Июнь
Чт
13
2024

Поддержать человека труда

Железнодорожному профсоюзному движению – 120 лет. Подробнее о том, что было сделано в последние годы, как развивается отраслевой профсоюз сегодня, какие задачи решает, мы попросили рассказать почетного железнодорожника Виктора Какору, который на протяжении последних пяти лет являлся председателем Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций.

– Виктор Михайлович, важнейшим приоритетом для профсоюза на протяжении его 120-летней истории всегда была охрана труда. Расскажите, как эта работа проводилась в Дорпрофсоже? Как осуществлялся общественный контроль за выполнением норм законодательства в данной области?

– Безусловно, охрана труда является главным приоритетом, и в этой работе профсоюз осуществляет ежедневное взаимодействие со своими социальными партнерами. В настоящее время общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организационных структурах Дорпрофсожа обеспечивают 7 технических инспекторов труда и 2283 общественных инспектора. Отмечу, что за пятилетие нами совместно была проделана значительная работа по улучшению условий и охраны труда: на заседаниях специальной комиссии постоянно рассматривались и согласовывались к производству усовершенствованные модели спецодежды для представителей разных профессий, за счет средств профбюджета первичными профсоюзными организациями приобреталось оборудование для комнат приема пищи (СВЧ-печи, чайники, посуда и т. п.), а также для мест обогрева персонала. Отмечу также, что общественные инспекторы по охране труда имеют возможность ежегодно проходить обучение за счет средств профбюджета, чтобы быть в курсе всех современных тенденций и методов в данном направлении.
С целью стимулирования улучшения качества работы общественных инспекторов с 2005 года ежегодно проводится отраслевой смотр-конкурс на лучшую организацию общественного контроля за состоянием охраны труда. Итоги конкурса подводятся в трех номинациях: на лучшую первичку, лучшую общественную комиссию и лучшего общественного инспектора по охране труда с выплатой денежного вознаграждения из профбюджета. О качестве работы по улучшению условий и охраны труда в структурах Дорпрофсожа свидетельствует тот факт, что наши первичные профсоюзные организации и общественные инспекторы не раз становились победителями в своих номинациях на уровне БелПрофТранса и Федерации профсоюзов Беларуси.

– Большое внимание отраслевой проф-союз уделял укреплению здоровья железнодорожников и членов их семей. Что сделано в этом направлении за последние пять лет?

– Да, это тоже важное направление. Отмечу, что особенно ярко роль профсоюзов в данном вопросе проявилась в период пандемии коронавируса в 2020 – 2021 годах. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в период с декабря 2020 года по апрель 2021-го работающим членам профсоюза мы оказывали материальную помощь на возмещение расходов по удешевлению стоимости путевок в санатории Белорусской железной дороги при выявлении у них заболевания COVID-19. За время проведения акции данной льготой воспользовались более тысячи железнодорожников, материальная помощь выплачена на общую сумму свыше 177 тыс. рублей. Для повышения эффективности реабилитации и восстановления после перенесенного заболевания на профсоюзные средства в санатории дороги было закуплено 11 аппаратов «Авто СИПАП».
Кроме того, нами в этот период осуществлялось добровольное страхование от несчастных случаев, в том числе и заболевших COVID-19, работающих членов профсоюза за счет средств профсоюзного бюджета. Всего было застраховано более 7,6 тыс. человек, страховые взносы составили почти 200 тыс. рублей. Страховки выплачены 958 членам профсоюза на общую сумму более 280 тыс. рублей.
В рамках социального партнерства большое внимание уделяется качеству детского отдыха и оздоровления. На балансе организаций Белорусской железной дороги находятся 8 детских оздоровительных лагерей, в которых ежегодно отдыхают порядка 7 тыс. мальчиков и девочек. Профсоюзный актив оказывает содействие в проведении в лагерях культурно-массовых и спортивных мероприятий, общественные инспекторы по охране труда осуществляют контроль за санитарным состоянием и безопас-ными условиями пребывания ребят на отдыхе.
Ежегодно из средств профбюджета выделяются финансовые средства на подготовку лагерей к оздоровительному сезону. К примеру, в 2023 году на эти цели было направлено 56,2 тыс. рублей (в 2,1 раза больше, чем в 2022 году), в том числе на укрепление материально-технической базы – 29,2 тыс. рублей, на культурно-массовые и спортивные мероприятия – 24,3 тыс. рублей, на страхование детей в период отдыха – 4,9 тыс. рублей, на удешевление питания – 0,5 тыс. рублей.
Отдельно хочу отметить новый проект, реализованный в 2023 году. Дорпрофсожем был заключен договор о сотрудничестве с заслуженным коллективом Республики Беларусь «Белорусский государственный академический театр юного зрителя», в рамках которого были организованы показы спектаклей патриотической направленности в оздоровительных лагерях. В 2024 году эта практика будет продолжена.

