Июль
Вт
16
2024

Таланты – магистрали

В последнюю субботу июня традиционно отмечается День изобретателя и рационализатора. На Белорусской железной дороге трудится немало тех, кто не представляет свою жизнь без технического творчества.
Их новаторские идеи вносят значимый вклад в совершенствование производственных операций, оптимизацию процессов ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава, они направлены на обеспечение безопасности движения поездов, экономию и рациональное использование трудовых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, улучшение условий труда.
Только за 5 месяцев текущего года в организациях и обособленных структурных подразделениях стальной магистрали разработаны и внедрены почти 100 рационализаторских предложений. Экономия средств от их использования составила 1418,6 тыс. рублей. За прошедший период свои изобретательские способности проявили 175 специалистов дороги.
Наиболее отличились новаторы Минского отделения, где подано и внедрено 8 рацпредложений с экономическим эффектом более 377 тыс. рублей. Хороший творческий потенциал в Витебском отделении. Благодаря реализации 28 новых технических решений получена экономия 373,36 тыс. рублей. Среди лучших в техническом творчестве и железнодорожники Гомельского. 21 рацпредложение – и экономический эффект на сумму 321,21 тыс. рублей.


Минское отделение

Для замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования работники Минского вагонного депо разработали и внедрили устройство для демонтажа и монтажа поглощающих аппаратов при плановых видах ремонта грузовых вагонов. Оно позволит механизировать тяжелый физический труд рабочих.
Как объяснил автор идеи, главный технолог Дмитрий Лянгус, снятие поглощающих аппаратов любых типов – как пружинно-фрикционных, так и эластомерных – процесс трудоемкий. Для его облегчения новатор предложил на раме установить стойки, на которых, в свою очередь, будет крепиться каркас. Стойки соединены попарно, образуя крестовины, установленные на оси. С одной стороны концы крестовины жестко фиксируются болтами к раме и каркасу, а с другой – могут перемещаться по ним на роликах благодаря гидроцилиндру. Источником давления является пневмогидроусилитель. Он запитан от промышленной пневмосети и подает гидравлическую жидкость в гидроцилиндр. При выдвижении штока гидроцилиндра происходит перемещение стоек, вследствие чего каркас поднимается, при его втягивании – перемещается вниз. В исходном положении – находится внизу. Поворотный стол имеет свойство перемещаться в поперечном направлении. Привод пневмогайковерта осуществляется от пневматической сети депо путем переключения крана подачи воздуха с пневмогидроусилителя на гайковерт. При этом исключается вероятность опускания поворотного стола, что значительно повышает безопасность работ.


Барановичское отделение

Большинство идей, предложенных новаторами Барановичского вагонного депо, направлены в первую очередь на безопасность технологических и ремонтных операций, улучшение условий труда и экономию денежных средств.
Для очищения воздуха от дымов и аэрозолей, образующихся при проведении сварочных и наплавочных работ во время ремонта подвижного состава, в вагоносборочном участке смонтирована фильтровентиляционная система. Она работает по принципу рециркуляции и состоит из четырех самоочищающихся фильтров с вентилятором модели FCS ECO-T-06-VR.
Для эффективной очистки всего воздушного потока необходимо включение всех самоочищающихся фильтров одновременно. При этом мастер участка (бригадиру) должен проконтролировать завершение процесса очистки фильтров на каждой установке и только потом выключить тумблер общего питания на электрическом щите.
«Поразмыслив над ситуацией, мы решили разработать электрическую схему, собрать и смонтировать удаленный пульт управления, с которого можно включать (выключать) все четыре установки одновременно и контролировать завершение процесса очистки каждой по контрольным лампам на пульте», – ввел в курс дела один из авторов идеи заместитель начальника депо – главный инженер Сергей Яцук. Также в ее реализации приняли участие начальник технического отдела Сергей Хвесько, наладчик КиПА Александр Лисовский и инспектор Максим Никонюк.
Пульт разместили в непосредственной близости к центральному выключателю питания всей фильтровентиляционной системы. Новация позволила усовершенствовать технологический процесс, повысить уровень охраны труда и сэкономить средства предприятия на покупку аналогичной системы от производителя фильтровентиляционной системы.


