Февраль
Пн
17
2025

Машинист бронепоезда Полина Маргацкая

Профессия железнодорожника всегда считалась мужской. Однако в этом деле высоким мастерством отличились и женщины. В разное время они работали сцепщиками, путейцами, кондукторами, дежурными по станции, помощниками машиниста, машинистами и даже кочегарами. Сегодня наш рассказ об одной из них – машинисте Полине Маргацкой (Кузьминой).

Снова в рейс!

Полина родилась в 1919 году в Унече, крупной узловой станции Брянской области, в семье железнодорожников: отец Иван Павлович работал машинистом паровоза, старший брат Николай – помощником машиниста. Полина также с детских лет мечтала освоить нелегкую профессию железнодорожника. Но родители были категорически против выбора дочери – мол, не женское это дело. Уступив им, девушка пошла учиться в текстильный техникум, однако через полгода ушла – не по душе ей было такое будущее. Устроилась в депо Гомель, потом стала диспетчером и поступила на заочное отделение железнодорожного техникума. В 1939-м окончила курсы помощников машиниста, а когда наездила 50 тыс. километров, успешно сдала экзамен на право управления паровозом. В работе ни в чем не уступала мужчинам – в 22 года Полина стала одним из лучших машинистов депо, умело водила тяжеловесные железнодорожные составы.

Поручился начальник депо

Великую Отечественную Полина Маргацкая встретила на рабочем месте, ведя под бомбежкой грузовой состав из Чернигова в Гомель. Всю дорогу вдоль железнодорожной насыпи с воем падали и взрывались вражеские бомбы и снаряды. На второй день войны вместе с другими поездными бригадами Полина переселилась из общежития в депо. Как и все машинисты, в любое время суток по первому требованию руководства она бежала к паровозу, чтобы срочно вывести в тыл страны составы с эвакуированными людьми, заводским оборудованием, а также доставить к передовой воинские эшелоны. Всю эту работу приходилось делать под непрерывными вражескими налетами и артиллерийским огнем. Во время очередного такого обстрела Гомеля Полина вывела на перегон три стоявших на путях эшелона с боевой техникой.
В июле 1941 года в Гомель прибыл бронепоезд «Клим Ворошилов». В его боевое формирование входили бронепаровоз, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные платформы. На крытых устанавливались две пушки, четыре бортовых станковых пулемета в шаровых установках. На открытых были полуавтоматические зенитные пушки. На двухосных платформах находился аварийный комплект материалов и противопожарного инвентаря: рельсы, шпалы, скрепления, ящики с песком, лопаты, путевой инструмент, подъемные башмаки. К паровозникам депо обратился военный комендант с просьбой найти замену погибшему машинисту бронепоезда. Первой вызвалась Полина Маргацкая, за которую перед засомневавшимися военными поручился начальник депо. В это время начался массированный налет немецкой авиации, поэтому бронепоезд нужно было увести в безопасный район. Маргацкая поднялась в кабину и провела его за реку по горящему мосту, сумев быстро набрать скорость. Деревянные конструкции моста рухнули уже, когда бронепоезд вышел на насыпь на другом берегу реки. Вечером того же дня на полевой станции под Гомелем Полине выдали военное обмундирование и красноармейскую книжку – так она стала бойцом 51-го дивизиона бронепоездов.

Полина Маргацкая с мужем Михаилом Кузьминым

В крепости на колесах

Министр путей сообщения СССР Николай Конарев в книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» отмечал: «Первой девушкой в крепости на колесах стала воспитанница депо Гомель Полина Маргацкая. А было это так.
На небольшой станции вблизи Гомеля скопились отходящие в глубь страны эшелоны. Прикрывал отход наших частей и эвакуацию грузов бронепоезд «Клим Ворошилов». И вдруг он замер. К бронепаровозу бросилась Полина Маргацкая. Она увидела, что машинист убит, смертельно ранен командир. Нет связи с бронеплощадками. Полина встала за реверс и, наблюдая за полем боя, начала маневрировать самостоя-тельно. Уцелевшие боевые расчеты открыли огонь по врагу. Вот уже горят подбитые танки, залегла пехота. Ожила станция, и двинулись на восток составы с грузами. За последним эшелоном отошел бронепоезд».
Военная служба Маргацкой начиналась в тяжелые дни, когда соединения и части Красной армии вынужденно отступали, в железнодорожных узлах скапливались десятки эшелонов с людьми и военной техникой, а бронепоезда прикрывали их ураганным огнем. «Клим Ворошилов» делал это в Бахмаче, Конотопе, Харькове. На станции Макошино Черниговской области бронепоезд сам атаковал скопление немецких войск: на рассвете подошел без шума и дыма, двигаясь по инерции, и ударил из пушек и пулеметов. Осенью и зимой 1941 года «Клим Ворошилов» оборонял Москву, потом сражался на Кавказе, под Сталинградом.
Он и другие крепости на колесах прикрывали сосредоточение и развертывание советских войск, участвовали в обороне железнодорожных линий, по которым двигались эшелоны и поезда с воинскими грузами, защищали железнодорожные узлы от налетов фашистской авиации, вступали в бои с прорвавшимися частями и десантами противника. За мужество, стойкость и отвагу Маргацкая была награждена двумя боевыми орденами – Отечественной войны I степени и Красной Звезды.

Ветеран Полина Маргацкая среди молодежи, 1970 г.

Судьба – железная дорога

В 1943 году Полина Маргацкая была тяжело контужена и два месяца провела в тыловом госпитале в Горьком. После лечения медкомиссия запретила ей работать на паровозе, и она стала диспетчером службы тяги Горьковской железной дороги. С освобождением Брянщины она в числе первых узнала, что в разоренное врагом депо Унеча готовят к отправке сплотку из девяти паровозов. Маргацкая пришла к начальнику железной дороги и получила разрешение быть в составе локомотивной бригады. Позже ее охотно приняли здесь машинистом паровоза. В 1949 году Полина вышла замуж за своего земляка – офицера-танкиста Михаила Кузьмина и вместе с мужем отправилась в дальний северный гарнизон.
В конце 50-х годов перебралась в Горький и вернулась на магистраль. В то время паровозники в депо уже не требовались, и Полине предложили выучиться, чтобы водить электропоезда. В июле 1961 года Кузьмина отправилась в поездку в качестве помощника машиниста по маршруту Горький – Заволжье. Через несколько месяцев стала машинистом и водила электрички по этому маршруту до весны 1970 года. «Поезда водит строго по расписанию. Свой опыт и знания охотно передает молодым машинистам. Является депутатом Канавинского районного Совета народных депутатов города Горького Горьковской области. Награждена орденом «Знак Почета». Это строки из представления к званию «Почетный железнодорожник», сохранившегося в архиве Горьковской железной дороги.

Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов

Яндекс.Метрика