Июнь
Пт
14
2024

Векторы взаимодействия

В Минске состоялось XIV заседание межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт».

На нем присутствовали – очно или в формате видеоконференции – более 60 экспертов: полномочных представителей государств – участников Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) в МТК, представителей Госстандарта, железнодорожных администраций стран СНГ, а также организаций – членов Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ).
Открыл мероприятие председатель МТК 524, глава ОПЖТ Валентин Гапанович. Он поблагодарил хозяев за теплый прием и за возможность собраться всем за круглым столом, чтобы на равных обсудить накопившиеся вопросы, подвести итоги ушедшего года и обозначить задачи на текущий.
Важность конструктивного диалога для решения задач в сфере технического регулирования и стандартизации на пространстве 1520 отметил в приветственном слове ответственный секретарь Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Владимир Черняк. Он проинформировал о той работе, которая осуществляется в рамках МГС. В частности, отметил разработку ГОСТ 1.7-2022, устанавливающего требования к экспертам по стандартизации. Всего в 2023 году МГС было принято 650 документов, в создании которых активно участвовали представители всех стран СНГ.
Выступающий подчеркнул, что стратегических целей развития (а это импортозамещение, технологическая независимость) сегодня невозможно достичь без стандартизации, лежащей в основе экономического сотрудничества. Помимо нее МГС занимается вопросами метрологии, оценки соответствия, надзора и аккредитации, то есть всей инфраструктурой качества. Несмотря на определенные сложности, обусловленные непростой геополитической обстановкой, МГС продолжает функционировать: приняты основополагающие стандарты (ГОСТы), предпринимаются усилия по воссозданию на пространстве 1520 института экспертов, инженерной школы для сохранения компетенций и подготовки достойной смены. Упоминая стратегию развития МГС до 2030 года, Владимир Николаевич обратил внимание, что важнейшим направлением в ней обозначен приоритет разработки межгосударственных стандартов над национальными. «Интеграция без единых стандартов невозможна!» – подчеркнул выступающий. Еще одной актуальной темой он назвал цифровую трансформацию межгосударственной стандартизации, отметив большой опыт железнодорожной отрасли стран СНГ. В завершение Владимир Черняк поблагодарил присутствующих за плодотворную работу, подчеркнув, что железная дорога всегда оставалась локомотивом прогресса, и пожелал им дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.
Участников заседания на белорусской земле поприветствовал и главный инженер Белорусской железной дороги Сергей Новодворский. Он отметил, что на БЖД высоко ценят МТК 524 как открытую площадку, дающую возможность внести весомый вклад в развитие актуальной нормативной базы, способствующей созданию качественной железнодорожной продукции и сосредоточившей в себе научно-технический потенциал производителей железнодорожной техники, научных институтов и железнодорожных администраций. Белорусская магистраль активно участвует в работе МТК, являясь полномочным представителем республики в комитете.

глава ОПЖТ Валентин Гапанович
и главный инженер БЖД Сергей Новодворский

– Опираясь на богатый опыт плодотворного взаимодействия, нам важно не останавливаться на достигнутом и эффективно двигаться вперед для достижения поставленных целей, – заявил Сергей Александрович. – С уверенностью можно констатировать, что совместная с МТК 524 работа будет способствовать развитию железнодорожной промышленности наших стран, выпуску безопасного, надежного подвижного состава и техники, слаженному и бесперебойному перевозочному процессу. Несомненно, без развития стандартизации достигнуть этого практически невозможно.

Более подробный отчет о деятельности МТК 524 представил его ответственный секретарь Илья Радецкий. Он проинформировал о том, что перспективная программа МТК 524 на 2024 – 2026 годы предусматривает разработку 57 тем: это актуализация 32 стандартов, разработка еще 25.

Высокую оценку деятельности МТК 524 дал директор Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Александр Скуратов. «Комитет – это площадка настоящих экспертов, где стандарты, в том числе и цифровые, – закон», – отметил выступающий. Александр Геннадьевич сообщил, что на данный момент в Республике Беларусь разработано и действуют 26 тыс. межгосударственных и 6 тыс. национальных стандартов. Он также рассказал коллегам из других стран, что 2024-й объявлен в Беларуси Годом качества и об учреждении Государственного знака качества. Лучшие предприятия-производители смогут наносить его на свою продукцию.
Итоги работы МТК 524 в 2023 году и задачи на 2024-й обозначил в своем выступлении председатель МТК 524, президент ОПЖТ Валентин Гапанович. Он проинформировал о том, что по результатам проведенной МГС оценки эффективности деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации за 2022 год МТК 524 присвоен статус «Лидер в межгосударственной стандартизации-2022». В прошлом году было разработано 25 межгосударственных стандартов (22 принято и 3 направлены на согласование и редактирование), которые охватывают различные направления железнодорожной отрасли, в том числе вопросы сохранности вагонного парка при проведении погрузочно-разгрузочных и маневровых работ, модернизации, модификации и совершенствования тягового подвижного состава (ГОСТ 22235-2023 «Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ», ГОСТ 34961-2023 «Система разработки и постановки продукции на производство. Тяговый подвижной состав. Критерии и порядок проведения работ по модернизации, модификации и совершенствованию»). Продолжая тему качества, Валентин Александрович ознакомил коллег с уникальным проектом, внедряемым в системе машиностроения России, – автоматической базой данных комплектующих грузового вагона «Цифровой инспектор». Она позволяет не допускать на рынок контрафактную продукцию. Казахские и белорусские железнодорожники имеют к ней право доступа. Возможно, со временем подключатся и производители.

За многолетний добросовестный труд, инициативное и плодотворное участие в разработке межгосударственных стандартов в области железнодорожного транспорта коллектив БЖД был отмечен Почетной грамотой Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники». Также на мероприятии состоялось вручение благодарностей специалистам, участвующим в работе МТК 524.

Начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством – главный метролог Белорусской железной дороги Владимир Фролов поблагодарил коллег за высокую оценку труда экспертов БЖД. Он проинформировал об их работе в рамках МТК 524, а также представил доклад об истории развития и основных аспектах совершенствования отраслевой стандартизации, акцентируя при этом внимание на реализацию задач, стоящих перед Белорусской железной дорогой в Год качества, объявленный в нашей стране.
На мероприятии выступили представители казахстанской и кыргызской железных дорог. Они рассказали об итогах работы и достижениях технического комитета по стандартизации ТК 40 «Железнодорожный транспорт» и о работе «НК Кыргыз темир жолу».
Первый заместитель руководителя ФБУ «РС ФЖТ» Наталья Агафонова в своем выступлении напомнила о проводимой в настоящее время актуализации технических регламентов ЕАЭС в области железнодорожного транспорта, а также о перечне стандартов к ним.
В ходе заседания его участники обсудили задачи на текущий год. Среди основных – обновление действующих и разработка новых стандартов, применение которых будет способствовать исполнению требований технических регламентов, в том числе стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию инновационных грузовых вагонов и локомотивов с улучшенными технико-экономическими характеристиками.
Завершая заседание, Валентин Гапанович поблагодарил участников за продуктивную работу и эффективное взаимодействие в области стандартизации, акцентировав внимание на важности подобных мероприятий, результаты которых оказывают положительное влияние на развитие транспортной отрасли и экономики стран СНГ.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика