Июнь
Чт
13
2024

Локомотив, который дарит позитив

Любимые фильмы есть у каждого из нас. Сюжетная линия, актеры, атмосфера – происходящее на экране завораживает и заставляет сердце биться сильнее. Чтобы достоверно показать в кинофильмах ту или иную эпоху, режиссеры используют разные приемы и всевозможный реквизит. В том числе когда речь идет о железной дороге. Но разве можно назвать реквизитом, к примеру, старинные паровозы? Ни в коем случае! Зрители наблюдают за ними, как за настоящими актерами – с восторгом и удивлением. Такие локомотивы привлекают внимание с первых секунд своего появления в кадре. Сегодня расскажем о некоторых знаковых картинах в «кинокарьере» паровозов серии Э.

Кадр из фильма «Путь славы» (1948 г.)

Следом за мечтой

В 1948 году на киностудии «Мосфильм» была снята картина «Путь славы». События разворачиваются за несколько лет до Великой Отечественной войны. Семейная жизнь у Саши Воронковой не ладится, домашние хлопоты девушку не привлекают – она хочет реализовать себя в профессии. Муж этого категорически не понимает, и супруги вынуждены расстаться. Александра настроена решительно: она уезжает в город, где поступает на курсы помощников машиниста. Героиня живет мечтой о том дне, когда получит право самостоятельно водить поезда. Кстати, фильм основан на реальных фактах из биографии известной железнодорожницы Елены Чухнюк. Во время Великой Отечественной локомотивы серии Э активно эксплуатировали в прифронтовой зоне. Машинист Чухнюк работала на паровозах именно этой серии. В фильме «Путь славы» также можно их увидеть.

Важное задание

В 1971 году на экраны вышел советский фильм «Человек с другой стороны». События происходят в 1920-е годы. Главный герой, инженер Виктор Крымов, едет в Швецию с важным правительственным заданием: заказать у местных промышленников паровозы. Белогвардейцы хотят сорвать контракт, инженеру грозит смертельная опасность. Но он идет на риск…
Как и предыдущий, этот фильм тоже основан на реальных событиях. Советское правительство действительно заказало строительство паровозов серии Эш в Швеции. В те сложные для страны годы Владимир Ленин считал восстановление транспорта одной из первоочередных задач, поэтому направил в Европу торговую делегацию во главе с Леонидом Красиным.
Локомотивы для Советского Союза строили с 15 августа 1921-го по 15 декабря 1924 года. им была присвоена серия Эш.

Кадр из фильма «Край» (2010 г.)

Артист стал машинистом

В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге можно увидеть паровоз Эу 683-32 постройки 1928 года. Его использовали в съемках художественного фильма «Край» 2010 года. Народному артисту России Владимиру Машкову, который сыграл в нем главную роль, пришлось учиться управлять этой махиной. И с задачей он отлично справился! После съемок актер даже получил удостоверение машиниста.
В фильме можно увидеть довоенные локомотивы разных серий. Самый «старший» – Ов – был выпущен в 1905 году, самый «младший» – СО («Серго Орджоникидзе») 1941 года выпуска. Режиссер картины Алексей Учитель говорил, что к паровозам на съемочной площадке относились, как к живым существам. Они могли злиться, шипеть и сходить с рельсов, а могли быть добрыми и помогать актерам.
…Действие картины начинается в сентябре 1945 года. На далекую сибирскую железнодорожную станцию Край приезжает демобилизованный танкист, в прошлом паровозный машинист Игнат. Он узнает, что на уединенном острове с довоенных времен брошен немецкий паровоз, и принимается его восстанавливать. Но не все оказывается так просто. Сюжет увлекательный. Но рассказывать, что было дальше, не имеет смысла – лучше самим посмотреть.

Владимир Машков на съемках фильма «Край»

Со всей страны

Вспомним и отечественный фильм «В августе 1944-го» Михаила Пташука. Режиссер после выхода ленты говорил, как непросто было собрать состав поезда времен войны, загрузить платформы военной техникой, а вагоны – солдатами. «Паровозы, двухосные вагоны 40-х собирали по всей стране», – констатировал Михаил Николаевич. И пусть в этом фильме, одном из лучших о войне, не так много эпизодов с железной дорогой, но они, несомненно, стали его украшением.

Наша справка

Паровозы серии Э благодаря своей конструкции получили широкое распространение. По некоторым данным, за период с 1912-го по 1957 год было построено около 11 тыс. таких локомотивов разных модификаций. Они оказались хорошо приспособлены для работы не только в мирное время, но и во время войны.
Впервые паровоз с пятью движущимися осями спроектировал в начале ХХ века инженер-конструктор Карл Гёльсдорф для железных дорог Австрии. В России локомотив типа 0-5-0 появился в 1909 году. Эскизный проект разработали начальник службы тяги Владикавказской железной дороги Михаил Правосудович и заведующий техническим бюро этой службы инженер Вацлав Лопушинский.

Паровоз серии Э установлен в Калинковичах в 2007 году

Проект утвердили в 1911 году. После Гражданской войны Научно-экспериментальный институт Народного комиссариата путей сообщения в своем заключении отметил важный нюанс: у паровозов этой серии была недостаточная температура перегретого пара. В итоге Брянский завод его переделал. Усовершенствованные локомотивы, которым присвоили серию ЭУ (усиленный), выпускали также на Коломенском, Сормовском, Ворошиловградском и Харьковском заводах. С 1926-го по 1931 год для НКПС предприятия построили 2535 единиц такой техники. В последующие годы при эксплуатации локомотивы претерпели изменения: было повышено давление пара, усилены парораспределительный и двигательный механизмы. Модернизированные паровозы получили серию ЭМ.
Следующий этап усовершенствования наступил в 1933 году, когда провели работы по повышению мощности путем удлинения котла. Новый паровоз выпустили в том же году на Муромском заводе, он получил серию ЭР (реконструированный). Увеличились сцепная масса, площадь колосниковой решетки, испаряющая поверхность…
В годы Великой Отечественной войны многие железные дороги СССР сильно пострадали – были частично разрушены войной или изношены. Нуждались в реконструкции и паровозостроительные заводы.
В таких сложных условиях оказался еще более востребован локомотив серии Э – надежный паровоз с небольшой нагрузкой на ось при достаточной мощности и силе тяги. Его активно эксплуатировали на различных, порой весьма изношенных путях.
Интересно, что паровозы этой серии в СССР использовали до середины 1980-х. Им было суждено завершить эпоху пара на железных дорогах страны.
Увидеть локомотивы этой серии можно не только на киноэкранах, но и в музеях железнодорожной техники, например, в Бресте и Барановичах. В качестве памятников они установлены в Речице, Молодечно, Осиповичах, Барановичах, Минске, Калинковичах. И у каждого такого паровоза своя биография.

Подготовил
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика