Июнь
Вт
18
2024

Стальная связь поколений

«Похож на дедушку», «вся в маму», «как дядя»... В свой адрес такое слышал, пожалуй, каждый из нас. Однако генетическое сходство – не единственное, что роднит представителей династии Олешкевич – Кузьмич из локомотивного депо Лунинец. Одно на всех у них и профессиональное призвание.

Родоначальник династии Борис Олешкевич

«Возмужавший, повзрослевший, а на груди – медаль…»

История этой железнодорожной династии началась более века назад. В 1901 году в одном из живописных уголков белорусского Припятского Полесья появился на свет Борис Онуфриевич Олешкевич, которому суждено было стать родоначальником нескольких поколений работников магистрали. Профессию мужчина выбрал осознанно: на дорогу пришел уже в 38 лет, будучи отцом шестерых детей. До начала Великой Отечественной и после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков работал помощником, а затем и машинистом крана в тогда еще паровозном депо в Лунинце. Война стала страшным испытанием для каждого, в том числе и для семьи Бориса Онуфриевича. Его единственного сына Александра в 1942-м угнали на принудительные работы в Германию. Поезд остановился недалеко от Дрездена, где молодежь распределяли к хозяевам. 17-летнему парню не повезло: условия труда и проживания оказались нечеловеческими. Бывало, что не кормили по несколько суток, часто без причины сильно били. Он не выдержал и решился на побег. Добрался до Польши, но снова оказался в руках гитлеровцев. Они вернули его в Германию, несколько месяцев держали в концлагере, где снова издевались, а потом еле живого отдали новым хозяевам, у которых юноша находился до февраля 1945-го. После освобождения его призвали в армию и зачислили во 2-ю гвардейскую танковую бригаду в качестве стрелка. Несколько месяцев до Великой Победы Саша воевал на фронте, уже на подступах к Берлину получил звание сержанта и стал командиром отделения. За это короткое время прошел не одно тяжелое сражение и, к сожалению, потерял многих друзей. Потом охранял улицы побежденной страны, помогал наводить там порядок. Домой вернулся в 1949-м. Возмужавший, повзрослевший, а на груди – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
В Лунинце он встретил свою вторую половинку, с которой вырастил и воспитал четверых детей. Работал на стройках, а в более зрелом возрасте, как когда-то отец, тоже пришел на магистраль. В июне 1978-го Александра Борисовича приняли сторожем в локомотивное депо Лунинец, где он трудился более 10 лет. В отрасли работали и его младшие сестры: Мария сначала обслуживала прифронтовые участки железных дорог, с 1944-го и на протяжении почти полувека наводила на предприятии чистоту и уют. Вера же была оператором и инструктором производственного обучения (стаж – 13 лет). Интересный факт: обе женщины награждены медалью «Ветеран труда» и у обеих мужья были железнодорожниками.

Игорь и Сергей Олешкевичи

«Весь в деда»

