994-м с должности заместителя начальника по эксплуатации. Оглядываясь назад, могу сказать, что у каждого работника своя зона ответственности, но руководитель отвечает буквально за все. Я был всегда на связи, звонили и ночью, и в выходной. Может, кто-то скажет, что так неправильно, но это для меня было нормально, – говорит Виктор Никифорович.
С пониманием к такой работе относилась и супруга Валентина Ивановна (к сожалению, она ушла из жизни). 39 лет чета Андриановых шла рука об руку, вырастили двух дочерей. Старшая Наталья до выхода на пенсию трудилась в финансовой сфере, а младшая Ирина сделала выбор в пользу магистрали. Окончила БИИЖТ и работала в Осиповичской дистанции сигнализации и связи. Прошла путь от электромеханика до заместителя начальника по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам. Есть у Виктора Никифоровича две внучки и правнучка. Близкие навещают ветерана. Особенно нравится всем вместе проводить время на даче. «Именно дача меня когда-то, можно сказать, спасла. Я же к пенсии долго не мог привыкнуть, а заботы по даче помогли, было чем себя занять. Но и сейчас депо вспоминаю, иногда даже снится», – говорит ветеран.
За плодотворный труд Виктора Андрианова награждали не раз, в том числе Почетной грамотой Верховного Совета БССР, знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги», медалью «Ветеран труда». В 2018 году с трибуны V Слета машинистов он делился опытом с действующими локомотивщиками. В свои 90 лет ветеран каждый день делает зарядку, еженедельно посещает бассейн, а если нужно ехать на дачу, садится на велосипед. «Движение – это жизнь!», – убежден Виктор Никифорович.
– Хочу обратиться к молодежи: приходите на магистраль! Конечно, это непростой труд, дорога есть дорога – работает и день, и ночь. Но она всегда держит в тонусе, учит ответственности, делает из нас настоящих людей слова и дела.

Елена
ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика