Когда честь – по заслугам
Если бы на Белорусской железной дороге существовала своя Книга рекордов, машинисту мотовоза Лунинецкой дистанции пути Виктору Малевичу наверняка была бы посвящена отдельная глава. И вполне заслуженно – Виктор Иванович семь(!) раз становился победителем дорожного конкурса «Лучший по профессии». В том числе четыре года подряд – с 2015-го по 2018-й. Тогда же, в 2018-м, ему вручили знак «Выдатнiк Беларускай чыгункi».
В 2024 году – новый успех, который можно уверенно назвать закономерностью. Вот как сам Виктор Малевич говорит об этом:
– В высоких результатах заслуга прежде всего моих наставников, в частности, инструктора Андрея Дырды, который у нас проводит техучебу. Это большой плюс в пополнении знаний.
Не могу не вспомнить Виктора Тристеня, с которым я работал еще лет 15 назад. Он объяснял все очень доходчиво и профессионально. Сейчас Виктор Николаевич на заслуженном отдыхе, но за успехами коллектива внимательно следит. Что касается конкурса, не могу сказать, что я всегда уверен в своей победе. Сколько бы за плечами не было таких испытаний, все равно волнуюсь. Были моменты, когда одинаковый результат показывали два машиниста – я и мой коллега из другой дистанции. Тогда комиссия задавала дополнительные вопросы. Я дважды оказывался в такой ситуации и побеждал. Всегда важно сохранять хладнокровие.
Нельзя сказать, что путь Виктора Малевича к признанию был легким. В его семье на железной дороге никто не работал. После школы парень поступил в одно из училищ Лунинца и получил профессию водителя. Потом отслужил в армии. Виктор дружил со спортом и ему, физически крепкому молодому человеку, предлагали остаться в Вооруженных Силах, стать офицером. Но у судьбы были иные планы. Малевич вернулся в Лунинец и пришел работать в дистанцию пути. Как говорит герой публикации, все что ни делается – к лучшему!
Его производственная биография началась в декабре 2002 года. Сначала был учеником монтера пути, затем, после обучения в Могилевской дортехшколе, Виктор стал машинистом путевой летучки ПРЛ-4. В 2004-м он уже помощник водителя ДГКу, а с 2007 года – водитель дрезины ДГКу. Машинистом мотовоза Виктор Иванович работает с 2015-го.
– Люблю технику, – говорит железнодорожник. – Когда-то хотел водить пассажирские поезда, но потом понял, что здесь труд не менее важный и интересный. Втянулся, как говорится, прикипел душой. Мотовоз закреплен за мной, сам его и обслуживаю. Если сравнивать с другой техникой, машина хорошая! Позволяет выполнять все поставленные задачи, в том числе доставку груза на места проведения тех или иных путевых работ. А обслуживаю я четыре направления. Самое любимое – Лунинец – Горынь. Почему? Места там очень красивые! Когда большое половодье, как в этом году, Припять разливается так, что берегов не видно. Можно долго любоваться.
Трудовой день, как и положено, начинается с медкомиссии и инструктажа. А затем, в соответствии с графиком, – в путь. Только успевай загружать на производственной базе материалы! «Забот, и правда, сейчас хватает. Горячая пора!» – восклицает железнодорожник. В том, что любое задание будет выполнено, он уверен. Отмечает также профессионализм своего напарника – помощника машиниста Алексея Гетманчука. «Добросовестный, исполнительный, – емко его характеризует. – В целом коллектив у нас хороший. Скажу не ради красного словца: одна семья».
Как отмечает руководство Лунинецкой дистанции, все путевые работы с применением мотовоза МПТ-4 № 4745 ведутся согласно технологическим картам с обеспечением безопасности движения поездов и техники безопасности тружеников. Движение к месту производства работ и обратно производится в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации. Экипаж мотовоза МПТ-4 № 4745, что немаловажно, ежегодно обеспечивает экономию дизельного топлива. В общем, достойный пример для подражания.
Путевые работы уже идут полным ходом. Мотовоз МПТ-4 под управлением Виктора Малевича задействован на всех направлениях в зоне ответственности дистанции. Настоящая рабочая лошадка!
Виктор Иванович – хороший семьянин. Его надежный тыл – супруга Надежда Васильевна, которая работает фельдшером на железнодорожном вокзале, и сын Никита, третьекурсник столичного вуза. Парень – будущий инженер лесного хозяйства и, возможно, тоже придет на стальную магистраль. К слову, его отец хорошо знает, как быть наставником для молодежи.
– Руководство дистанции отправляет стажеров только ко мне, – улыбается Виктор Малевич. – С будущими машинистами нужно очень тщательно работать, готовить их к профессии. А это нелегко. Важно находить со всеми общий язык. Если в глазах горит огонек – все сложится, как надо. По моим наблюдениям, в нашем деле, как правило, остаются люди, которые очень любят технику.
Виктор Иванович и сам такой. Ремонт своей машины не доверит никому – все выполняет самостоя-тельно. А свободное время посвящает хобби – рыбалке на Припяти. Самый большой улов – семикилограммовый сом. Нередко попадаются и щуки… В общем, с пустыми руками железнодорожник домой никогда не возвращается. При этом всегда рыбачит по правилам.
В Лунинецкой дистанции пути Виктор Малевич работает уже 22 года. Есть и опыт, и уважение. Но стремления учиться чему-то новому, как и много лет назад, постоянно развиваться, ему не занимать. А это значит, что главные его достижения еще впереди. И в своей профессии он действительно лучший.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