О правилах – доступно
В преддверии летних школьных каникул Белорусская железная дорога проводит акцию «Дети и безопасность».
Она предусматривает комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение травмирования несовершеннолетних на объектах магистрали. В том числе и беседы с учащимися, в одной из которых приняли участие журналисты отраслевого издания.
Наш путь лежал в агрогородок Ждановичи Минского района, где предполагалось посетить две школы. Основными спикерами были заявлены начальник караула стрелковой команды на станции Минск-Сортировочный Минского отряда Военизированной охраны БЖД Валерий Портнов и начальник станции Ждановичи Ольга Житкова.
Для обоих это далеко не первая подобная акция. Близость агрогородка к столице, интенсивное транспортное сообщение и высокая мобильность населения увеличивают риски травмирования граждан (и не только детей). Поэтому профилактические беседы в учебных заведениях и в трудовых коллективах, расположенных вблизи железнодорожных объектов, работники станции и ВОХРа проводят регулярно.
Первым пунктом была специальная школа-интернат, где получают образование дети с нарушением слуха. Ученики собрались в актовом зале. Мероприятие началось с раздачи памяток, которые принес Валерий Васильевич. Яркие разноцветные картинки очень заинтересовали юную аудиторию – каждый хотел получить глянцевый буклет. Пока одни увлеченно изучали раздаточный материал, другие внимательно слушали рассказ об опасных увлечениях подростков, которые активно распространяются в социальных сетях. Учителя помогали с сурдопереводом. Представитель ВОХРа призывал школьников не участвовать в играх, предлагающих выполнить рискованные задания (лечь на пути под поезд, сделать селфи на вагоне, проехать на подножке и т. д.). Валерий Портнов пояснил, какой трагедией может обернуться эта шалость.
– Скорость у поезда большая. Его тормозной путь – до тысячи метров. Состав мгновенно остановить нельзя, – напоминает железнодорожник. – Об этом забыли мальчик и девочка 12 лет, которые на остановочном пункте Садовый решили сделать селфи на путях. В это время шел грузовой поезд. Машинист сигналил, применил экстренное торможение, мальчик отпрыгнул, а девочка не успела. Так что усвойте крепко-накрепко: нельзя стоять или лежать на путях, делать селфи. Запомнили?
– Даааааа! – откликается дружный хор голосов.
– На платформе есть ограничительная черта. Ее нельзя пересекать, особенно, когда прибывает поезд, – продолжает Валерий Васильевич. – За пределами станции не подходите к путям ближе чем на пять метров: вас может затянуть под поезд или отбросить сильным воздушным потоком.
Школьники внимательно слушают. Конкретные примеры из жизни, которые приводит работник ВОХРа, делают абстрактную опасность более реальной, понятной для восприятия. А Валерий Васильевич переходит к теме электричества.
– Все знают, что такое молния? Это высокое напряжение. У нас на железной дороге тоже высокое напряжение – 27,5 тыс. вольт, – выступающий вытягивает руку с папкой вперед. – От моей папки до потолка – два метра. Достаточно приблизиться к проводам на такое расстояние, чтобы получить разряд. Поэтому на вагоны залезать нельзя. Два года назад, в мае, на станции Степянка шестиклассник решил сделать селфи: поднялся на цистерну и получил 40% ожогов тела. Полгода лежал в больнице, из них три месяца в реанимации. Пока вы отдыхали на каникулах, играли, бегали, купались, загорали, он пил горькие лекарства, получал уколы. Все поняли? Будете забираться на вагоны?
– Нееет! – снова проявляет единодушие зал.
Во время встречи работник ВОХРа также напомнил о том, что нельзя перебегать пути в неположенном месте, на запрещающий сигнал светофора, подлезать под вагоны, подкладывать на рельсы посторонние предметы. Разъяснил, какая ответственность за это предусмотрена действующим законодательством.
– Нельзя портить имущество железной дороги, рисовать на стенах здания, отбивать с них плитку. Найти хулигана помогут камеры видеонаблюдения, – подключается к беседе Ольга Житкова. – На территории станции запрещается кататься на самокатах, велосипедах, играть в прятки. Никогда не бегайте по путям, даже если опаздываете (у нас на станции есть подземный переход). Не поднимайте упавший на рельсы предмет сами – попросите работника станции. За любым уточнением можете обратиться в билетную кассу. Если трудно говорить, напишите свой вопрос и получите письменный ответ.
Затем наш маленький железнодорожный десант направился в Ждановичскую общеобразовательную среднюю школу. В 5 «Б» Валерия Васильевича сразу узнали: он был здесь во время прошлой акции. Помнили дети и основные правила нахождения на объектах железной дороги. Поэтому на сей раз работник ВОХРа подробнее остановился на опасности зацепинга, еще раз призвал аудиторию не вовлекаться в подобные игры, а также оставил памятки, с которыми школьники могли ознакомиться в свободное время.
Малыши из 2 «А» слушали железнодорожника очень серьезно. Буквально. Валерий Портнов учел возраст аудитории и максимально упростил свою речь, исключив сложные термины, чтобы деткам было понятно. Когда гости закончили выступление, вверх взметнулся лес рук: каждый ученик спешил поделиться своим жизненным опытом, наблюдением, связанным с железной дорогой. Один рассказал, что видел бабушку, перебегавшую пути на красный сигнал светофора. Второй однажды заметил на станции мужчину, который пересекал пути не по пешеходному переходу. Третий наблюдал, как подросток уронил с платформы телефон и спрыгнул вниз его поднять. «Так делать нельзя!» – прокомментировал все эти истории Валерий Васильевич и поблагодарил учеников за активность.
В 1 «А» гостей тоже слушали с неподдельным вниманием. Малыши ловили каждое слово. И затем по очереди стали поднимать руки, чтобы пересказать наиболее запомнившийся факт из выступлений железнодорожников. Например, опасность зацепинга, перехода путей в наушниках, селфи на вагонах и путях.
– За год на Белорусской магистрали проводятся пять таких акций, – пояснил по пути на вокзал Валерий Портнов. – И эффект от них есть. Например, в рамках одной декады «Дети и безопасность» я успеваю посетить 8 – 12 школ. Общая аудитория порядка 500 – 600 учеников. И если благодаря нашим разъяснениям хотя бы один из детей проявит осмотрительность на железнодорожном объекте и не получит травму, это уже хороший результат.
Комплекс мероприятий «Дети и безопасность» продлится на БЖД до 31 мая.