Во время слета трудовых династий в Барановичах, 2022 г

– Традиционно профсоюз поддерживает железнодорожников в их стремлении заниматься спортом, организует культурный досуг…

– Да, и это делается по разным направлениям. Ежегодно Дорпрофсож, райпрофсожи оказывают в пределах своих финансовых возможностей спонсорскую помощь на развитие и укрепление материально-технической базы культурно-спортивных центров (приобретение музыкального и другого оборудования, спортинвентаря, костюмов для артистов и спортсменов). За последние пять лет Дорпрофсож оказал спонсорскую помощь на сумму более 122 тыс. рублей.
Для стимулирования работников к участию в конкурсах и развития их творческого потенциала с 2019 года Дорпрофсож приобретает подарочные сертификаты на все творческие дорожные конкурсы для поощрения тех, кто не занял призовые места (к примеру, в 2023 году это «Краса нашей магистрали», «Наши судьбы связала магистраль», «Созвездие талантов», «Ярмарка фантазий», «Наша команда – лучшая!», «Мы – семья!», «Машинисты нашей магистрали» и др.).
Представители отраслевого профсоюза постоянно участвуют в заседаниях Совета Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников (МКПЖ), которая объединяет профсоюзы 14 железных дорог. К сожалению, железные дороги стран Балтии, Молдовы и Украины приостановили свою деятельность в этой международной организации. Наше же участие позволяет в первую очередь обмениваться опытом работы профсоюзов, оценивать ее уровень и качество.
В 2022 году в рамках МКПЖ был подписан Меморандум с РОСПРОФЖЕЛом о взаимодействии в приграничных зонах Республики Беларусь и Российской Федерации.
В соответствии с графиком проведения мероприятий представители Белорусской железной дороги в 2023 году приняли участие в спортивно-массовом мероприятии – VII Усть-Лужском полумарафоне Октябрьской железной дороги, совместном велопробеге с командами Октябрьской и Московской магистралей, посвященном 78-летию Победы в Великой Отечественной войне, 80-летию освобождения Великих Лук, 80-летию подвига А. Матросова, 80-летию начала освобождения Беларуси, в организации и проведении ІІ Международных Железнодорожных спортивных игр РОСПРОФЖЕЛа «Мы вместе».
Сотрудничество в рамках Меморандума продолжается и в 2024 году. 20 марта в Минске представителями Дорпрофжела Октябрьской железной дороги и Дорпрофсожа была подписана «Дорожная карта» совместных мероприятий на 2024 год.

Работники БЖД приняли участие в международном велопробеге, 2023 год

– Виктор Михайлович, 23 апреля Вы отметили 65-летие. Такая круглая дата – хороший повод оглянуться назад и оценить пройденный путь. Хотели бы Вы в нем что-либо изменить?

– Нет. Я рад, что все получилось именно так. Большая часть моей биографии была связана с созидательным трудом строителя. После Оршанского техникума железнодорожного транспорта я был принят в СМП № 354 на станции Гомель УП «Дорстроймонтажтрест», где работал до 1989 года (каменщиком, мастером, производителем работ). Отслужил в армии, окончил БИИЖТ и вскоре возглавил завод железобетонных конструкций в Осиповичах, которым руководил два десятилетия. После учебы в Академии управления при Президенте Республики Беларусь смог опробовать свои силы в новой должности – с 2009-го по 2012 год возглавлял службу промышленного обеспечения Управления БЖД, затем два года был заместителем главного инженера дороги.
В 2014-м вернулся в ОАО «Дорстроймонтажтрест» на пост генерального директора. А в 2019-м был избран председателем Дорпрофсожа. Здесь мне пригодились и опыт организатора,
и умение взаимодействовать с людьми. Ведь профсоюзный лидер должен быть в первую очередь неравнодушным к чужим проблемам, инициативным, грамотным, настойчивым и при этом дипломатичным. Надеюсь, у меня получилось. Сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, я оглядываюсь назад с чувством глубокого удовлетворения от большого объема проделанной работы и с грустью, поскольку прикипел сердцем к стальной магистрали и отраслевому профсоюзу. Люди здесь замечательные!

Руководство и коллектив Белорусской железной дороги от всей души поздравляют Виктора Михайловича КАКОРУ с 65-летием! Желают крепкого здоровья, бодрости духа, мирного неба и долгих лет жизни.

Яндекс.Метрика