Брестское отделение

Работники Брестской дистанции электроснабжения активно участвуют в рационализаторской деятельности. Среди их значимых идей – новый метод изоляции светильников на устройствах контактной сети.
Авторы этого технического решения – начальник Березовского района контактной сети Юрий Ходунков и инженер технического отдела дистанции Сергей Богданов (на фото). Нынешнее ноу-хау этого тандема нацелено на снижение материальных и трудовых затрат при изолировании светильников на контактной сети. Эти устройства размещены на многих опорах в пределах станций и остановочных пунктов, находящихся в зоне обслуживания Брестской дистанции электроснабжения.
Согласно требованиям нормативных документов, устройства 0,23 кВ при монтаже на контактную сеть необходимо изолировать. Прежде повсеместно применялся следующий метод: под хомутом крепления светильника к опоре прикладывался изолирующий материал (полоса резины). Однако такой подход имеет ряд недостатков: в частности, есть неудобство при монтаже, со временем резина грубеет и трескается, теряя свои защитные свойства. В связи с этим железнодорожники предложили в месте крепления светильника к кронштейну вставлять трубу ПВХ, обладающую хорошими изолирующими свойствами. При таком подходе повышается удобство монтажа, снижается негативное влияние внешних факторов и, соответственно, повышается износоустойчивость устройства. Разработка была применена на практике и доказала свое преимущество.


Гомельское отделение

Немало новаторских идей предлагают работники Гомельского отделения. Например, начальник производственно-технического отдела Гомельской дистанции пути Константин Покаташкин 11 раз признавался лучшим рационализатором Белорусской железной дороги.
В соавторстве с начальником участка Николаем Мисевым (на фото) у них десятки интересных новшеств, есть и довольно значимые. Например, благодаря изменению путевого развития Прудковского парка станции Гомель (нечетная система), разработанному новаторами совместно и начальником дистанции пути Андреем Политиком, уменьшились эксплуатационные расходы в части содержания здесь железнодорожного пути.
– Заезд подвижного состава на путь необщего пользования северной котельной ОАО «Гомельэнерго» (нечетная горловина Прудковского парка) осуществляется по 4-му пути через стрелочный перевод № 26, расположенный в четной горловине, – рассказывает Константин Покаташкин. – Общая протяженность 4-го пути составляет 663 метра, из них 233 эксплуатируются в криволинейных участках с радиусами от 200 до 490 метров, что приводит к появлению бокового износа рельсов и, как следствие, преждевременному выходу из строя материалов верхнего строения пути. Перенос стрелочного перевода № 26 на новую ординату в нечетную горловину позволил ликвидировать криволинейные участки, и, соответственно, сократить расходы по текущему содержанию железнодорожных путей без изменения технологии работы Прудковского парка. Экономический эффект составил 67 тыс. рублей.


Могилевское отделение

Предложения энтузиастов-изобретателей Осиповичской дистанции сигнализации и связи помогают экономить немало материальных ресурсов. К примеру, начальник линейно-производственного участка СЦБ Вадим Шишковец и старший электромеханик по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной автоматики и телемеханики Демид Мальцев (на фото) придумали простой, но эффективный способ увеличить обменный фонд реле типа ДСШ-13А – за счет перераспределения.
– В КИПе Осиповичской дистанции сигнализации и связи имеются реле типа ДСШ-13А и ДСШ-16. При этом количество второго в запасе намного больше. При периодической проверке реле ДСШ-13А в обменном фонде не всегда хватало таких же, – рассказывает Вадим Павлович. – Поразмыслив, решили изменить схемы рельсовых цепей на станциях Несета и Друть, использовав в качестве приемника реле ДСШ-16 вместо ДСШ-13А.
Такой подход позволил высвободить большое количество реле ДСШ-13А и пополнить обменный фонд. При относительно небольшом объеме монтажных и наладочных работ внедрение этого рацпредложения позволило снизить объемы закупок реле типа ДСШ-13А, а также повысить надежность работы рельсовых цепей.


Витебское отделение

Рационализаторы Витебской дистанции электроснабжения разработали и внедрили решение, позволяющее значительно снизить финансовые расходы на оплату энергопотребления предприятий Новополоцкого железнодорожного узла.
Идею предложила группа авторов, включающая начальника участка учета и реализации энергии Леонида Воробьева, электромехаников участка Павла Поплаухина и Владислава Мелешко, электромонтера Евгения Гвоздова.
Железнодорожники проанализировали графики потребления электроэнергии и мощности Новополоцкого узла за 2023 год с применением АСКУЭ (автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии). По результатам этого было принято решение о переводе расчетов узла, являющегося субабонентом завода «Полимир» ОАО «Нафтан», на расчеты по фактической величине наибольшей потребляемой активной мощности за расчетный период, а не по заявленной мощности, как было прежде. При новом подходе, как предполагается, у железнодорожников Витебского отделения появится возможность снижать расходы на электроэнергию.

Яндекс.Метрика