Говорят, дети – это продолжение родителей, и третье поколение династии Олешкевич – Кузьмич – наглядное тому подтверждение. Сын Александра Борисовича Игорь в железнодорожниках более 40 лет, с 1982-го. Трудовую деятельность начинал слесарем по ремонту подвижного состава в хозяйственном цехе депо. Со временем прошел курсы помощников машиниста. Однако частью локомотивной бригады стал спустя три года, пройдя службу в армии. Еще через пять лет окончил гомельский отраслевой техникум. Но затем решил сменить род деятельности и устроился коммерческим агентом на станцию Сарны, после был стрелком в Брестском подразделении Военизированной охраны, со временем возглавил стрелковую команду. Сейчас Игорь Александрович работает приемщиком поездов на станции Лунинец.
– Самое интересное, что я еще в школе написал сочинение об этой профессии, которое всем зачитывали на линейке, – вспоминает собеседник. – В конце концов, не зря вырос по соседству с магистралью (смеется). К тому же обладаю техническим складом ума и всегда интересовался различными устройствами, механизмами и, конечно, локомотивами.
О своей профессии могу рассказывать долго. Но отмечу лишь, что работа на магистрали – это постоянное развитие и совершенствование навыков. Поэтому в свои 58 до сих пор учусь. Быть железнодорожником – мое призвание, но я рад, что и сын Сергей пошел по моим стопам: он помощник машиниста тепловоза, трудится в депо с 2018-го.
Стремлением к знаниям и профессиональному росту всегда отличалась и внучка родоначальника династии – дочь Марии Борисовны Елена. Как и мама, она сразу устроилась в депо уборщицей. Затем освоила специальности машинистки и лаборанта, без отрыва от производства окончила гомельский отраслевой техникум. В настоящее время трудится техником по замерам колесных пар, обеспечивая безопасность движения поездов. Железнодорожницей Елена Олешкевич (по мужу Кузьмич) стала более 35 лет назад.
А вот сын Марии Борисовны Сергей в этом году празднует 40-летие профессиональной деятельности на магистрали. На его счету более миллиона километров, что подтверждает знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км». Заслуженную награду железнодорожнику вручили во время Шестого слета машинистов, который состоялся в Минске в год 160-летия Белорусской магистрали.
– Я вырос в депо, поэтому и выбрал стальную, – смеется Сергей Александрович. – Если серьезно, после восьмилетки из-за определенных обстоятельств поступил в Березовское профессионально-техническое училище № 109 на сварщика. Однако все практики проходил на нашем пред-приятии, а в 1984-м был официально трудоустроен по специальности. Затем меня призвали на службу в армию, которую проходил на Дальнем Востоке. По возвращении домой руководство депо предложило пройти курсы помощника машиниста тепловоза и дизель-поезда. Через два года, в 1989-м, получил права, позволившие встать за правое крыло локомотива. Это как раз пришлось на начало нового тысячелетия – 2000 год. К тому времени я уже окончил брестский отраслевой техникум. С 2002-го работаю машинистом дизель-поезда в пригородном движении. Направления – Житковичи, Барановичи, Горынь, Дрогичин. Сейчас чаще всего езжу на Микашевичи, затем возвращаюсь в Лунинец, отсюда в «столицу» нашего отделения и с оборота назад. Это ни много ни мало 360 км. А в среднем в месяц получается более 3 тыс. км. И знаете, что? Мне моя профессия нравится! Да и, как говорится, взялся за гуж, не говори, что не дюж. Только я бы перефразировал: «Пришел в депо – расти профессионально». Поэтому следующая цель – повышение класса машиниста.
«Весь в деда – такой же ухватистый. А если за что-нибудь берется, то делает от и до. А на мать как две капли воды похож. Она тоже такая – хваткая к работе. Вот вам и связь поколений», – отмечает председатель ветеранской организации локомотивного депо Лунинец и однофамилец моего собеседника Алексей Олешкевич, ставший невольным свидетелем нашей беседы в стенах предприятия.

Наталья Кузьмич

«Горжусь своей семьей и династией»

– А мой брат с детских лет всем твердил, что хочет быть, как наш дядя Сережа. И в итоге стал машинистом, исполнив свою мечту, – рассказывает дочь Елены Кузьмич Наталья. Фотография девушки украшает Доску почета депо Лунинец. – Денис на железной дороге с 2010-го. Прежде чем возглавить локомотивную бригаду и управлять дизель-поездом, успел поработать слесарем по ремонту подвижного состава. Обожает свою работу! И я люблю свою. Хоть в детстве и не знала, кем хочу быть, и даже представить не могла, что продолжу семейное дело. Поэтому после школы поступила в колледж в Ляховичах, а затем в Академию ветеринарной медицины в Витебске. И лишь окончив ее и отработав два года по распределению, поняла, что не совсем довольна своим выбором. В это время ко мне в гости приехала мама и рассказала, что в депо требуются нарядчики локомотивных бригад. Я решилась и уехала домой. Вот так третье поколение нашей династии повлияло и на меня (улыбается). Да и родным это предприятие стало мне еще с детства. Маленькой любила провожать и встречать маму с работы, с большим удовольствием ходила сюда в столовую. Какие же там были вкусные котлеты! Повторить их не получалось ни у кого. С особой ностальгией вспоминаю рассказы мамы о времени, когда железнодорожники дружили семьями и все праздники отмечали вместе. Впрочем, коллектив и сейчас сплоченный, веселый: у нас отличные локомотивные бригады, с которыми я взаимодействую уже более 10 лет. Да, я люблю свою работу. А еще горжусь семьей, династией и точно знаю все наши корни… От прадеда Бориса.
…Олешкевичи. Железнодорожников с такой фамилией в локомотивном депо Лунинец сегодня трудится немало. В их числе и четверо «летописцев» потрясающей истории продолжительностью более двух столетий.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика